logo search
ГОС все 30

Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.

Методы ГМУ – способы воздействия ОГВ, ОМС и их ДЛ на О-т упр-я с целью достижения опред. соц-но значимого результата в пределах своей компетенции и в установ. порядке.

Классиф-ия методов ГМУ:

1. Методы изучения проблем ГМ развития:

- нормативный – изучение правовых норм, регулир-х. ГМ развитие,

- балансовый – изучение гос-ва (S, МО) как совокупности балансов (доходы и расходы; ресурсы и потребности),

- системный – проблемы развития О-та рассматр-ся в комплексе (реформа – структура, внеш среда, последствия и т.д.),

- статистический – использ-е стат. данных о развитии О-та.

2. Методы упр-я – методы воздействия на соц-эк. комплекс:

- административные – прямое упр-е в рамках исполнит вертикали (в администрациях «начальник-подчиненный»; ГУПы и МУПы и др.),

- эконом-ие – налог льготы, мун. эк. программы, нац. проекты – воздействие на эк. комплекс для оптимизации хоз. развития территории. М.б. методы эк. стимулир-я или же наоборот, эк. ответст-ти.

- организационные – создание спец. структур для реш-я актуал вопросов; механизмы планир-я, координ-и, контроля и т.д.

- правовые – принятие НПА, обязательных для ЮЛ и ФЛ; правовое регулир-е,

- соц-психологич, PR и идеолог-ие – диалог власти и пол-ки., эк. S-та, населения.

3. Функционир-я ОГВ и ОМС (связаны с процессом орг-ии деят-ти; н-р: премирован служащих, опред-е правил внутр распорядка) и обеспеч-я реализации их ff (н-р: проведение м\ународ конференции).

4. По харак-ру воздействия: методы прямого воздейст-я (н-р: взыскание штрафа за превыш-е скорости) и косвенного воздейст-я (н-р: предоставл-е налог льгот при соблюд-и опред. условий).

Специфика методов ГМУ:

1) Связана со спецификой О-та упр-я – сложный О-т – общество в целом и отдел соц. группы. Отсюда необходимость соглас-я интересов разл сторон.

2) Возмож-ть легитим принуждения (Козбаненко) – при помощи правоохр. органов,

3) Системность ГМУ (н-р: налоги - на федер уровне – рамки, в S и МО – конкретно),

4) обязат соц направл-ть.

И специфика сегодня:

5) антикризисные методы,

6) необход-ть перехода к гибким методам (поощр-е инициатив-ти, децентрализ-я, активное вовлечение граждан).

Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления ввиду их многообразия и специфики целесообразно рассмотреть в виде проблемных блоков:

1) методы социально-политические (создаются условия для проявления трудовой и политической активности людей, реализации заложенных в человеке потенциальных возможностей, организации занятости населения, обеспечения его бытовых условий, предоставлении социальных услуг, сервиса.);

2) экономические (приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, применение материальных санкций и т.д.). Важным рычагом государства является законодательное регулирование экономики, которое осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях;

3) правовые (своевременно выявить потребности правового обеспечения управленческого процесса, разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты, а также предусмотреть их социальные последствия);

4) административные. Применение этого метода носит характер прямого воздействия, т.е. издания нормативного правового акта, распоряжения, предписания, команды, в которых находит прямое выражение воля управляющего субъекта;

5) кадровые (подбор и расстановка кадров);

6) контрольные (предварительного, текущего и последующего контроля, выборочной проверки, документальной и фактической ревизии);

7) социально психологические (искусство воздействия на личность и социальную группу). С их помощью формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповые сознания, а также ориентация на лидера, политические агитации, пропаганда, разъяснение политики государства;

8) идеологические;

9) морального воздействия (поощрение и нравственное суждение, причем последнее нередко имеет большее воздействие, чем административное или иное наказание).