logo search
ГОС все 30

3.2.Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах гос-ва.

Форма гос устр-ва – модель хар-ся в-д центр и тер ОВ.

формы гос. устройства: унитарное, федеративное, регионализованное (гос-во автономий) + конфедерация (сейчас нет, и это больше межгосударств устр-во)

1. Унитарное гос-во – это единое гос-во, состоящее не из гос-в и гос-ых образований, а из АТЕ – областей, провинций, губерний, делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны и т. д.

- статус АТЕ определяется сверху -идет стопроцентное финансирование сверху - гос власть едина, единая система закон-ва, испол-ой и суд.власти - полномочия и мех-м формирования тер.органов власти определяется законом сверху т- сфера действия правовых актов определяется сверху - унификация в орг. власти, полномочиях и статусе между АТЕ

Решение нац.-тер-ых проблем: - создание автономий.

Автономия: 1) предоставление внутреннего самоуправления; самостоятельности в решении местных ???.

2) особые политико-тер-ые единицы, созданные с учетом нац.состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения. Допускается гос.вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию гос-ва.

Виды автономий:

1) персональная (культурно-национальная в отеч.литерат-ре) создается, когда какие-либо этнические группы, нац.меньшинства проживают разрознено (напр.в Австрии, Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются ??? культуры, быта, но могут участвовать в полит.жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах гос-ва.

2)корпоративная автономия - связывается наличием язык. общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в гос.аппарате, гос.служащие др.нац-ей должны знать этот язык. Суд.процесс, преподавание в школе может проходить на данном языке. (касты и племена в Индии).

3) территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной, или этнотерриториальной, но бывает основано не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной тер-ии.

В отеч.лит-ре:

1) национально-тер-ая автономия – характ-ся территор-ым единством и элементами государств-ти. Две формы : политическая (право законод-ва по местным вопросам), административная ( нет права законод-ва, но есть некоторые полномочия, например, отменять или изменять НПА если они не соответствуют местным обычаям)

2)культурно-нац-ая- созд-ся на началах объединения лиц, принадлежащих к одному этносу, проживающих разрозненно в разных частях гос-ва, но не обладает терр-ым единством.

2. Федерация- сложное союзное гос-во. Основные признаки (в них заложены пути решения):

1) состоит из др. гос-в или гос. образований, являющиеся ее S, но иногда включает тер-ии, управляемыми фед.органами

2) в ней действуют 2 государ-ые власти: верх.власть федерации и подчиненная власть ее S

3) сущ-ет своя система органов гос. власти федерации и своя- в каждом S

4) создается особая форма парл-та для представительства интересов S федерации

5) конституция проводит разграничение полномочий федерации и ее S а согласно концепции кооперативного федерализма, выделяется сфера совместной компетенции, предметов ведения

6) существует фед.право и право S, причем действует принцип верх-ва федерального права. S часто имеют свою конституцию, прав-ва, суд.органы, гос.символику, неполитические союзы между S, соглашения с др.странами, представительства в др.странах (по эк. и культ. ???).

Виды федераций:

1) дуалистическая (Швейцария, США, Австралия) – отсутствие трансфертов Sам, разграничение полномочий.

2) кооперативные (ФРГ, Бельгия) – совместная сфера деят-ти, совместное финансирование. Межбюджетные отношения

3) централизованные- Малайзия, Индия, Пакистан.- максимизация полномочий и финансов в центре, селективное перераспределение ресурсов и полномочий.

3. Регионализованное гос-во.(Испания, Италия) – абсолютизация автономий, скрытая федерация.

1)вся тер-ия гос-ва состоит из автономных образований.

2) автономии создаются по территориальному либо этническому признаку

3) у автономий нет конституций, но закреплены особые полномочия в конституции гос-ва. (есть Уставы)

4) есть контроль «сверху» над автономиями (соблюдение законности МПА).

5) статус и полномочия определяются в двусторонних договорах между автономией и центром ( рег.власть подает проект Устава на рассмотрение в парл-т, устав принимается специальным законом на общегосударственном уровне)