logo search
ГОС все 30

21.3. Организация гу земельными ресурсами

Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки — части­ территории субъекта РФ, муниципального района, города и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Государственное управление земельными ресурсами представляет собой систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на сферу земельных отношений, которое позволяет достигнуть наиболее эффективного использования земельных ресурсов страны.

Государство (в лице Российской Федерации и субъекта Россий­ской Федерации) и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах:

- собственника, действующего на рынке

- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;

Функции управления земельными ресурсами в Российской Федерации поделены между большим количеством правительственных организаций, включая Министерство экономического развития и торговли, Министерство юстиции, Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет многогранные полномочия субъектов государственного управления в области земельных отношений: установление основ федеральной политики в области земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области мониторинга земель, земельного контроля, землеустройства и ведения земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации законодательством страны. Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации

В целом, государственное управление земельными ресурсами, в основном, направлено на:

- увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;

- сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями земельными ресурсами и органами власти;

- вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;

- введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельный ресурсов;

- оптимизацию структуры земельных ресурсов;

 - усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации и т.д.

Способы управления землей:

А) Гос. и мун структурам: 1. Постоянное (бессрочное) пользование (для ОГВ и ОМС+религиозные организации+организации, выигравшие торги на строительство гос. и мун. жилья).

2. Безвозмездное срочное пользование земельными  участками. На срок не более 1 года (государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям - >хозяйственное ведение).

Б) В отношении юридических лиц: 1. Аренда 2. Приватизация. 3. ПБП – если до введения ЗК, то сохраняется, но не вправе распоряжаться. Обязаны арендовать/приватизировать.

В) В отношении физических лиц: 1. Аренда 2. Приватизация. 3. Пожизненное наследуемое владение - если до введения ЗК, то сохраняется, но не вправе распоряжаться, кроме наследования. 4. ПБП - если до введения ЗК, то сохраняется, но не вправе распоряжаться.

Аренда: 1. От ПБС, БСП. 2. Иное, кроме 1 (Под существующее жилье, сады, дома, торговые организации). 3. Предоставление для строительства (конкурс, аукцион).

Приватизация (равенство, открытость, возмездность): 1 под здание, которое находится в собственности S. 2. Иное, кроме 1(заявитель составляет кадастровый план, подает заявку, ОМС предоставляет). 3. Предоставление д/строительства.

Проблемы в управлении земельными ресурсами: отсутствие единых  методик оценки;  непрозрачность процедур управления землей; длительные сроки рассмотрения заявок;  кадровые проблемы.

Билет №22