logo
N_A_Tsagolov

§ 2. Противоречия первобытнообщинного строя.

Разложение и распад родовой общины. Переход к сельской или соседской общине

Переход к индивидуальному хозяйству и возникновение частной собственности

Когда труд людей стал более производи­тельным и отдельные члены общины полу­чили возможность производить необходи­мые им продукты своими силами без помо­щи коллектива, появилась тенденция к индивидуализации производства. В этих условиях коллективизм первобытнообщинных производственных отношений стал превращаться в тормоз дальнейшего развития производства, так как ограничивал инициативу отдельных людей.

Если раньше общий труд членов первобытных родовых об­щин требовал общей собственности на средства производства, то теперь, когда необходимость общего труда стала постепенно исчезать, нарождавшемуся индивидуальному производству со­ответствовала частная собственность на средства производ­ства.

Огромное значение для возникновения и развития частнособственнических отношений имел товарный обмен. Первоначально, когда товарный обмен осуществлялся между родовыми общинами и племенами, в качестве их представителей в мено­вых сделках выступали родовые старейшины и племенные вожди. Постепенно они начали присваивать часть общественного богатства.

Одним из первых, наиболее распространенных предметов обмена был скот. Фактическое право распоряжаться стадами, как своими собственными, приобретавшееся старейшинами и вождями в процессе обменных операций, стало потом общепри­знанным. Скот в большинстве случаев и являлся первым объ­ектом частной собственности. Затем возникла частная собствен­ность отдельных лиц на различные орудия производства, хозяйственный инвентарь и другие средства производ­ства.

С развитием производства и изменением его характера в со­ставе большой родовой общины возникает и постепенно выде­ляется новая общественная ячейка — индивидуальная семья. Продукты, создаваемые отдельными семьями, перестают посту­пать в общинное пользование и распределяться между всеми членами общины. Они превращаются в собственность индивиду­альных семей. Индивидуальная семья становится основной хо­зяйственной ячейкой общества.

Возникновение патриархального рабства

В связи с ростом производительных сил на ряду с обменом и частной собственностью возникает рабство. Условия для эксплуатации человека человеком возникают с появ­лением прибавочного труда и прибавочного продукта. Первым источником «добычи» рабов служили межплеменные столкнове­ния. Теперь, когда труд человека приобрел способность создавать излишек продуктов сверх необходимых для его собственного существования, стало более выгодным не убивать людей, взя­тых в плен, как это делалось раньше, а заставлять их работать в качестве рабов.

Рабство впервые появилось еще в эпоху патриархата.

Рабство той эпохи принято называть патриархальным. В си­лу того, что труд раба еще не приносил такого количества при­бавочного продукта, которое позволило бы владельцу раба не участвовать в процессе производства, основу производства еще составлял труд свободного человека и членов его семьи, а труд рабов играл подсобную роль.

Так складывалось первое в истории разделение общества на классы: классы свободных и рабов. Возникали отношения угнетения и эксплуатации человека человеком.

Рост имущественного неравенства

Возникновение обмена, частной собственности и патриархального рабства неизбежно влекло за собой имущественное неравенство между отдельными членами родовой общины. Имуществен­ная дифференциация семей, происходившая внутри родовых общин, нанесла новый удар по первобытному коллективизму. Постепенно складывалась богатая и влиятельная верхушка рода — родовая аристократия, стремившаяся использовать чле­нов общины и общинное хозяйство для своего обогащения.

Родовая и племенная аристократия стала прочно возглав­лять род и племя, вершить их дела. Источником обогащения племенных вождей являлись меновые операции как собственные, так и те, которые они вели от имени всего племени. Пле­менной вождь со временем присваивает себе право суда и нака­зания, что также превращается в источник дохода. В конце кон­цов глава племени объявляет себя собственником всей племенной земли, а всех глав рода — «сидящими» на его земле.

Сельская и соседская община

Со временем родовая община распадается, на месте ее складывается так называемая соседская община. Она состоит из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. У земледельческих народов развивается сельская община, у пастушеских — кочевая соседская община.

Образование сельских (или соседских) общин ускорило про­цесс разложения и окончательного распада первобытнообщин­ного строя.

На смену распадавшимся родовым связям приходят связи территориальные. Семьи, принадлежавшие ранее к различным родам, поселяются вместе и перемешиваются. Новая первичная хозяйственная ячейка общества — индивидуальная семья имеет свой дом и свое обособленное хозяйство. Вместе с тем до по­ры до времени сохраняется еще коллективная общинная собст­венность на землю: даже пахотные участки находятся лишь во временном пользовании индивидуальных семей.

Каждая индивидуальная семья либо по числу работников, либо по числу едоков получала от сельской общины в пользо­вание земельный надел, который обрабатывался силами этой семьи.

Периодически происходят переделы этой земли в соответствии с изменениями в составе семей или в связи с выделением новых семей. Общими для всей сельской общины, а иногда и для нескольких общин являются пастбища, луга и леса, которые используются коллективно.

Сохраняются еще некоторые следы совместного общинного производства и общинных порядков в виде, например, помощи соседей друг другу при выполнении тех или иных работ, выбор­ности должностных лиц, руководящих жизнью общины и т.д.

В сельской (или соседской) общине длительное время сосу­ществуют оставшиеся от родовой общины элементы общинной собственности и элементы нарождающейся частной собствен­ности индивидуальных семей.

Длительность существования сельской (или соседской) об­щины, интенсивность и скорость процесса ее разложения были у различных народов неодинаковы, но главное и общее заклю­чалось в том, что коллективная общинная собственность на зем­лю постепенно вытеснялась. Этот процесс был экономической основой становления классового общества, пришедшего на сме­ну бесклассовому обществу.

Значительными особенностями отличался процесс разложения общинных отношений и перехода от бесклассового первобытного общества к классовому у ряда азиатских и африканских народов, где частная собственность на землю в течение довольно долгого исторического периода не получала большого развития. Здесь процесс перехода от бесклассового общества к первичным классовым формам происходил при длительном сохранении сельской общины. Это объяснялось прежде всего необходимостью совместной деятельности многих людей по созданию и поддержанию ирригационных сооружений, игравших решающую роль в материальном производстве в тех местах, где расселялись эти народы.

От различий в формах существования и развития сельской общины у различных народов, от особенностей разложения этой общины зависело то, каким образом и в каких формах начи­нали складываться новые, классовые по своему характеру обще­ственно-экономические отношения, приходившие на смену первобытнообщинным отношениям. Период существования сель­ской общины является переходным от коллективной собствен­ности к частной, от отношений первобытного равенства и кол­лективизма к отношениям неравенства и эксплуатации, господства и подчинения, от бесклассового общества к классовому, т.е. к такому обществу, где отдельные лица и целые группы людей резко отличаются друг от друга по месту и роли в обще­ственном производстве в соответствии с наличием или отсутст­вием у них собственности на средства производства.

«...Возникло общество, — писал Ф. Энгельс, — которое в силу всех своих экономических условий жизни должно было раско­лоться на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и экс­плуатируемых бедняков, — общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было все больше обострять их. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между этими классами или же под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большее только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век.

Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством».

Так, на смену первобытнообщинному строю пришел первый классовый строй — рабовладельческий.

Пережитки первобытнообщинного строя

После исчезновения первобытнообщинного строя как господствующего строя пережитки более или менее значительные, продолжают долгое время существовать. У многих народов они сохранились и поныне.

Эти пережитки могут существовать либо в виде остатков родоплеменных отношений, либо в виде остатков сельской общины, а также в сочетании с остатками других докапитали­стических отношений.

Так, в ряде районов России остатки сельской (или соседской) общины, а в ряде случаев и остатки родоплеменных от­ношений встречались вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В этих районах леса, луга, степные паст­бища, а иногда и часть пахотных земель находились в общин­ной собственности.

Остатки патриархальных, а иногда и матриархальных родоплеменных отношений сохранились до наших дней у некоторых народов Азии, Африки, Австралии и Океании, а также у некоторых индейских племен, живущих во внутренних районах Латинской Америки.

Пережитки матриархата наблюдаются, например, в отдельных районах Индии. Здесь до сих пор еще встречаются большие объединенные семьи — «тарвады» — матриархального типа, включающие обычно мать, ее детей (сы­новей и дочерей), внуков (детей ее дочерей), ее братьев и сестер и потомков со стороны сестер.

Пережитки матриархальных и патриархальных отношений широко рас­пространены у многих племен, живущих на острове Новая Гвинея, во внут­ренних районах Австралии и других местах.

В странах, находящихся еще до сих пор в колониальной зависимости от империалистов, колонизаторы стремятся сохранить остатки родоплеменных отношений, чтобы путем искусственного разжигания племенной розни помешать сплочению угнетенных народов. Так, институт племенных вождей, кото­рым колонизаторы нередко поручают осуществлять местную административ­ную власть, является опорой империалистического господства в африканских колониях — Анголе, Мозамбике и др. Этот институт племенных вождей ле­жит в основе так называемого «местного самоуправления», которым колони­заторы прикрывают колониальные порядки. Родоплеменные старейшины и вожди, поставленные в экономическую зависимость от колонизаторов, помо­гают им сохранить свое господство.

До сих пор весьма значительны пережитки первобытнообщинного строя во многих развивающихся странах, т.е. странах, освободившихся из-под ига колонизаторов и вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в ряде развивающихся стран Тропической Африки имеются остатки племенной струк­туры, существуют еще довольно широко распространенные остатки родоплеменных отношений. Например, в Танзании в настоящее время проживает до 130 различных племен, в том числе кочевое племя масаев, занимающихся пастушеством и кочующих по саваннам, расположенным не только на тер­ритории Танзании, но и соседней Кении.

В ряде стран Центральной и Западной Африки до сих пор сохранились' в некоторых районах родовые общины, а в других районах широко распро­странены сельские общины. Во многих странах Африки отношения трибализма, т.е. семейной или племенной принадлежности, до сих пор оказывают огромное влияние на общественно-экономическую жизнь.

Преодоление пережитков первобытнообщинных отношений является насущной задачей как для народов, освободившихся от колониального ига и вступивших на путь независимости и прогресса, так и для тех народов, которые еще находятся под колониальным и полуколониальным гнетом империалистов и борются за свое освобождение.

Буржуазные взгляды на первобытное общество

Реакционные буржуазные ученые пытаются извратить данные науки о происхождении человека, о возникновении и развитии че­ловеческого общества как объективно обусловленном историческом процессе.

Буржуазные экономисты по существу проповедуют идею «изначальности» частной собственности. В действительности же, как мы видели, первой формой собственности на средства про­изводства была у всех народов коллективная, общественная собственность.

С другой стороны, некоторые буржуазные ученые, стремясь дискредитировать плановое социалистическое производство, пы­таются отождествить его с первобытнообщинным производст­вом и таким путем доказать, что переход от частнокапиталисти­ческой собственности к общественной есть якобы возврат к старым, изжившим себя общественно-экономическим формам.

На самом деле первобытная форма общественной собствен­ности и социалистическая собственность коренным образом от­личаются друг от друга. Первая, т.е. первобытная, форма об­щественной собственности была обусловлена крайне низким уровнем развития производительных сил, вторая, т.е. социали­стическая, собственность есть закономерный результат разви­тия и необходимая форма дальнейшего развития современных могучих производительных сил.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА