logo search
ГОС все 30

Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.

Форма правл-я (ФП) - способ орг-ии верховн органов гос власти, хар-р их соотнош-ия м/ду собой и с насел-ем страны.

1 этап: 91-сент 93 – РФ соотв. осн. признак. Дуалистич (презид) респ. Т.е. независ-е формир зак и исп власти: - През-т, - Верх Сов, - огранич влиян, - невозм. Констит роспуск ВС/ отстав През-та, - налич Съезда Нар деп – постеп сниж роль, - слаб закон власти. ТО гарантир возник конфл в связи с незав формир-ем зак и исп вл. Осн. напр борьбы – ослабление др др (конст механизм нет). Такая ФП неприемлема.

2 этап: осень 93 – классич диктатур: - полнота вл в рук През-та; - Указы выше Конст-ии; - зак орг распущ-ны; Заканчив-ся принят-ем К-ии РФ.

3 этап: 94 – 98/99: нов ФП: а) если ориентир на текст К-ии – смешан респб, т.е. двойн отв-ть правит-ва + право През-та распуст-ть ГД + През-т избир-ся всеобщ выб. Напомин Франц. б) если см на практику реализ-ии конст. положен.: - механизм парлам отв-ти ни разу не был задейств; - механизм роспуска ГД не был использ, мертв нормы; - констит ловушки – т.е. ГД м.б. распущ только если сама захочет; ТО заново презид респ => механизмы контроля блокир. Дума- в осн – КПРФ; През-т – подчин. правит-во. Система более устойч., т.к. с 93-06 реформы изб зак-ва (ГД изб-сь пропорц и мажор, т.е. ни у кого не м.б. большинства); усилен влиян През-та на исп влатсь. Конфликт ни куда не исчез, попытка импичм, завершен – нов выборы

4 этап: с 99 – сей день: нов ФП – суперпрез республ: сохранен констит демокр инстит, выборы, конкурентн выборов, раздел властей, многопарт, но полнота власти – у През-та. Это не коротк период, а устойчив ФП (Мексика 70 лет) Почему: 1) особ-ти раздел вл в соврем мире 2) 2 ключ фигуры на росс полит арене – ФС и През-т 3) за счет мех-ов зак-го хар-ра: сниж числ парт, фин админ, орг поддержка парт власти (ЕР) => усил роль ГД, но сдр стор сниж парт и фракц в ГД. в 2007 у ЕР констит больш-во. Далее устран глав S-ов РФ из СФ, с 2005 – назнач губерн. ТО. ныне в РФ двухголовая суперпрезид респ-ка.

Итоги: Сегодня, согласно Конституции 1993 года Россия – смешанная или полупрезидентская республика. Эта форма правления предполагает двойную ответственность Правительства перед Парламентом и перед Президентом. Правительство зависит и от Президента и от Парламента. Президент – глава государства, он выбирается народом (обычно прямые всеобщие выборы).

В России Президент может издавать собственные нормативные акты. В смешанных республиках (в частности Россия) контросигнатура (подпись ответственного министра или премьера) отсутствует.

На практике механизмы смешанной республики ниразу не использовались. Ближе к одному из вариантов суперпрезидентской республики.

Перспективы:

Суть дискуссии сводится к определению формы правления в России – президентская республика, парламентарная или смешанная форма. Сложность состоит в том, что четко определить форму правления в России практически невозможно.

В России заимствованы традиции двух форм: президентской республики и смешанной формы.

Основанием для ФП является Конституция: изменения возможны в ее рамках. Конституция – гарант – этим перспективы ограничиваются.

Т.е. изменения среди президентских ФП – от демократической до автаритарной(суперпрезидентской).

Перспектив для смешанной ФП нет, т.к сущ-т конституционные ограничения.

Ключевой вопр – степень самостоятельности Парламента, кот сейчас определяется: форматом избирательной системы, контролем ИВ над выборами, поддержкой властью партии ЕР.