logo
N_A_Tsagolov

§ 4. Товарно-денежные отношения

Натуральный характер феодального производства

Одной из важнейших черт экономики феодализма является натуральный характер феодального производства.

Личное потребление феодалов и крестьян, а также произ­водственное потребление обеспечивалось почти полностью за счет того, что создавалось внутри поместья.

Прибавочный продукт, как правило, не принимал товарной формы и присваивался феодалами в натуральном виде.

«...Именно потому, что отношения личной зависимости со­ставляют основу данного общества, — писал К. Маркс, — труду и продуктам не приходится принимать отличную от их реаль­ного бытия фантастическую форму (т.е. товарную форму.— Авторы). Они входят в общественный круговорот в качестве натуральных служб и натуральных повинностей».

Крестьянин и его семья производили в своем хозяйстве для собственного потребления почти все необходимые продукты, включая часто и ремесленные изделия, поскольку земледелие в ряде случаев сочеталось с домашним ремеслом. Даже в том случае, когда с переходом к денежной ренте часть прибавоч­ного продукта, а иногда и весь прибавочный продукт превращался в деньги, необходимый продукт, составлявший весьма значительную часть всего произведенного продукта крестьян­ского хозяйства, не принимал, как правило, товарной формы.

Товарное производство и торговля

В результате роста производительных сил и углубления общественного разделения труда при феодализме получили известное развитие товарное производство и товарное обращение. Товарное производство в эпоху развития фео­дализма носило подчиненный по отношению к натуральному хозяйству характер и представляло собой лишь отдельный уклад феодальной экономики. Оно обслуживало феодальное производство, играло, особенно в раннефеодальный период, вспомогательную роль.

В условиях господства первых двух форм феодальной ренты — отработочной и продуктовой — производство крестья­нами продуктов для обмена представляло собой спорадическое, случайное явление. Только с переходом к денежной ренте воз­растает абсолютное и относительное количество продуктов, производимых крестьянами для обмена.

В результате расширения торговли между крестьянами и феодалами, с одной стороны, и городскими ремесленниками, с другой, складываются внутренние рынки. С помощью торговли устанавливается и укрепляется экономическая связь между сельскохозяйственным и ремесленным производством.

Торговый капитал при феодализме являлся прежде всего посредником в обмене присвоенного феодалами прибавочного продукта на предметы роскоши, привозимые из других стран. Торговый капитал выступал также как посредник в обмене продуктов крестьян и городских ремесленников. Получаемая купцами торговая прибыль образовывалась в результате не­эквивалентного обмена, т.е. покупки товаров по ценам ниже стоимости и продажи их выше стоимости. Источником торговой прибыли являлся в конечном счете прибавочный продукт созданный непосредственными производителями-крестьянами и ремесленниками, а в ряде случаев и часть их необходимого продукта.

Процесс развития товарного производства и обращения усиливается расширением внешней торговли. Международная торговля была относительно развита уже в рабовладельческую эпоху. При переходе от рабовладения к феодализму международная торговля несколько заглохла. По мере роста производ­ства и распространения товарно-денежных отношений она снова оживляется.

Основным направлением международной торговли были торговые связи между европейскими странами и Востоком. Ак­тивную посредническую роль в ней играли до XI в. арабские и византийские купцы. Они привозили в Европу с Востока пред­меты роскоши, а на Восток из европейских стран — металличе­ские изделия, шерсть, полотно, зерно.

Начиная примерно с XI в. все большую роль в международ­ной торговле начинают играть европейские купцы. Крупными торговыми центрами становятся Венеция, Генуя и некото­рые другие города. Учащаются путешествия европейских куп­цов в страны Востока с целью расширения торговых связей. Рост внутренней и внешней торговли приводил к развитию денежного обращения, увеличению количества обращающихся денег, совершенствованию дела чеканки монеты. Однако сред­невековая торговля, несмотря на ее значительное развитие, носила все же ограниченный характер. Она существовала в усло­виях господства натурального производства, феодальной раз­дробленности, бездорожья, несовершенных средств сообщения, отсутствия единых мер веса и длины, единой монетной системы, нередких разбойничьих нападений феодалов на купцов.

С ростом товарно-денежных отношений в феодальном об­ществе развивается ростовщический капитал. Денежные ссуды выдавались ростовщиками феодалам, а также ремесленникам и крестьянам. Источником ростовщического процента, как и источником торговой прибыли, являлся прибавочный продукт, создаваемый крестьянами и ремесленниками, а также часть их необходимого продукта.

По мере роста товарно-денежных отношений феодальное поместье все более втягивалось в рыночный оборот. Покупая предметы роскоши и городские ремесленные изделия, феодалы испытывают все большую нужду в деньгах. Им становится вы­годно переводить крестьян с барщины и натурального оброка на денежный оброк. В связи с этим крестьянское хозяйство втягивалось в рыночный оборот.