logo
N_A_Tsagolov

§ 1. Мера стоимости

Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его це­ной. Приравнивание всех товаров к золоту в форме цены дает качественно одинаковое выражение их стоимости и создает воз­можность непосредственного количественного соизмерения то­варов.

На первый взгляд кажется, что товары становятся соизме­римыми благодаря деньгам. Но это не так. Лишь потому, что все товары как стоимости представляют собой овеществленный человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы, их стоимость может быть измерена одним определенным това­ром.

Придавая форму цены другим товарам, сами деньги не имеют цены: они не могут в самих себе, в своей потребительной стоимости выражать свою стоимость. Стоимость золота как де­нег выражается в потребительной стоимости других товаров. Поскольку золото обменивается на самые разнообразные то­вары, его относительная стоимость получает бесконечный ряд выражений в разнообразных товарах.

Стоимость золота, как и всякого другого товара, опреде­ляется количеством труда, затраченного на его производство. Поскольку с развитием производительности труда количество труда, необходимое для производства золота, уменьшается, сто­имость золота не может быть величиной постоянной — она па­дает. Поэтому нет и не может быть неизменной меры стоимости.

Цены товаров и стоимость денег

Цены товаров зависят, во-первых, от их собственной стоимости и, во-вторых, от стоимости золота. При данной стоимости золота цена товаров изменяется прямо пропорционально их собственной стоимости: с повышением стоимости данного то­вара повышается и его цена, с понижением стоимости цена понижается. В случае если стоимость товаров остается неизменной, а стоимость золота изменяется, цены товаров изменя­ются обратно пропорционально стоимости денег: с повышением стоимости золота цены товаров понижаются, а с понижением стоимости золота они возрастают. История знает немало примеров, когда удешевление производства золота вызывало «революцию цен» — цены всех товаров значительно возрастали. Так, в XVII и в первой половине XVIII в. открытие богатых россыпей золота в Бразилии и относительная легкость его до­бычи привели к резкому снижению стоимости золота, что вы­звало в европейских странах значительное повышение цен всех товаров.

В случаях одновременного изменения стоимости товаров и стоимости золота цены могут изменяться в различных направ­лениях — и расти, и падать в зависимости от того, насколько изменилась стоимость товаров, с одной стороны, и золота, с другой.

Важная особенность функции денег как меры стоимости за­ключается в том, что эту функцию деньги выполняют как мысленно представляемые, идеальные деньги. Измерение стои­мости товара посредством золота — установление его цены — происходит до того, как совершается обмен товара на деньги. Для выражения стоимости товара в деньгах не нужно иметь в на­личии золота. Но хотя функцию меры стоимости выполняют лишь мысленно представляемые деньги, цены товаров нахо­дятся в прямой зависимости от стоимости реального де­нежного материала. Так, например, стоимость товара будет вы­ражаться в совершенно различных ценах (или, что то же, в совершенно различных весовых количествах денежного мате­риала) смотря по тому, золото, серебро или медь служит мерой стоимости.

В цене мы имеем дело не просто с величиной стоимости то­вара, а с величиной его стоимости, выраженной в его меновом отношении к деньгам. Это значит, что в цене в отличие от вели­чины стоимости как таковой мы имеем дело не только с услови­ями производства товара, но и с условиями его обмена. Следо­вательно, возможность количественного несовпадения между ценой и величиной стоимости заключена уже в самой форме цены.

Более того, такое совпадение является исключением. Це­ны товаров колеблются вокруг стоимости в зависимости от со­отношения спроса и предложения. Они могут подниматься выше стоимости и падать ниже стоимости. Такое движение цен неизбежно в условиях стихийно, анархично развивающе­гося товарного производства.

Масштаб цен

В связи с функционированием денег в качестве меры стоимости возникает необходимость фиксации определенной денежной единицы, которая служила бы основой для соизмерения цен различных товаров. Такой денежной единицей служит определенное весовое коли­чество металла, являющегося всеобщим эквивалентом. В раз­личных странах в качестве денежной единицы выступают различные весовые количества денежного материала. Так, на­пример, в России после денежной реформы 1897 г. в качестве де­нежной единицы выступал рубль, содержавший 0,774 г золота. В США масштабом цен является доллар, содержащий в насто­ящее время 0,888 г золота.

Единица меры путем деления на кратные части развертывается в масштаб. Золото, серебро, медь еще до своего превра­щения в деньги обладают таким масштабом в виде весовых делений.

Когда впервые стали чеканиться монеты, масштаб цен совпадал с весовым масштабом. Например, фунт стерлингов первоначально в качестве масштаба цен представлял собой фунт серебра. Однако в дальнейшем повсеместно про­изошло отделение масштаба цен от весового масштаба, что было связано с уменьшением весового содержания монет государственной властью, с пере­ходом от менее ценных металлов в качестве меры стоимости к более ценным, например, от меди к серебру, от серебра к золоту. При этом прежние денеж­ные наименования переходили к меньшему весовому количеству более цен­ного металла. Когда золото вытеснило серебро в качестве меры стоимости, наименование английского фунта стерлингов стало применяться к значительно меньшему, чем фунт, весовому количеству золота. Масштаб цен устанавли­вается и изменяется по воле государства, но реальные цены, выраженные в золоте как мере стоимости, определяются не этой волей, а стихийно действующим законом стоимости.

Мерой стоимости деньги являются как воплощение общест­венного абстрактного труда, масштабом цен — как фиксирован­ный вес металла. Как мера стоимости они служат для выражения стоимости всех товаров в виде определенного количества зо­лота. Как масштаб цен они измеряют эти количества золота. Следовательно, надо четко различать меру стоимости и масш­таб цен.

Цены товаров могут изменяться и при неизменной стоимости золота в зависимости от того, какое количество золота по за­кону и фактически является основанием масштаба цен. Если золотое содержание денежной единицы будет уменьшено вдвое, например, вместо одного грамма будет составлять полграмма, цены всех товаров должны подняться вдвое. В противополож­ном случае они должны вдвое понизиться. Однако такого рода изменения цен в результате изменения масштаба цен в форме, например, девальвации (т.е. снижения золотого содержания денежной единицы) обычно не совершаются автоматически и равномерно. Изменения цен одних товаров отстают в этих слу­чаях от изменений цен других товаров, что осложняет и затруд­няет хозяйственный оборот. Поэтому функция масштаба цен выполняется тем лучше, чем этот масштаб устойчивее.

Для того чтобы продукт товаропроизводителя, предназна­ченный для чужого потребления, мог дойти до потребителя и дать производителю возможность приобрести другие продукты, он должен из мысленно представляемых денег превратиться в реальные деньги. С другой стороны, деньги могут функциони­ровать как идеальная мера стоимости только потому, что они реально обращаются как деньги в меновом процессе. Следова­тельно, процесс функционирования денег как меры стоимости неразрывно связан с реальным меновым процессом, в котором деньги выполняют функцию средства обращения.