logo search
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.5.6. Регулирование сектора государственных закупок

Проект Закона о государственных закупках утвержден Камбоджийским Национальным Собранием в январе 2012 года. Ожидается, что данный Закон будет введен в действие до конца 2012 года. На сегодняшний день правовая основа государственных закупок состоит из недостаточного набора постановлений. Так в 2006 году в Камбодже было изменено законодательство, регулирующее государственные закупки в соответствии с Указом № 105, разработан подзаконный акт, а в 2010 году были опубликованы обновленные Правила для реализации государственных закупок.

Действующие Правила о нормах закупок призваны регулировать конкурентные тендеры и прямые покупки. Конкурсные тендеры являются обязательными для приобретения товаров или услуг на сумму более 25000 долларов США, кроме случаев, когда есть острая необходимость закупок, например, после стихийных бедствий, когда использование неконкурентных методов закупок, таких как прямой заказчик, допускается. Совет министров должен одобрить любые политические покупки на основе рекомендаций, сформулированных Министерством экономики и финансов.

Так как большинство государственных закупок в Камбодже осуществляется за счет внешнего финансирования, были приняты Руководства по процессу государственных закупок для иностранных проектов. Одно из них называется «Руководство по стандартным операционным процедурам», а другое – «Руководство по закупкам для внешне финансируемых проектов/программ». Эти Руководства опубликованы на сайте Министерства экономики и финансов Камбоджи.193 Оба пособия утверждают, что международные конкурсные торги должны быть использованы для более дорогих проектов, стоимостью более 100 000 долларов США.

Как сообщается в статье «Ведение бизнеса в Камбодже» Коммерческой службы США194, несмотря на существующие правила, проведение государственных закупок не является прозрачным. Объявления о тендерах, проводимых Правительством Камбоджи, часто не получают широкую огласку. При выборе подрядчиков строительства к участию в тендере допускаются только компании, зарегистрированные в Министерстве экономики и финансов. Всемирный Банк оказывает техническую поддержку правительству в целях выявления и устранения мошенничества и коррупции в сфере государственных закупок. Но, несмотря на это, уровень коррупции остается одним из самых высоких в мире. По данным независимого агентства TransparencyInternational, Камбоджа занимает 154-е место из 178 обследованных стран по уровню коррупции.Также затруднен доступ широкой общественности к результатам многих крупных тендеров государственных закупок. Согласно исследованиям Азиатского банка развития195, текущие правила закупок не покрывают такие фазы, как планирование и реализация, которые наиболее склонны к коррупции.

Сфера государственных закупок Камбоджи далека от совершенства в связи с отсутствием основательной правовой базы в виде закона, регулирующего государственные закупки. На сегодняшний день данную сферу регулирует лишь подзаконный акт, принятый в 2006 году. Кроме того, исследования авторитетных мировых организаций, повествующие о высоком уровне коррупции и дефиците информации в сфере государственных закупок, не могут не настораживать иностранные компании.