logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

Зона инвестиций асеан

Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из Юго-Восточной Азии (далее – ЮВА) иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики. 

В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 года - внешним инвесторам. Соглашение об инвестиционной зоне АСЕАН предусматривает:

Вместе с тем, в целях защиты местного рынка, Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ (Общий эффективный преференциальный тариф), предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.

Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим. Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно. Стоит отметить, что в ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) было принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью.

Исходя из различного уровня развития государств - членов АСЕАН, рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама - до 2013 г., Лаоса и Мьянмы - до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА ликвидировал списки в 2003 году.

Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним, прежде всего, относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на привлечение иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др. Кроме того, пакет согласованных мер предполагал ускорение создания Азиатской зоны свободной торговли, расширение набора льгот для инвестиций в обрабатывающую промышленность, отмену требования о минимальном 30%-ном национальном участии, начало второго раунда переговоров по обмену в сфере услуг.

Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после азиатского кризиса 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА.

Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.

Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества.

Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 года.

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.  Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.  Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутри асеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала. 

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5%. Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций. 

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

Таким образом, благодаря инвестиционному сотрудничеству стран АСЕАН заметно расширился приток иностранного капитала в Юго-Восточную Азию. При этом основной поток шел из США, Великобритании, Японии, Франции и Финляндии. Следует отметить, что самыми активными инвесторами в рамках АСЕАН являются Сингапур и Малайзия.

Следует отметить, что достижение стран АСЕАН в разработки схемы промышленного сотрудничества, успешно реализуемая в странах АСЕАН, может стать полезным опытом как для Казахстана, так и для Таможенного союза в целом, имеющие небольшой опыт в создании инвестиционных стимулов и участии в интеграционных сообществах.

В целом, ускоренная экономическая и финансовая интеграция региона на фоне стремительного подъема Китая служит решающим условием для возрождения инвестиционной привлекательности рынка ЮВА.