Глава 44
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА
Причины развития и основные формы государственно-монополистического капитализма на международной орене.
Объективной основой развития международных форм государственно-монополистического капитализма является интернационализация хозяйственной жизни капиталистических стран, интернационализация на международной производства и капитала, т. е. растущее обобществление капиталистического производства в мировом масштабе. Научно-техническая революция породила тенденцию к развитию массового производства, далеко выходящего за рамки внутренного рынка, потребовала широкой международной специализации и кооперирования, Под воздействием тенденций научно-технического прогресса существенно увеличивается степень международного капиталистического разделения труда, о чем свидетельствуют Относительно высокие темпы роста международной капиталистической торговли, опережавшие в послевоенные годы темпы роста производства. Возрастает зависимость экономики большинства капиталистических стран от экспорта и импорта.
Развитие производительных сил в условиях современного капитализма объективно перешагивает границы национальных буржуазных государств. Однако существование национальных государств выступает фактором, препятствующим развитию международных экономических отношений. По мере растущей интернационализации хозяйственной жизни все острее становится противоречие между процессом обобществления производства в мировом масштабе и узкими рамками национальных государств. Национальные формы вмешательства государства в экономику в интересах монополий не только не снимают, но и обостряют это противоречие, так как зачастую сопровождаются усилением протекционизма, введением прямого контроля над экспортом и импортом товаров (лицензирование внешней торговли, контингентирование импорта), отменой свободной обратимости национальных валют и введением валютных ограничений, установлением жесткого контроля над миграцией рабочей силы и т. д.
Интенсификация хозяйственных связей капиталистических стран в послевоенный период, отражающая потребности развития производительных сил, обусловливала необходимость ослабления ограничений, созданных национальными государствами на пути международного движения товаров, капиталов и рабочей силы, а также внедрения определенных форм регулирования международных экономических отношений.
Несмотря на межимпериалистические противоречия, объективные процессы интернационализации производства и капитала порождают стремление к координации интересов монополистической буржуазии разных стран, а следовательно, и империалистических государств в определенных областях международной экономической жизни, что и создает условия для развития международных форм государственно-монополистического регулирования. К тому же буржуазными государствами накоплен известный опыт регулирования национальной экономики, который может быть использован и при осуществлении международного регулирования.
Рассматривая причины развития международных форм государственно-монополистического капитализма, нельзя не учитывать и воздействия факторов, связанных с возникновением и укреплением сил мирового социализма. В условиях роста могущества мировой системы социализма в капиталистическом мире действует не только тенденция к обострению противоречий между империалистическими державами, но и к их сплочению для борьбы с мировым социализмом. Империалистические страны стремятся к согласованию своей политики, в том числе и в экономической области, по отношению к социалистическим странам.
Существенным фактором, способствующим развитию международных форм государственно-монополистического капитализма, является подъем национально-освободительного движения и крах колониализма, что порождает стремление империалистических кругов к объединению сил для борьбы с этим движением и сохранению в различных формах системы эксплуатации бывших колониальных стран империалистическими монополиями. Старая колониальная политика, направленная на раздел отсталых в экономическом отношении стран между империалистическими державами, по самой своей природе была «индивидуальной». Ныне, когда перед империалистами на первый план выдвигается задача сохранить бывшие колонии в мировой капиталистической экономике, не допустить их перехода на некапиталистический путь развития, усилия отдельных империалистических стран оказываются недостаточными. Появляются различные формы коллективного колониализма, основанные главным образом на развитии международных форм государственно- монополистического капитализма.
Международные формы государственно-монополистического капитализма призваны регулировать международные экономические отношения. С точки зрения охвата регулированием различных сфер мировой экономики можно выделить: а) формы межгосударственного регулирования отдельных видов международных экономических отношений — международной торговли, валютной системы, транспорта, международного кредита и т. д. и б) международное регулирование, охватывающее весь комплекс экономических отношений между странами, что проявляется в осуществлении мероприятий по международной империалистической интеграции.
Международное экономическое регулирование может распространяться на отношения между всеми или большинством капиталистических стран и, таким образом, носить мировой характер. Международные формы регулирования могут являться и продуктом соглашения нескольких государств, регулировать их отношения между собой и потому носить региональный характер.
Межгосударственное регулирование международных экономических отношений
Объектами международного регулирования являются различные сферы международных экономических отношений. Наиболее важное значение среди них имеют международная торговля и финансовые расчеты.
Стремясь к созданию более благоприятных условий для развития международной торговли и функционирования международной финансовой системы, капиталистические страны второй мировой войны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое в дальнейшем фактически превратилось в организацию, призванную воздействовать на торговые отношения между капиталистическими странами; создали Международный валютный фонд (МВФ) для регулирования валютных отношений, а также Международный банк реконструкции и развития (МБРР) для развития международного кредита.
Появление международных экономических организаций с достаточно широкими задачами — новое явление в мировой капиталистической экономике. Непосредственно они были вызваны к жизни, с одной стороны, объективной потребностью в расширении международных экономических связей и, с другой стороны, почти полным расстройством механизма этих связей в результате резкого обострения межимпериалистических противоречий в период кризиса 1929—1933 гг. и в период войны. Международные экономические организации, по мнению правящих кругов империалистических держав, призваны сыграть роль некоего «мирового правительства», регулирующего экономические отношения на мировой арене. Создание ГАТТ, МВФ и МБРР стало возможным в результате развития государственно-монополистического капитализма и сосредоточения в руках буржуазного государства важных функций по регулированию внешнеэкономической деятельности.
Основную роль в создании ГАТТ, МВФ и МБРР играли правящие круги США и Англии, которые стремились использовать эти организации для регулирования международных экономических отношений в своих интересах против интересов других, особенно развивающихся стран. Характерно, что даже механизм деятельности этих организаций обеспечивал руководящее положение империалистических держав. Так, в МВФ и МБРР нет даже формального равенства государств, так как голоса распределяются в основном пропорционально взносу в их капитал (т. е. по принципу, присущему любому акционерному обществу).
В силу этого США и Англия, имеющие наиболее крупные квоты в капитале МВФ и МБРР, располагают ,в МВФ около 33%, а в МБРР — свыше 35% всех голосов, что превышает количество голосов, которыми располагают в этих организациях все развивающиеся страны, вместе взятые.
Попытки регулирования международной торговли и финансовых расчетов осуществляются в условиях острой борьбы между империалистическими государствами, каждое из которых стремится использовать это регулирование в интересах своей национальной буржуазии. Глубокие противоречия на почве международного регулирования существуют и между империалистическими странами, с одной стороны, и развивающимися странами— с другой, поскольку по многим проблемам современных международных экономических отношений интересы этих двух групп стран диаметрально противоположны. Однако, несмотря на все эти противоречия, в области международного регулирования достигнуты известные результаты.
К настоящему времени таможенные пошлины в капиталистических странах снижены по сравнению с первыми послевоенными годами и значительная часть торговли «либерализована» (отменены количественные ограничения импорта). Эти результаты были достигнуты в ходе острой борьбы между странами - участницами ГАТТ как на ежегодных конференциях, так и на специальных конференциях по тарифным вопросам. На тарифных переговорах в рамках ГАТТ в 1965—1967 гг., получивших название «Раунда Кеннеди», после длительной борьбы была достигнута договоренность о снижении таможенных пошлин капиталистическими странами на многие товары примерно на 1/3.
Несмотря на снижение тарифных и других ограничений, на пути международной торговли остаются еще многие препятствия. Противоречия между государственно обособленными группами монополистической буржуазии делают невозможной полную отмену таможенных пошлин, и их уровень (особенно на готовую продукцию) еще достаточно высок. Серьезные противоречия в области международной торговой политики возникают между империалистическими и развивающимися странами, поскольку лозунг «либерализации» торговли противоречит интересам становления национальной экономики в развивающихся странах. Требуя от развивающихся стран отказа от протекционизма, ГАТТ фактически добивается от них создания благоприятных условий для проникновения монополий империалистических держав.
Глубокое расстройство международной валютной системы
капитализма вызвало к жизни попытки межгосударственного регулирования и в этой сфере международных экономических отношений. Попытки международного регулирования, осуществляемые прежде всего через Международный валютный фонд (МВФ), являются неотъемлемой чертой современной валютной системы капитализма (см. главу 48). Противоречия между странами, органически присущие капитализму, делают нереальными предложения некоторых буржуазных экономистов превратить МВФ в мировой «сверхбанк» и сосредоточить в нем все международные расчеты капиталистического мира.
В послевоенные годы получает развитие межгосударственное долгосрочное кредитование. Развитие межгосударственного кредита связано с деятельностью Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и созданных позже в качестве его филиалов Международной ассоциации развития (MAP) и Международной финансовой корпорации (МФК). Эти организации осуществляют долгосрочное кредитование главным образом развивающихся стран. Основные причины и цели развития межгосударственного кредита те же, что причины и цели роста государственного экспорта капитала империалистических держав в развивающиеся страны, о чем уже говорилось выше (см. главу 39). Преимущества межгосударственного кредита по сравнению с вывозом национального государственного капитала состоят в возможности скрыть подлинную сущность международного [экспорта капитала, выдать его за международную помощь развивающимся странам. Однако условия и направления предоставления займов достаточно ярко свидетельствуют о том, что MБРР, MAP и МФК служат задачам экономического колониализма, стремятся привязать экономику развивающихся стран к экономике империалистических держав.
Анализ государственно-монополистического регулирования экономических отношений между капиталистическими странами показывает, что оно не в состоянии устранить коренные противоречия мировой экономической системы капитализма, хотя и может способствовать решению некоторых отдельных проблем. Империалистические страны пытаются использовать международное регулирование в целях поддержания системы экономической эксплуатации развивающихся стран, что, естественно, порождает противодействие со стороны самих развивающихся стран.
Относительно низкая степень эффективности межгосударственного экономического регулирования кроется главным образом в различиях интересов отдельных капиталистических стран, которые в силу этого, как правило, не могут выработать единую политику по важным экономическим проблемам. У международных организаций нет возможности эффективно влиять на деятельность национальных государств при осуществлении согласованной политики на практике. В этом существенное отличие международных форм экономического регулирования, осуществляемого посредством международных экономических организаций, от национальных форм государственно-монополистического капитализма, где у государства есть реальные экономические рычаги воздействия на воспроизводство (государственная собственность, бюджет, налоговая и кредитная политика
и т. д.).
Все это свидетельствует об ограниченных возможностях международного экономического регулирования в условиях острых противоречий между финансовыми группировками различных стран.
Международная империалистическая интеграция.
В основе развития интеграционных процессов лежит объективная тенденция к интернационализации хозяйственной жизни капиталистических стран. Империалистическая интеграция — это наиболее развитая международная форма государственно-монополистического регулирования, состоящая в осуществлении наднациональной экономической политики в интересах крупнейших монополий. В отличие от рассмотренных выше форм международного экономического регулирования, которые функционируют в отдельных конкретных областях и при полном сохранении суверенитета государств-членов, интеграция в своих наиболее развитых формах предусматривает отказ от национального суверенитета в определенных областях экономического регулирования. Проведение общей внутренней и внешней экономической политики фактически означает экономическое объединение стран, участвующих в интеграции.
Зачаточной формой интеграции можно считать зону свободной торговли, при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики.
Таможенный союз предполагает не только взаимную отмену внешнеторговых ограничений, но и установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой политики.
При создании как зоны свободной торговли, так и таможенного союза процесс регулирования сводится по преимуществу к снятию различных таможенных барьеров, охватывает практически лишь сферу обмена и создает более благоприятные условия для торговли монополий стран-участниц. Все основные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами.
Наиболее развитая форма экономической интеграции —экономический союз предполагает наряду с функционированием таможенного союза проведение общей внутриэкономической политики, деятельность наднациональных экономических органов.
Наднациональное регулирование, связанное с функционированием экономического союза, предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование может быть в принципе направлено на стимулирование процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменение межотраслевых пропорций, ослабление тех или иных социальных противоречий и т. д. В этих целях может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках ряд экономических рычагов, в частности, такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Наконец, высшей формой интеграции капиталистических стран, по мысли ее идеологов, должна стать политическая интеграция государств, т. е. фактическое их объединение в единое государство.
В силу глубоких противоречий между капиталистическими странами интеграция в масштабе мировой капиталистической экономики невозможна. Прежде всего не может быть речи об интеграции развитых капиталистических и развивающихся стран. Развивающиеся страны уже имели опыт «интеграции» с империалистическими державами в рамках колониальных империй. Объединение в условиях капитализма в единую экономическую систему стран с разным уровнем экономического развития фактически способствовало бы установлению отношений господства развитых стран над экономически слаборазвитыми.
Экономическая интеграция более реальна, если ее пытаются осуществить страны с примерно одинаковым уровнем развития и уже достаточно тесно связанные между собой в экономическом отношении. Именно при этих условиях монополистическая буржуазия ряда стран может быть заинтересована во взаимном снятии внешнеторговых барьеров и проведении общей экономической политики. При этом экономическое объединение ряда стран имеет своей целью укрепление позиций монополий данных стран в конкурентной борьбе с монополиями других, не входящих в эту группировку, стран. На рынке объединения, естественно, получают преимущество монополии стран-участниц. Таким образом, объединения капиталистических стран представляют собой форму передела рынков сбыта между империалистическими странами.
Противоречия между империалистическими странами делают невозможной интеграцию не только в мировом масштабе, но и в масштабе всех развитых капиталистических стран. На практике получили распространение региональные экономические группировки развитых капиталистических стран.
Тенденция к экономической интеграции получила распространение и среди развивающихся стран. Однако природа интеграции развитых капиталистических стран и развивающихся стран различна. Если в первом случае интеграция порождается высоким уровнем развития производительных сил государственно-монополистического капитализма, то во втором случае интеграция порождается скорее слабым уровнем развития экономики, стремлением развивающихся стран создать лучшие условия для индустриализации национальной экономики. В ряде случаев развивающиеся страны объединяются и для того, чтобы ослабить свою экономическую зависимость от империалистических держав.
Реальные шаги в направлении интеграции развитых капиталистических стран сделаны в Западной Европе. Наиболее общей причиной интеграционных процессов в Западной Европе является обострение противоречия между значительно возросшей степенью интернационализации производства и капитала и сохранением отдельных буржуазных государств, конкурирующих между собой и создающих различные преимущества для своего «национального» производства. В Западной Европе, для которой характерна политическая раздробленность, это противоречие проявляется особенно остро. Внутренние рынки даже таких крупных капиталистических государств, как Англия, ФРГ, Франция, оказываются сравнительно узкими для развития современного массового промышленного производства. Путем развития наднациональных форм государственно-монополистического капитализма западноевропейские страны пытаются создать более широкую экономическую область для развития производительных сил.
Особая заинтересованность западноевропейских стран в интеграции связана с относительным ослаблением позиций западноевропейского капитализма, которое вызвано итогами второй мировой войны, укреплением рабочего и демократического движения в Европе, крахом колониальных империй западноевропейских держав. Объединение западноевропейских государств, по мысли идеологов интеграции, должно способствовать восстановлению позиций западноевропейского капитализма, укреплению его сил по сравнению с американским империализмом.
Объективная тенденция к хозяйственному сближению капиталистических стран в современных условиях усиливается укреплением позиций социализма на международной арене. Западной Европе капитализм оказался лицом к лицу с мировым социализмом, демонстрирующим высокие темпы экономического роста и новые формы и принципы международных экономических отношений. Экономическое объединение западноевропейских стран, по мысли правящих кругов капиталистических стран, позволит им повысить темпы экономического роста И подвести экономический фундамент под агрессивные политические группировки империалистических держан, направленные против социализма, и прежде всего под НАТО. Исходя именно из политических соображений, США поддерживали .западноевропейскую интеграцию, хотя в экономическом отношении интеграция вела к укреплению позиций конкурентов американских монополий.
Рост социализма, подъем революционного и общедемократического движения в капиталистических странах сделали практически невозможным для империализма использование военных методов передела рынков. Война между империалистическими державами привела бы к крушению всей капиталистической системы. В этих условиях империалистические державы вынуждены искать пути для «мирного» передела рынков сбыта, источников сырья и сфер приложения капитала, чему и служит интеграция.
Инициаторами развития интеграции в Западной Европе явились крупнейшие монополистические группировки капитала, масштабы деятельности которых выходили за рамки национальных государств. Монополии надеялись путем экономического объединения западноевропейских стран создать лучшие условия для своей деятельности, расширить рынки сбыта. Известно, что простое сложение ряда рынков в один не дает прироста общей емкости рынка. Однако монополии рассчитывали на улучшение условий сбыта своих товаров, во-первых, за счет вытеснения с рынка мелких и средних производителей, которые не смогут выдержать конкуренцию на европейском рынке, и, во-вторых, за счет вытеснения товаров стран, не входящих в интеграционные группировки. Кроме того, некоторое увеличение емкости рынка может быть связано с углублением международного разделения труда, чему способствует интеграция.
Хотя интеграция западноевропейских стран является реакцией капитализма на объективно прогрессивную тенденцию интернационализации хозяйственной жизни, она осуществляется в интересах монополий, против интересов рабочего класса, крестьянства, мелких предпринимателей, против трудящихся распивающихся стран, против мирового социализма и поэтому носит империалистический характер.
В. И. Ленин в свое время пророчески писал: «Конечно возможны временные соглашения между капиталистами и между державами. В этом смысле возможны и Соединенные Штаты Европы, как соглашение европейских капиталистов... о чем? Только о том, как бы сообща давить социализм в Европе, сообща охранять награбленные колонии...». Обстановка в мире ныне коренным образом изменилась. Но характер западноевропейского империализма не изменился. Западноевропейская интеграция призвана поддержать пошатнувшиеся устои капитализма.
Процесс империалистической интеграции в Западной Европе привел к созданию двух экономических группировок — Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской зоны свободной торговли (ЕАСТ).
25 марта 1957 г. в Риме шесть западноевропейских стран — Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ — заключили договор о создании Европейского экономического сообщества. Объединение этих шести стран не является случайным. Все они являются высокоразвитыми в экономическом отношении. И до создания ЕЭС они были связаны традиционными экономическими связями, представляли территориальную общность. Созданию ЕЭС предшествовал ряд договоров, заключенных между этими странами. В частности, с первых послевоенных лет функционировал таможенный, а за- ; тем и экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). С 1951 г. шесть стран заключили договор о создании «Европейского объединения угля и стали» (ЕОУС). Учреждение Европейского экономического сообщества было направлено на создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также на постепенное сближение экономической политики государств-членов. В этих целях предусматривалась отмена таможенных сборов и количественных ограничений для вывоза и ввоза товаров между государствами — членами сообщества; установление общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам; устранение препятствий для свободного движения рабочей силы, услуг и капиталов между государствами-членами; проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта; согласование экономической политики государств-членов. Осуществлять эти мероприятия предполагалось постепенно.
В настоящее время в ЕЭС в основном завершено создание таможенного союза. К середине 1968 г. отменены таможенные пошлины во взаимной торговле промышленными товарами, еще раньше, в 1962 г., были отменены количественные ограничения во взаимной торговле. Введен единый таможенный тариф по отношению к «третьим», т. е. не участвующим в ЕЭС, странам. Ha повестке дня в ЕЭС — выработка единой экономической и социальной политики — политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д. Некоторые мероприятия в этом направлении осуществляются. В частности, унифицируются налоговые системы в странах — участницах ЕЭС.
Однако если создание таможенного союза в ЕЭС шло более или менее успешно и было осуществлено раньше намеченного срока, то попытки перехода к экономическому союзу наталкиваются на серьезные разногласия, поскольку интересы отдельных стран весьма различны. Еще более острые противоречия возникают в ЕЭС в связи с проблемами политической интеграции. В то время как ФРГ настаивает на усилении наднационального характера ЕЭС, то правительство Франции стоит за деятельность ЕЭС на основе межгосударственного сотрудничества. Противоречия вокруг создания политического союза настолько остры, что ныне участницы ЕЭС вообще сняли его с обсуждения.
Вторая экономическая группировка — Европейская ассоциация свободной торговли, созданная Англией в противовес «Общему рынку», начала функционировать на основе Стокгольмской конвенции, подписанной в ноябре 1959 г. В состав ЕАСТ вошли семь стран — Англия, Швеция, Австрия, Дания, Португалия, Норвегия, Швейцария. Позже на правах ассоциированного члена к ЕАСТ присоединилась Финляндия. Страны, вошедшие в ЕАСТ, весьма различны по уровню экономического развития, слабо связаны между собой в экономическом отношении, территориально разобщены. Стокгольмская конвенция предусматривала решение более ограниченного круга вопросом, чем Римский договор о создании ЕЭС. В основном речь шла о создании таможенного союза в области торговли промышленными товарами, где намечалась взаимная отмена пошлин и количественных ограничении Однако деятельность ЕАСТ не распространялась на сельскохозяйственные товары. Не предусматривались проведение единой экономической политики и выработка единою таможенного тарифа к «третьим» странам.
В результате развития экономических связей между странами в ЕАСТ наметилась тенденция к перерастанию из чисто таможенного в ЭКОНОМИЧЕСКИЙ союз, хотя это и не предусматривалось конвенцией. Эта тенденция выразилась, в частности, в создании ряда наднациональных экономических органон и повышении роли совета ЕАСТ.
Однако, несмотря на эти тенденции, возможности ЕАСТ ограничены, поскольку в нее входят менее развитые страны Западной Европы. Рынок ЕАСТ менее емок, чем рынок ЕЭС. Для основной страны ЕАСТ — Англии рынок стран ЕЭС имеет большее значение, чем рынок стран ЕАСТ. В течение длительного периода Англия предпринимала попытки объединить две группировки в одну зону свободной торговли. Однако страны ЕЭС выступают против такого объединения. В этих условиях Англия, которая раньше не хотела себя связывать членством в ЕЭС, ибо стремилась сохранить свои позиции как экономического центра Британского содружества, ныне пытается войти в ЕЭС.
Существование двух экономических группировок, стремление Англии вступить в ЕЭС порождает серьезные империалистические противоречия в Западной Европе. Главным противником вступления Англии в ЕЭС является Франция, которая серьезно опасается английской конкуренции внутри «Общего рынка», а также не хочет уступить Англии роль политического руководителя ЕЭС, на которую претендует сама.
Империалистическая интеграция, выражением которой явилось создание двух экономических группировок в Западной Европе, оказывает в настоящее время существенное влияние на развитие мировой капиталистической экономики. Интеграция значительно интенсифицировала процессы интернационализации производства и капитала, повысила степень концентрации и централизации капитала в отдельных странах, увеличила объем взаимного товарооборота и вывоза капитала между развитыми странами, усилила переплетение интересов финансового капитала различных стран. В борьбе за рынки произошло объединение целого ряда компаний стран ЕЭС. В 1964 г., например, объединились крупнейшая западногерманская компания в области кинофотопромышленности «Агфа» и бельгийское общество "Геверт фотопродуктен», в результате чего возникла компания, занявшая важное место в мировой капиталистической кинофотбпромышленности. В 1965 г. после объединения общества «Херрер Хюттен юнион», являющегося дочерней фирмой голландской компании «Хооговенс», с одной из крупнейших сталелитейных компаний ФРГ «Хелл» был образован единый металлургический комплекс трех компаний. Бельгийские, французские, итальянские и люксембургские металлургические группы (Шнейдер, «Банк де Пари э де Пеи-Ба», «Арбед» и др.) совместно создали «Сосьете де сидерюржи маритим» (СИДМАР). В 1968 г. заключено соглашение о тесном техническом, коммерческом и финансовом сообществе между крупнейшим итальянским автомобильным концерном ФИАТ и французской автомобильной фирмой «Ситроен». Создание «европейского рынка» в рамках ЕЭС ускоряет развитие международной производственной специализации и кооперирования. Явившись в какой-то мере результатом объективной тенденции к хозяйственному сближению государств, 1 действующей в условиях капитализма, интеграция, следовательно, еще более усиливает эти тенденции. Вместе с тем, хотя интеграция в известной мере и способствует расширению емкости рынка для монополий, она не в состоянии устранить противоречий, свойственных капиталистическому рынку вообще, устранить циклические колебания процесса воспроизводства. Застой промышленного производства в Италии в 1964 г., падение промышленного производства в ФРГ в 1967 г. — яркое тому подтверждение. Среднегодовые темпы роста промышленного производства после начала функционирования ЕЭС с 1959 по 1967 г. (5,6%) оказались более низкими, чем за 8 лет, предшествующих созданию этой группировки, с 1950 по 1958 г. (7,8%).
Интеграция не снимает противоречия между странами, входящими в экономические группировки. Национальные хозяйства не растворяются в рамках ЕЭС, а неравномерность экономического развития стран — участниц ЕЭС является объективной основой для еще большего обострения противоречий между ними, усиливает стремление монополий каждой страны к сохранению политической власти над своим внутренним рынком. Международные формы государственно-монополистического капитализма не могут устранить противоречий между государственно обособленными группами монополистической буржуазии.
В результате интеграции происходит все большее обособление экономических группировок капиталистических стран
враждующих между собой. Западноевропейская интеграция обострила противоречия не только внутри Западной Европы, но между странами Западной Европы и США. Американский империализм выдвигал планы создания Атлантического экономического сообщества. Однако проекты развития интеграции вширь, выдвинутые американскими правящими кругами, в настоящее время фактически провалились. Созданная в 1961 г. по инициативе США как инструмент атлантической интеграции 'Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят США, Канада, страны Западной Европы и Япония, ныне существенной роли не играет. Межимпериалистические противоречия не позволяют осуществлять единую экономическую политику в масштабах всего капиталистического мира (или хотя бы в масштабах всех развитых капиталистических стран). Жизнь показывает, что международные государственно-монополистические объединения имеют одной из основных целей обеспечение Их участникам преимуществ в борьбе за рынки против их империалистических конкурентов. Существенное расширение рамок интеграции за счет включения новых стран спело бы на нет такого рода преимущества. Это обстоятельство на нынешнем этапе ставит объективный предел империалистической интеграции и делает невозможным расширение ее масштабом до рамок «всемирного треста».
- § 1. Процесс труда
- § 2. Производство, обмен, распределение, потребление
- § 3. Способ производства
- § 4. Экономические законы
- § 5. Определение политической экономии как науки
- § 6. Классовый характер политической экономии
- § 7. Основные черты метода политической экономии
- Глава 1
- § 1. Производительные силы первобытного общества
- § 2. Первобытное стадо — первичная форма связи между людьми в процессе труда
- § 3. Родовой строй и его экономические основы
- Глава 2
- § 1. Возникновение общественного разделения труда и товарного обмена
- § 2. Противоречия первобытнообщинного строя.
- Глава 3
- § 1. Производительные силы рабовладельческого общества
- § 2. Производственные отношения рабовладельческого общества
- § 3. Товарно-денежные отношения в рабовладельческом общество
- § 4. Особенности восточного и античного рабства
- § 5. Государство при рабовладельческом строе
- Глава 4
- § 1. Противоречия рабовладельческого способа производства
- § 2. Падение рабовладельческого способа производства
- § 1. Возникновение и развитие феодализма в условиях разложения античного рабства
- § 2. Возникновение и развитие феодализма непосредственно на основе распада родовой общины
- Глава 6
- § 1. Основные черты феодальных производственных отношений
- § 2. Формы феодального производства и феодальной земельной ренты. Феодальная эксплуатация
- § 3. Феодальный город
- § 4. Товарно-денежные отношения
- § 5. Классы и государство при феодализме
- Глава 7
- Глава 8
- § 1. Два свойства товара — потребительная стоимость и стоимость
- § 2. Индивидуальный и общественно необходимый труд
- § 3. Двойственный характер труда, заключенного в товаре
- § 4. Форма стоимости, или меновая стоимость
- § 5. Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства
- § 6. Товарный фетишизм
- § 7. Критика буржуазных и мелкобуржуазных теорий стоимости
- Глава 9
- § 1. Мера стоимости
- § 2. Средства обращения
- § 3. Сокровище
- § 4. Средство платежа
- § 5. Мировые деньги
- § 6. Законы денежного обращения
- § 7. Критика буржуазных и ревизионистских теорий денег
- § 1. Всеобщая формула капитала
- § 2. Противоречия всеобщей формулы капитала
- § 3. Товар рабочая сила
- Глава 11
- § 1. Двойственный характер капиталистического процесса производства
- § 2. Основной экономический закон капиталистического производства
- § 3. Сущность капитала
- § 4. Постоянный и переменный капитал
- § 5. Норма и масса прибавочной стоимости
- Глава 12
- § 1. Абсолютная прибавочная стоимость
- § 2. Относительная прибавочная стоимость
- § 3. Избыточная прибавочная стоимость
- Глава 13
- § 1. Простая капиталистическая кооперация
- § 2. Капиталистическая мануфактура
- Глава 14
- § 1. Развитие машин
- § 2. Капиталистическая фабрика. Влияние машины на положение рабочего при капитализме
- § 3. Границы капиталистического применения машин
- § 4. Промышленный переворот. Современная научно-техническая революция
- Глава 15
- § 1. Единство и различие абсолютной и относительной прибавочной стоимости
- § 2. Подчинение труда капиталу
- § 3. Основное противоречие капитализма. Основные классы буржуазного общества
- Глава 16
- § 1. Заработная плата — превращенная форма стоимости и цены рабочей силы
- § 2. Основные формы заработной платы
- Глава 17
- § 1. Номинальная и реальная заработная плата
- § 2. Основные факторы, определяющие уровень заработной платы
- § 3. Национальные и другие различия в заработной плате
- § 4. Вопрос о величине заработной платы в трактовке буржуазных экономистов до к. Маркса
- § 5. Критика современных апологетических теорий заработной платы
- Накопление капитала и ухудшение положения пролетариата
- Глава 18 воспроизводство и накопление капитала
- § 1. Простое и расширенное воспроизводство
- § 2. Факторы, определяющие размеры накопления капитала
- Глава 19 всеобщий закон капиталистического накопления
- § 1. Строение капитала
- § 2, Концентрация и централизация капитала
- § 3. Образование относительного перенаселения
- § 4. Влияние накопления капитала на положение пролетариата
- § 5. Неизбежность гибели капитализма
- Раздел пятый
- Глава 20 кругооборот капитала
- § 1. Три стадии в движении капитала и три его функциональные формы
- § 2, Три фигуры кругооборота промышленного капитала
- Глава 21 оборот капитала
- § 2. Физический и моральный износ основного капитала
- § 3, Общий и реальный оборот капитала
- § 4. Время производства, рабочий период
- Глава 22 воспроизводство и обращение всего общественного капитала
- § 1. Индивидуальный и общественный капитал н проблема воспроизводства
- § 2, Основные предпосылки теоретического анализа воспроизводства общественного капитала
- § 3. Простое воспроизводство
- § 6 Критика теорий, отрицающих возможность капиталистического расширенного воспроизводства
- § 7. Критика теории независимости производства
- От потребления, возможности безграничного
- И бесконфликтного при капитализме
- Расширенного воспроизводства
- Прибыль и цена производства
- Превращение прибавочной стоимости в прибыль
- § 1. Издержки производства к прибыль
- Капиталистическая торговля
- Глава 26 торговый капитал и торговая прибыль
- 1. Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
- § 2. Возмещение торгового капитала и торговая прибыль
- § 3. Особенности эксплуатации рабочих и служащих, занятых в капиталистической торговле
- § 4. Посредническая эксплуатация и потребительская кооперация при капитализме
- Глава 27 внутренняя и внешняя торговля при капитализме
- § 1. Звенья товарного обращения. Формы и методы внутренней торговли
- § 3. Роль торгового капитала в обострении противоречий капитализма
- Глава 28 ссудный капитал и процент
- 1. Ссудный капитал как обособившая часть промышленного капитала
- § 2. Ссудный процент и закономерности его движения
- Глава 29 формы капиталистического кредита
- § 1. Коммерческий кредит
- § 2. Банковский кредит. Банки и их роль
- § 3. Роль кредита
- § 4. Критика буржуазный теорий кредита
- Глава 30 акционерная форма предприятий.
- § 1. Акционерные общества. Акции их курс
- § 2. Фиктивный капитал
- Глава 31 денежное обращение при кредитной системе
- § 1. Кредитная система и денежное обращение
- § 2. Формы, закономерности и последствия бумажно-деножной инфляции
- Земельная рента
- Глава 32 пути возникновения капитализма в земледелии
- § 1. Ферты буржуазной аграрной эволюции
- § 2. Капитализм и частная собственность на землю
- § 3. Капиталистическая земельная рента
- Глава 33 дифференциальная рента
- § 1. Дифференциальная добавочная и ее превращение в рейту
- Глава 34 абсолютная рента. Монопольная рента. Цена земли
- § 1. Сущность абсолютной ренты
- § 2. Монопольная цена к монопольная рента
- § 3. Цена земли
- Глава 35 особенности развития капитализма в сельском хозяйстве
- § 1. Отставание сельского хозяйства от промышленности — закон капитализма
- § 2, Углубление противоположности между городом и деревней
- Глава 36
- § 1. Сущность национального дохода
- § 2. Производство национального дохода. Производительный и непроизводительный труд
- § 3. Распределение национального дохода
- § 4. Использование национального дохода. Потребление и накопление
- Глава 37
- § 1. Возможность кризисов
- § 2. Неизбежность кризисов
- § 3. Циклическая форма капиталистического воспроизводства
- § 4. Аграрные кризисы
- § 5. Циклические кризисы — проявление исторической ограниченности капитализма
- § 6. Буржуазные теории кризисов
- Глава 38
- § 1. Закономерности возникновения монополий, их сущность и формы
- § 2. Особенности концентрации и монополизации производства в период империализма
- § 3. Монополия и конкуренция в эпоху империализма
- § 4. Возникновение и развитие банковских монополий
- § 5. Образование и развитие финансового капитала и финансовой олигархии
- Глава 39
- § 1. Причины, сущность и формы вывоза капитала
- § 2. Противоречия, порождаемые вывозом капитала
- §3 Возникновение и развитие соглашений о разделе мировых рынков.
- § 4. Борьба монополий за экономический раздел мира
- § 5. Завершение территориального раздела мира
- § 6. Средства колониальной политики при империализме
- § 7. Колониальная система империализма
- § 8. Международное разделение труда в эпоху империализма
- Глава 40
- § 1. Источники и средства обеспечения монопольной сверхприбыли
- § 2. Монополистический капитализм и закон стоимости и цены производства
- Глава 42
- Глава 43
- § 1. Ход современного капиталистического воспроизводства
- Глава 44
- Глава 45
- § 1. Империализм — особая стадия капитализма
- § 2. Империализм — монополистический капитализм
- § 3. Империализм — загнивающий, паразитический капитализм
- § 4. Империализм — канун социалистической революции
- § 1. Сущность и этапы общего кризиса капитализма
- § 2. Раскол мира на две системы и борьба между ними
- § 3. Рост мировой социалистической системы и обострение противоречий капитализма
- § 4. Кризис и распад колониальной системы
- Глава 48
- § 1. Сущность и формы проявления кризиса международных экономических отношений капитализма
- § 2. Валютная система современного капитализма и ее кризис