§ 1. Звенья товарного обращения. Формы и методы внутренней торговли
Торговый капитал выполняет свою основную функцию — реализацию товарного капитала — путем осуществления внутренней и внешней торговли. Принципиального различия между внутренней и внешней торговлей не существует. Таможенная или политическая граница может служить только формальным основанием для разделения внутренней и внешней торговли. Экономическая сущность их одна и та же —посредничество в реализации товарного капитала.
Однако внутренняя и внешняя торговля существенно отличаются друг от друга по своим формам и методам, по своей' роли в капиталистической экономике.
В экономически развитых капиталистических странах внутренняя торговля занимает первое место в реализации общественного продукта. Товарное обращение на внутреннем рынке, осуществляемое торговым капиталом, состоит из двух стадий — из покупки товаров у товаропроизводителей (Д—Т) и продажи этих товаров непосредственным потребителям (Т—Д). Между этими стадиями могут происходить и в действительности происходят неоднократные акты перекупки и перепродажи товаров. Но все эти промежуточные акты купли и продажи совершаются внутри самой сферы товарного обращения.
Осуществляя эти акты, торговые капиталисты выполняют в каждом из них неодинаковые функции. При покупке товаров (Д — Т) им приходится учитывать территориальное размещение производства, условия транспортирования, цену и качество изделий, выпускаемых отдельными предприятиями. Все это связано в первую очередь с тем, что территориальное размещение производства товаров не совпадает с территориальным размещением их потребителей. Поэтому торговцам приходится доставлять их из мест производства в места потребления. Кроме того, производство имеет тенденцию к безграничной специализации, к выделению процессов изготовления отдельных частей одного и того же конечного продукта в самостоятельные отрасли, а спрос потребителей предъявляется одновременно ко многим видам товаров. Поэтому ассортиментная структура производства товаров не совпадает со структурой спроса потребителей и одна из задач торгового капитала состоит в том, чтобы превратить производственный ассортимент товаров в торговый, потребительский ассортимент. Решая эту задачу, торговые предприниматели закупают разнообразные товары у промышленных, капиталистов, сосредоточивают их в своих складах и магазинах, подсортировывают, перегруппировывают и т. д. Наконец, не совпадает также время производства товаров со временем их потребления. Например,при сезонном производстве сельскохозяйственных продуктов потребление их происходит непрерывно и, наоборот, при сезонном потреблении некоторых видов одежды и обуви производство их совершается непрерывно. Это вызывает необходимость в создании запасов товаров и сохранении их в доброкачественном состоянии. Для выполнения этих функций используется специальная материально-техническая база — транспортные средства, склады, холодильники и т. д.
Иные задачи стоят перед торговым капиталом при совершении акта Т—Д'', Изучение спроса, его структуры и тенденции изменения, приспособление товарного ассортимента к спросу являются необходимыми условиями прибыльного функционирования торгового капитала. Это особенно важно при реализации предметов личного потребления, спрос на которые предъявляется миллионами потребителей. В силу подвижности и характерной для капитализма ограниченности и неустойчивости 'потребительского спроса он требует постоянного изучения. Кроме того, индивидуальный спрос вызывает необходимость продажи потребительских товаров небольшими количествами. Для этого используются специальные материально-технические средства — магазины, ларьки, палатки, обеденные залы, весы, кассовые аппараты и т. д.
Различие функций, выполняемых торговым капиталом при осуществлении актов покупки товаров (Д — Т) и продажи их {Т—Д'), вызывает необходимость в организационно-техническом обособлении аппарата выполнения этих актов в отдельные звенья. Такими звеньями капиталистической торговли является оптовая и розничная торговля. Эти звенья торговли становятся сферами приложения самостоятельных частей торгового капитала.
Оптовая торговля — это посредническая торговля между промышленными и торговыми капиталистами, а также между самими торговыми капиталистами. Объектами купли-продажи здесь являются крупные партии товаров. В оптовой торговле окончательно реализуются только товары производственного потребления. '
Одна из форм оптовой торговли— ярмарки. Это своеобразные периодические (раз в год, раз в сезон и т. п.) съезды промышленников и торговцев, где происходит купля и продажа крупных партий товаров. В прошлом ярмарки были вызваны к жизни неразвитостью транспортных средств, оторванностью отдельных рынков друг от друга, слабостью связей между производителями и потребителями, потребностью образования единого внутреннего рынка в отдельных странах и т. д. Первоначально товары свозились на ярмарку и сделки заключались в результате непосредственного их осмотра. Затем появились ярмарки, где торговые сделки заключаются по выставленным образцам.
В период развитого капитализма важной формой оптовой торговли стали товарные биржи. В отличие от ярмарок это постоянно действующие оптовые рынки. На них обычно продаются массовые товары однородного качества, например, хлопок, уголь, лес, зерно и др.
Продажа и купля этих товаров осуществляются за наличный расчет или на срок. При сделках за наличный расчет товары оплачиваются в момент их покупки. При сделках на срок заключаются соглашения о поставке товаров к определенному сроку и по определенным ценам.
Одна часть этих сделок является реальной, а другая, преобладающая, часть — фиктивной (эго так называемая биржевая спекулятивная игра). При спекулятивных сделках не происходит реального движения товаров, причем очень часто продавец не имеет товаров, а покупатель — денег. Они играют на разнице цен, состязаются в правильном предвидении уровня цен на определенные товары к определенному времени.
Биржевые товарные сделки на срок дают возможность нащупать хотя бы па ближайший короткий отрезок времени тенденции хозяйственной конъюнктуры и определить, надвигается ли кризис пли ожидается подъем производства. Низкий уровень цен при биржевых сделках на срок предвещает обычно плохую хозяйственную «погоду», усиление трудностей сбыта, приближение кризиса. Высокий же уровень цен при биржевых сделках свидетельствует о еще имеющихся возможностях дальнейшего расширения производства. Поэтому биржа является одним из стихийных «барометров» капиталистического производства.
К ярмарочно-биржевой форме торговли относятся также аукционы, на которых происходит массовая продажа сельскохозяйственных продуктов, пушнины и т. д. В США, например, через аукционы реализуется 15% сельскохозяйственной продукции.
В эпоху империализма значение товарных бирж как формы оптовой торговли падает. Разветвленная сеть оптовых торговых предприятий, многочисленные агенты монополистического капитала заменяют товарные биржи и выполняют присущие им функции.
В США, согласно данным переписи 1963 г., 50% общего оборота оптовых торговых фирм приходится на реализацию средств производства. Однако сбыт целых заводских установок и технологических линий, нуждающихся в специальном техническом обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями. Реализация же сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы непосредственным потребителям в магазинах, ларьках, предприятиях питания и т. д. Через нее происходит окончательная реализация главным образом товаров личного потребления. Около 2/3 товаров, реализуемых розничными предприятиями, предварительно проходит через оптовые фирмы.
Торговая прибыль при этом распределяется между оптовыми и розничными торговыми капиталистами. Поэтому розничным торговцам иногда невыгодно пользоваться посредническими услугами оптовиков и крупнейшие из них создают свои собственные оптовые организации, которые закупают товары непосредственно у производителей.
Для розничной торговли характерны две параллельно действующие тенденции развития; с одной стороны, универсализация торговли, обусловленная универсальностью индивидуального спроса. Эта тенденция вызывает к жизни создание смешанных и универсальных магазинов, торгующих разнообразными товарами. С другой стороны, имеется тенденция к специализации торговли, отражающая развитие общественного разделения труда, а розничной торговле. Эта тенденция приводит к возникновению магазинов, специализированных по группам товаров и отдельным товарам, по формам обслуживания, характеру спроса, ценам и т. д. Кроме того, существуют торговые предприятия, в деятельности которых находят выражение обе указанные тенденции. К ним относятся крупные смешанные магазины со специализированными отделами.
Важной формой розничной торговли в развитых капиталистических странах является цепная многолавочная система, удельный вес которой во всем розничном товарообороте составляет 25—30%, а в торговле продовольственными товарами — даже 80%. Эта система характеризуется централизацией руководства, однотипностью торговых заведений, стандартизацией товарного ассортимента и торгового обслуживания, централизацией закупок и единой системой снабжении магазинов. В Ш56 г. в США было 450 цепных фирм, имевших 48 тыс. магазинов.
В послевоенные годы широкое распространение получили так называемые «супермаркеты» — громадные магазины, торгующие всевозможными продовольственными товарами на началах самообслуживания.
В торговле промышленными товарами крупную роль играют универсальные магазины. Это крупные торговые предприятия с широким ассортиментом товаров, спецпалнз1грованнымн отделами, большой сетью филиалов и т. д. Доля универмагов в общем товарообороте США составляет около 6%, а по таким товарам, как ткани, одежда, предметы домашнего обихода, — даже 40—50%.
Известное место в розничной торговле капиталистических стран занимает посылочная торговля, которая особенно развита в США, Швеции, Норвегии и Ш вей цари и. Фирмы посылочкой торговли рассылают каталоги, содержащие сведения об ассортименте, качестве и цене товаров, и по заказу покупателей, посылают им товары. Крупный размер операций ii низкий уровень издержек обращения позволяют посылочным фирмам продавать товары по ценам, более выгодным для покупателя, чем цены на аналогичные товары, продаваемые па местах. В США четыре посылочные фирмы осуществляют более 90% всей посылочной торговли. Объем продаж крупнейшей фирмы «Сире, Робек» составляет более 3,5 млрд. долл. в год. Эта фирма эксплуатирует 200 тыс. рабочих и служащих.
По мере обострения проблемы рынка, с одной стороны, и усиления борьбы за увеличение торговой прибыли, с другой, формы торговли в капиталистических странах изменяются. Появляются новые формы обслуживания. Одной m таких форм является система самообслуживания покупателей, особенно широко распространившаяся в послевоенные годы. В США систему самообслуживания применяют ныне примерно 2/з продовольственных и 1/3 универсальных магазинов, В магазинах самообслуживания объем продаж, приходящийся на одного торгового работника, конечно, выше, чем в обычных магазинах. В послевоенные годы в США и других капиталистических странах появились цепные системы магазинов самообслуживания. Эти магазины, используя преимущества цепной системы п самообслуживания, получают возможность продавать товары по ценам на 10—15% ниже цен универмагов.
В настоящее время в капиталистических странах все более широкое развитие получают торговые центры. В состав торгового центра входят один- два универмага, один- два сверхрынка, 20—50. специализированных магазинов, комбинат питания, кинотеатры, радиостанции и т. д. Торговые центры расположены в пригородных районах и рассчитаны на массового потребителя. Они работают на основе принципа полного или частичного самообслуживания. Например, в США торговый центр «Гудзон» расположен близ Детройта, пригороды которого заселены семьями рабочих крупнейших заводов.
Это одна из форм крупного предприятия в сфере капиталистической розничной торговли. Такое предприятие состоит из единой конторы (управления фирмой) и подчиненных ей многочисленных магазинов, размещенных по всей стране, однородных по ассортименту товаров, условиям снабжения и торговли, подобно звеньям единой цепивый центр состоит из одного универмага, 70 торговых заведений, магазинов стандартных цен, предприятий питания, химчистки одежды, ремонта обуви, парикмахерских, прачечных и т. п. В розничной торговле капиталистических стран широко применяется продажа това- ров в кредит, с рассрочкой платежа. В США, например, таким образом продается 20%, в ФРГ—-14% всех потребительских товаров. В кредит продаются главным образом дорогостоящие товары и товары длительного пользования — автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и т. п. Практика продажи товаров с рассрочкой платежа вызвана к жизни относительной узостью потребительского спроса. Она призвана увеличивать текущий покупательский спрос за счет будущих доходов. Но продажа товаров в кредит в дальнейшем приводит к уменьшению покупательского спроса. Во-первых, покупатели, получающие товары в кредит, уплачивают процент, который значительно превышает обычную норму процента. Во-вторых, цены на товары, продаваемые в кредит, превышают, как правило, цены на такие же товары, продаваемые за на личный расчет. В-третьих, если покупатель не в состоянии внести очередной взнос за купленный товар, торговое заведение отбирает этот товар и не возвращает покупателю уже внесенные деньги. В условиях неустойчивой материальной обеспеченности трудящихся потребительский кредит служит орудием дополнительного ограбления трудящихся, безвозмездного присвоения части их доходов.
В результате продажи товаров в кредит образуется потребительская задолженность, которая отрицательно сказывается на состоянии рынка, поскольку значительная часть текущих доходов идет на покрытие этой задолженности. Поэтому потребительский кредит, призванный обеспечить расширение розничной торговли, постепенно становится препятствием для ее дальнейшего развития. В США задолженность по потребительскому кредиту достигла 112 млрд. долл. (1968 г.) и значительная часть текущих доходов населения ежегодно идет на ее погашение. Во-первых, капитализм знаменует собой такое широкое развитие общественного разделения труда и товарного обращения, которое перерастает государственные границы.
Во-вторых, господство капиталистической частной собственности, разъединяющей производителей, ожесточенная конкурентная борьба и анархия капиталистического производства обусловливают неравномерность развития экономики, особо быстрый рост одних отраслей хозяйства и отставание других. Вырвавшимся вперед отраслям требуется обычно дополнительный рынок для прибыльной реализации излишка продукции.
Третье обстоятельство мы изложим словами В. И. Ленина: «При старых способах производства хозяйственные единицы могли существовать веками, не изменяясь ни по характеру, ни по величине, не выходя из пределов помещичьей вотчины, крестьянской деревни или небольшого окрестного рынка для сельских ремесленников и мелких промышленников (так называемых кустарей). Напротив, капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы общины, местного рынка, области, а затем и государства».
Потребность во внешних рынках и внешней торговле особенно настоятельной по мере обострения общей проблемы реализации общественного продукта в капиталистических странах. Относительное сужение внутреннего рынка, затрудняющее прибыльную реализацию произведенной продукции, заставляет капиталистов искать внешние рынки. Внешние рынки необходимы для капиталистических стран не потому, что па внутренних рынках невозможна реализация товарной массы, воплощающей прибавочную стоимость, как это считали мелкобуржуазные экономисты, а потому, что продажа товаров на' внешних рынках обеспечивает получение добавочной прибыли.
Внешняя торговля капиталистических стран характеризуется тем, что главные капиталистические страны вывозят на мировой рынок в основном готовые изделия промышленности, а слаборазвитые и зависимые страны выступают поставщиками сырь;! и продовольствия.
До второй мировой войны из 92 капиталистических стран мира, внешнеторговый оборот которых составлял 99% мирового торгового оборота, 14 стран" (США, Англия. Франция, Германия, Италия, Швейцария, Чехословакия. Япония, Австрия, Бельгия, Люксембург, Швеция, Канада, Голландия) поставляли 90% всего вывоза готовых промышленных изделий. На долю остальных 78 стран приходилось лишь 10% мирового экспорта готовых изделий, или в' среднем около 0,1% на одну страну. Вместе с тем эти 78 стран поставляли/ па мировые рынки преобладающую часть сырья и продовольствия.
После второй мировой войны темпы роста внешней торговли капиталистического мира резко возросли. Экспорт товаров увеличился с 1938 по 1965 гг. почти в 8 раз. При этом доля экономически развитых капиталистических стран (22 стран) в экспорте повысилась с 62 до 20%, а доля развивающихся стран (49 стран) соответственно сократилась с 38 до 20%. Больше половины мирового капиталистического экспорта товаров приходится только на.6 стран (США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, Япония). Внешнеторговое положение развивающихся стран ухудшилось. Их доля в суммарном мировом экспорте готовых изделий и полуфабрикатов составляет около 5%. Уменьшился также их удельный вес в экспорте сырья и продовольствия, являющихся основными предметами вывоза этих стран.
Особенностью внешней торговли капиталистических стран в послевоенный период является также образование замкнутых торговых сообществ (Европейское экономическое сообщество — ЕЭС, Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ}, обеспечивающих усиление господствующей роли этих крупных империалистических государств во всей мировой торговле.
Характерной особенностью внешней торговли современных .капиталистических стран является, наконец, широкое развитие торговли предметами вооружения. Особенно больших размеров достигла внешняя торговля вооружением и военными материалами в годы после второй мировой войны, когда гонка вооружений в главных странах капитализма, заключение военных .пактов и вовлечение капиталистических стран в различные агрессивные группировки, строительство военно-стратегических баз и т. д. привели к увеличению доли военной продукции в международном торговом обороте. Так, экспорт вооружения и военных материалов из США составляет ныне 20—25% вывоза этой страны.
Одной из форм выражения противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической
.формой присвоения является противоречивый характер капиталистической внешней торговли. С одной стороны, внешняя торговля отражает исторически прогрессивную тенденцию хозяйственного сближения народов, которая является результатом развития общественного характера капиталистического производства, в частности роста производительных сил, углубления международного разделения труда, интернационализации способов производства и обмена, развития путей сообщения и т. д. С другой стороны, в силу господства капиталистической формы присвоения капиталистическая внешняя торговля осуществляется такими средствами, которые не соответствуют, а глубоко противоречат указанной прогрессивной тенденции; она осуществляется путем насаждения отношений господства и подчинения, закабаления и систематического ограбления народов развивающихся стран капиталом империалистических стран, путем ожесточенной конкурентной борьбы за получение высоких прибылей. После второй мировой войны положение главных капиталистических '.стран на мировом рынке существенно изменилось. В первые годы после 1 -войны резко возрос удельный вес США в мировом экспорте. Однако в дальнейшем, по мере восстановления хозяйства европейских капиталистических стран, доля США стала уменьшаться. В настоящее время она составляет не более одной шестой части мирового торгового оборота. Вместе с тем неуклонно повышается удельный вес Западной Германии, которая оттеснила Канаду Францию и вышла на третье место Борьба между империалистическими державами за мировые рынки все больше обостряется.
В условиях господства свободной конкуренции товары одного и того же вида реализуются на мировом рынке при равенстве спроса и предложения по общественной или рыночной стоимости. Развитые страны, где производительность труда выше индивидуальная (национальная) стоимость ниже мировой рыночной стоимости, получают при реализации своих товаров на мировом рынке добавочную прибыль. Отсталые в технико-экономическом отношении страны, где производительность труда ниже среднего мирового уровня и индивидуальная (национальная) стоимость выше мировой рыночной стоимости, теряют при реализации своих товаров часть стоимости и терпят убыток.
Таким образом, даже при реализации на мировом рынке товаров по стоимости капиталисты высокоразвитых стран получают добавочную прибыль. Вследствие этого повышается общая норма прибыли в этих странах.
Дополнительным источником капиталистической прибыли является неэквивалентный обмен во внешней торговле. Особенно он характерен для современного капитализма. Торговые и промышленные компании высокоразвитых стран продают отсталым странам товары по ценам выше мировой рыночной стоимости и покупают в этих странах товары по ценам ниже мировой рыночной стоимости, наживая таким путем огромные прибыли.
Так, заводская цена листовой стали в США составляет в среднем 3,20 долл. за 100 фунтов, а официальная экспортная цена равняется в среднем 5.53 долл. Заводская цена на каустическую соду составляет 2,85 долл, 100 фунтов, а официальная средняя экспортная цена —6,27 долл. Если бразильские сельскохозяйственные предприниматели покупали в 1929 г. о CLLIA легковую автомашину «Форд» на выручку от 20 мешков кофе, то для покупки такой же машины в послевоенные годы им нужно продать 200 мешков кофе, т. е. в 10 раз больше.
Американские монополии продают сельскохозяйственные машины слаборазвитым странам с наценкой более 75% к внутренней цене. С другой стороны, монополии высокоразвитых стран покупают сырье и другие необходимые им товары по ценам ниже их фактической стоимости. Так, американские монополии покупают кофе в Бразилии или Колумбии вдвое дешевле, чем продают потребителям на внутреннем рынке в США.
В период с 1950 по 1963 г. экспортные цены развивающихся стран снизились на 2%. 2, экспортные цены промышленно развитых стран, откуда они получат основную часть импортируемых товаров; наоборот, повысились на 18,8%.Внешнеторговая политика буржуазных государств всегда была направлена на защиту интересов крупного капитала и обеспечение условий для получения высоких прибылей. В период первоначального накопления капитала (XVII—XVIII вв.) буржуазные государства проводили жесткую протекционистскую, политику для защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на импортируемые товары. Это была, по словам Маркса, политика искусственной фабрикации фабрикантов, В середине XIX в. буржуазное правительство Англии, являвшейся тогда наиболее развитой капиталистической страной, провозгласило политику фритредерства (свободной торговли) в целях устранения таможенных барьеров и открытия свободного доступа английских товаров на внутренние рынки других стран. Но уже к концу XIX в. буржуазные правительства молодых капиталистических стран — Германии, США, промышленность которых была не в силах конкурировать с промышленностью Англии, усилили протекционистские меры и положили начало протекционистской торговой политике новой эпохи капитализма.
В период современного капитализма протекционизм является средством экономической экспансии, важным рычагом обеспечения высокой капиталистической прибыли. Устанавливая высокие таможенные пошлины, капиталистические государства дают возможность капиталистическим монополиям удерживать на внутреннем рынке монопольно высокие цены и получать высокие прибыли. В США ввозные пошлины па многие товары составляют 30—50% к цене товара.
О состоянии внешней торговли отдельных стран дает представление их торговый баланс, показывающий соотношение общей стоимости экспорта и импорта за определенный период времени (год, квартал, месяц). Если общая стоимость экспортируемых товаров выше общей стоимости импортируемых товаров, то торговый баланс страны при прочих равных условиях является активным. Если же общая стоимость импортируемых товаров превышает общую стоимость экспортируемых товаров, то при прочих равных условиях торговый баланс является пассивным. Состояние торгового баланса показывает положение страны на мировом капиталистическом рынке.
- § 1. Процесс труда
- § 2. Производство, обмен, распределение, потребление
- § 3. Способ производства
- § 4. Экономические законы
- § 5. Определение политической экономии как науки
- § 6. Классовый характер политической экономии
- § 7. Основные черты метода политической экономии
- Глава 1
- § 1. Производительные силы первобытного общества
- § 2. Первобытное стадо — первичная форма связи между людьми в процессе труда
- § 3. Родовой строй и его экономические основы
- Глава 2
- § 1. Возникновение общественного разделения труда и товарного обмена
- § 2. Противоречия первобытнообщинного строя.
- Глава 3
- § 1. Производительные силы рабовладельческого общества
- § 2. Производственные отношения рабовладельческого общества
- § 3. Товарно-денежные отношения в рабовладельческом общество
- § 4. Особенности восточного и античного рабства
- § 5. Государство при рабовладельческом строе
- Глава 4
- § 1. Противоречия рабовладельческого способа производства
- § 2. Падение рабовладельческого способа производства
- § 1. Возникновение и развитие феодализма в условиях разложения античного рабства
- § 2. Возникновение и развитие феодализма непосредственно на основе распада родовой общины
- Глава 6
- § 1. Основные черты феодальных производственных отношений
- § 2. Формы феодального производства и феодальной земельной ренты. Феодальная эксплуатация
- § 3. Феодальный город
- § 4. Товарно-денежные отношения
- § 5. Классы и государство при феодализме
- Глава 7
- Глава 8
- § 1. Два свойства товара — потребительная стоимость и стоимость
- § 2. Индивидуальный и общественно необходимый труд
- § 3. Двойственный характер труда, заключенного в товаре
- § 4. Форма стоимости, или меновая стоимость
- § 5. Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства
- § 6. Товарный фетишизм
- § 7. Критика буржуазных и мелкобуржуазных теорий стоимости
- Глава 9
- § 1. Мера стоимости
- § 2. Средства обращения
- § 3. Сокровище
- § 4. Средство платежа
- § 5. Мировые деньги
- § 6. Законы денежного обращения
- § 7. Критика буржуазных и ревизионистских теорий денег
- § 1. Всеобщая формула капитала
- § 2. Противоречия всеобщей формулы капитала
- § 3. Товар рабочая сила
- Глава 11
- § 1. Двойственный характер капиталистического процесса производства
- § 2. Основной экономический закон капиталистического производства
- § 3. Сущность капитала
- § 4. Постоянный и переменный капитал
- § 5. Норма и масса прибавочной стоимости
- Глава 12
- § 1. Абсолютная прибавочная стоимость
- § 2. Относительная прибавочная стоимость
- § 3. Избыточная прибавочная стоимость
- Глава 13
- § 1. Простая капиталистическая кооперация
- § 2. Капиталистическая мануфактура
- Глава 14
- § 1. Развитие машин
- § 2. Капиталистическая фабрика. Влияние машины на положение рабочего при капитализме
- § 3. Границы капиталистического применения машин
- § 4. Промышленный переворот. Современная научно-техническая революция
- Глава 15
- § 1. Единство и различие абсолютной и относительной прибавочной стоимости
- § 2. Подчинение труда капиталу
- § 3. Основное противоречие капитализма. Основные классы буржуазного общества
- Глава 16
- § 1. Заработная плата — превращенная форма стоимости и цены рабочей силы
- § 2. Основные формы заработной платы
- Глава 17
- § 1. Номинальная и реальная заработная плата
- § 2. Основные факторы, определяющие уровень заработной платы
- § 3. Национальные и другие различия в заработной плате
- § 4. Вопрос о величине заработной платы в трактовке буржуазных экономистов до к. Маркса
- § 5. Критика современных апологетических теорий заработной платы
- Накопление капитала и ухудшение положения пролетариата
- Глава 18 воспроизводство и накопление капитала
- § 1. Простое и расширенное воспроизводство
- § 2. Факторы, определяющие размеры накопления капитала
- Глава 19 всеобщий закон капиталистического накопления
- § 1. Строение капитала
- § 2, Концентрация и централизация капитала
- § 3. Образование относительного перенаселения
- § 4. Влияние накопления капитала на положение пролетариата
- § 5. Неизбежность гибели капитализма
- Раздел пятый
- Глава 20 кругооборот капитала
- § 1. Три стадии в движении капитала и три его функциональные формы
- § 2, Три фигуры кругооборота промышленного капитала
- Глава 21 оборот капитала
- § 2. Физический и моральный износ основного капитала
- § 3, Общий и реальный оборот капитала
- § 4. Время производства, рабочий период
- Глава 22 воспроизводство и обращение всего общественного капитала
- § 1. Индивидуальный и общественный капитал н проблема воспроизводства
- § 2, Основные предпосылки теоретического анализа воспроизводства общественного капитала
- § 3. Простое воспроизводство
- § 6 Критика теорий, отрицающих возможность капиталистического расширенного воспроизводства
- § 7. Критика теории независимости производства
- От потребления, возможности безграничного
- И бесконфликтного при капитализме
- Расширенного воспроизводства
- Прибыль и цена производства
- Превращение прибавочной стоимости в прибыль
- § 1. Издержки производства к прибыль
- Капиталистическая торговля
- Глава 26 торговый капитал и торговая прибыль
- 1. Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
- § 2. Возмещение торгового капитала и торговая прибыль
- § 3. Особенности эксплуатации рабочих и служащих, занятых в капиталистической торговле
- § 4. Посредническая эксплуатация и потребительская кооперация при капитализме
- Глава 27 внутренняя и внешняя торговля при капитализме
- § 1. Звенья товарного обращения. Формы и методы внутренней торговли
- § 3. Роль торгового капитала в обострении противоречий капитализма
- Глава 28 ссудный капитал и процент
- 1. Ссудный капитал как обособившая часть промышленного капитала
- § 2. Ссудный процент и закономерности его движения
- Глава 29 формы капиталистического кредита
- § 1. Коммерческий кредит
- § 2. Банковский кредит. Банки и их роль
- § 3. Роль кредита
- § 4. Критика буржуазный теорий кредита
- Глава 30 акционерная форма предприятий.
- § 1. Акционерные общества. Акции их курс
- § 2. Фиктивный капитал
- Глава 31 денежное обращение при кредитной системе
- § 1. Кредитная система и денежное обращение
- § 2. Формы, закономерности и последствия бумажно-деножной инфляции
- Земельная рента
- Глава 32 пути возникновения капитализма в земледелии
- § 1. Ферты буржуазной аграрной эволюции
- § 2. Капитализм и частная собственность на землю
- § 3. Капиталистическая земельная рента
- Глава 33 дифференциальная рента
- § 1. Дифференциальная добавочная и ее превращение в рейту
- Глава 34 абсолютная рента. Монопольная рента. Цена земли
- § 1. Сущность абсолютной ренты
- § 2. Монопольная цена к монопольная рента
- § 3. Цена земли
- Глава 35 особенности развития капитализма в сельском хозяйстве
- § 1. Отставание сельского хозяйства от промышленности — закон капитализма
- § 2, Углубление противоположности между городом и деревней
- Глава 36
- § 1. Сущность национального дохода
- § 2. Производство национального дохода. Производительный и непроизводительный труд
- § 3. Распределение национального дохода
- § 4. Использование национального дохода. Потребление и накопление
- Глава 37
- § 1. Возможность кризисов
- § 2. Неизбежность кризисов
- § 3. Циклическая форма капиталистического воспроизводства
- § 4. Аграрные кризисы
- § 5. Циклические кризисы — проявление исторической ограниченности капитализма
- § 6. Буржуазные теории кризисов
- Глава 38
- § 1. Закономерности возникновения монополий, их сущность и формы
- § 2. Особенности концентрации и монополизации производства в период империализма
- § 3. Монополия и конкуренция в эпоху империализма
- § 4. Возникновение и развитие банковских монополий
- § 5. Образование и развитие финансового капитала и финансовой олигархии
- Глава 39
- § 1. Причины, сущность и формы вывоза капитала
- § 2. Противоречия, порождаемые вывозом капитала
- §3 Возникновение и развитие соглашений о разделе мировых рынков.
- § 4. Борьба монополий за экономический раздел мира
- § 5. Завершение территориального раздела мира
- § 6. Средства колониальной политики при империализме
- § 7. Колониальная система империализма
- § 8. Международное разделение труда в эпоху империализма
- Глава 40
- § 1. Источники и средства обеспечения монопольной сверхприбыли
- § 2. Монополистический капитализм и закон стоимости и цены производства
- Глава 42
- Глава 43
- § 1. Ход современного капиталистического воспроизводства
- Глава 44
- Глава 45
- § 1. Империализм — особая стадия капитализма
- § 2. Империализм — монополистический капитализм
- § 3. Империализм — загнивающий, паразитический капитализм
- § 4. Империализм — канун социалистической революции
- § 1. Сущность и этапы общего кризиса капитализма
- § 2. Раскол мира на две системы и борьба между ними
- § 3. Рост мировой социалистической системы и обострение противоречий капитализма
- § 4. Кризис и распад колониальной системы
- Глава 48
- § 1. Сущность и формы проявления кризиса международных экономических отношений капитализма
- § 2. Валютная система современного капитализма и ее кризис