Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
Форма правл-я (ФП) - способ орг-ии верховн органов гос власти, хар-р их соотнош-ия м/ду собой и с насел-ем страны.
1 этап: 91-сент 93 – РФ соотв. осн. признак. Дуалистич (презид) респ. Т.е. независ-е формир зак и исп власти: - През-т, - Верх Сов, - огранич влиян, - невозм. Констит роспуск ВС/ отстав През-та, - налич Съезда Нар деп – постеп сниж роль, - слаб закон власти. ТО гарантир возник конфл в связи с незав формир-ем зак и исп вл. Осн. напр борьбы – ослабление др др (конст механизм нет). Такая ФП неприемлема.
2 этап: осень 93 – классич диктатур: - полнота вл в рук През-та; - Указы выше Конст-ии; - зак орг распущ-ны; Заканчив-ся принят-ем К-ии РФ.
3 этап: 94 – 98/99: нов ФП: а) если ориентир на текст К-ии – смешан респб, т.е. двойн отв-ть правит-ва + право През-та распуст-ть ГД + През-т избир-ся всеобщ выб. Напомин Франц. б) если см на практику реализ-ии конст. положен.: - механизм парлам отв-ти ни разу не был задейств; - механизм роспуска ГД не был использ, мертв нормы; - констит ловушки – т.е. ГД м.б. распущ только если сама захочет; ТО заново презид респ => механизмы контроля блокир. Дума- в осн – КПРФ; През-т – подчин. правит-во. Система более устойч., т.к. с 93-06 реформы изб зак-ва (ГД изб-сь пропорц и мажор, т.е. ни у кого не м.б. большинства); усилен влиян През-та на исп влатсь. Конфликт ни куда не исчез, попытка импичм, завершен – нов выборы
4 этап: с 99 – сей день: нов ФП – суперпрез республ: сохранен констит демокр инстит, выборы, конкурентн выборов, раздел властей, многопарт, но полнота власти – у През-та. Это не коротк период, а устойчив ФП (Мексика 70 лет) Почему: 1) особ-ти раздел вл в соврем мире 2) 2 ключ фигуры на росс полит арене – ФС и През-т 3) за счет мех-ов зак-го хар-ра: сниж числ парт, фин админ, орг поддержка парт власти (ЕР) => усил роль ГД, но сдр стор сниж парт и фракц в ГД. в 2007 у ЕР констит больш-во. Далее устран глав S-ов РФ из СФ, с 2005 – назнач губерн. ТО. ныне в РФ двухголовая суперпрезид респ-ка.
Итоги: Сегодня, согласно Конституции 1993 года Россия – смешанная или полупрезидентская республика. Эта форма правления предполагает двойную ответственность Правительства перед Парламентом и перед Президентом. Правительство зависит и от Президента и от Парламента. Президент – глава государства, он выбирается народом (обычно прямые всеобщие выборы).
В России Президент может издавать собственные нормативные акты. В смешанных республиках (в частности Россия) контросигнатура (подпись ответственного министра или премьера) отсутствует.
На практике механизмы смешанной республики ниразу не использовались. Ближе к одному из вариантов суперпрезидентской республики.
Перспективы:
Суть дискуссии сводится к определению формы правления в России – президентская республика, парламентарная или смешанная форма. Сложность состоит в том, что четко определить форму правления в России практически невозможно.
В России заимствованы традиции двух форм: президентской республики и смешанной формы.
Основанием для ФП является Конституция: изменения возможны в ее рамках. Конституция – гарант – этим перспективы ограничиваются.
Т.е. изменения среди президентских ФП – от демократической до автаритарной(суперпрезидентской).
Перспектив для смешанной ФП нет, т.к сущ-т конституционные ограничения.
Ключевой вопр – степень самостоятельности Парламента, кот сейчас определяется: форматом избирательной системы, контролем ИВ над выборами, поддержкой властью партии ЕР.
- 1.3. Администрация мо как организация: миссия, ресурсы, организационная структура управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в гу: структура отношений, влияние на деятельность гос. Органов.
- 2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа мо и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2.Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах гос-ва.
- 3.3. Роль мсу в пв: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1 Обеспечение эффективности контроля в гу
- 4.3. Представительный орган мо: структура, организация деятельности, роль в системе мсу
- 5. 1. Управление по результатам в гос.И мун.Организациях: основные элементы и проблемы внедрения
- 5.2. Ограничения и запреты для гс за рубежом и в России: сходства и различия.
- 6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса гм служащих
- 6.3. Полномочия представительного органа му: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения гу, практика их решения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в гу. Специфика политической ответственности (фз 79)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для огв и мсу.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта мсу.
- 9.3. Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 10.3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении
- 11.2. Использование заруб. Опыта гму в рф: осн. Проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в огв: специфика исп. Власти
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности огв
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и огв субъектов рф: осн. Механизмы
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной Администрации
- 13.1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания и президентской власти
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности огв и мсу, перспективы их разрешения
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов
- 14.2. Взаимодействие Представительных и исполнительных огв субъекта рф
- Глава 4 закона.
- 14.3. Стратегия развития мо: теоретические основы и практические примеры.
- 15.1. Формы представительства интересов в совр. Росс. Г-ве: сравнит. Эффективность
- 15.2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- Эволюция института конституционного контроля в России.
- Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- Государственные и муниципальные социально-экономические программы.
- Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.
- 19.3.Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений огв: основные проблемы
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 21.3. Организация гу земельными ресурсами
- 22.1.Перспективы развития федеративных отношений в рф
- 22.2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 веках
- 22.3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практическое осуществление
- 23.1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в гу
- 23.2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование рос. Государственности
- 23.3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы
- 24.1. Оценка эффективности оив s рф
- 24.2. Влияние реформ управления 15-16 вв. На формирование рос. Государственности
- 24.3. Порядок формирования и расходования бюджета мо
- 25.1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 25.2. Петровские реформы государственного и муниципального управления: содержание и значение
- 25.3. Основные направления экономической политики омс
- 27.2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 27. 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- Проблема конституционной реформы в современной России.
- Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 28.3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 29.2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 30.3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.