logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.5.4. Налоговое регулирование

Результатом первого этапа реформы явилось создание в 1990 г. системы из основных видов налогов: акцизный, на ресурсы, с оборота, подоходный для лиц с высоким уровнем дохода, на недвижимость и использование сельхозугодий, на экспорт и импорт, на прибыль, патентный. В начале 1995 г., в условиях развития новых элементов рынка, совершен переход ко второму этапу: совершенствование налоговой политики, увеличение темпов роста в рамках программы 1996_2000 гг.; стимулирование процесса реинвестирования предприятиями средств в развитие производства; установление перед вступлением Вьетнама в АСЕАН и ВТО координации между налоговой политикой и расширением внешнеэкономических связей. Ключевая роль отводится введению НДС и налога на доход предприятий, законы о которых были приняты на XI сессии Национального Собрания IX созыва в мае 1997 г. и вступили в силу с 1 янв. 1999 г. Налоговая система во Вьетнаме, состоит из следующих основных налогов:

Каждый из этих налогов находится в ведении Главного управления по вопросам налогообложения (министерство финансов), за исключением экспортно-импортных пошлин (Главное управление таможни). В Хошимине, Департамент налогов отвечает за сбор налогов и НДС. Департамент таможни отвечает за импортные и экспортные пошлины.

Налог на прибыль

Предприятия торговли, производства товаров и услуг и извлекающие прибыль, подлежат налогообложению по ставке CIТ. Стандартная ставка CIТ составляет 28%. Льготные ставки CIТ могу составлять  10%, 15% и 20% для предприятий, инвестиции которых находятся в списке специальных Инвестиций или список востребованных Инвестиций или список востребованных районов для инвестиций в течение определенного периода времени. Если срок пользования льготных ставок истекает, то CIТ обычно возвращается к стандартной ставке. Кроме того, предприятия должны быть освобождены для CIТ для поступления в бюджет в следующих случаях:

Импортные и экспортные пошлины

Экспорт поддерживается государством и, таким образом, почти все товары и услуги на экспорт, освобождаются от налога. Экспортные пошлины взимаются только на несколько продуктов, в основном это природные ресурсы, такие как полезные ископаемые, лесные продукты и металлолом. Цены варьируются от 0% – 45%. Цена для расчета экспортной пошлины это FOB – цена счета.

В целом, все товары, пересекающие границу Вьетнама подлежат оплате с учетом импортных пошлин. В частности:

Следующие товары, не подпадают под действие импортных пошлин:

Потребительские товары, в особенности предметы роскоши, могут иметь высокие импортные пошлины, в то время как машины, оборудование, материалы и принадлежности, необходимые для производства, особенно тех пунктов, которые не производятся внутри страны, пользуются более низкими ставками импортных пошлин или даже 0% ставки. Ставки пошлин на импортируемые товары должны включать: стандартные ставки, льготные ставки и специальные льготные ставки в зависимости от происхождения товаров.

Стандартные пошлины применяются к импорту из стран, которые еще не подписали соглашение с Вьетнамом для достижения наибольшего благоприятствования в торговле в статусе партнерских отношений. Стандартные пошлины применяются по единой ставке, что составляет 150% от льготных пошлин.

Льготный пошлина (НБН), где ставки применяются к импорту из стран или групп стран, которые подписали соглашение с Вьетнамом для достижения наибольшего благоприятствования в торговле в статусе партнерских отношений.

Специальные льготные пошлины применяются к импорту из стран или групп стран, которые подписали соглашение с Вьетнамом о специальных льготных ввозных пошлинах на основе свободной торговли, в рамках регионов или таможенных союзов или направленных на создание благоприятных условий для торгового обмена через границу  (например стан АСЕАН и АСЕАН-Китай – зоны свободной торговли «ACFTA»).

Предприятия с иностранными инвестициями и СП, которые инвестируют в отрасли из правительственного Списка Инвестиций или списка специальных инвестиций имеют право на освобождение от импортных пошлин на поставку сырья, материалов и полуфабрикатов, которые еще не были в отечественном производстве для промышленности в рамках национальных проектов в области инвестиций стимулирования секторов национальной экономики.

Кроме того, в этой связи, освобождение от импортной пошлины будет предоставлено для других нужд, а именно: среди прочего, на товары, импортируемые для непосредственного использования в научных исследованиях и разработке технологий и технологий, которые еще не могут быть внутри страны и сырья, комплектующих и материалов, импортируемых для производства проектов, включенных в перечень специальных инвестиций или список востребованных для инвестиций районов.

Импорт товаров, используемых для экспортной деятельности (сырья и сырьевых товаров, полуфабрикатов, готовой продукции, используемых в производственном процессе), как правило, освобождаются от импортных пошлин; ставку не платят за такие импорты в том случае, если иностранные инвестиции находятся в пределах зоны экспортной переработки.

Если иностранные инвестиции находятся в другом месте, они должны оплачивать пошлинные тарифы в течение 275 дней с даты ввоза товара и должны быть возмещены на сумму импортной пошлины при экспорте обработанных товаров в соотношении количества экспортируемых товаров.

Сведения о производстве продукции на экспорт в пределах «свободного склада», когда импортируемые ресурсы, предназначенные для обработки продукции на экспорт могут быть внесены в кадастр импорта и в этом случае налоги взимаются только на часть материалов, которые не используются в процессе обработки экспортной продукции.

Иностранные инвестиции могут создать такие склады при соблюдении следующих условий:

Налог на добавленную стоимость

НДС применяется в отношении товаров и услуг, распространяющихся и потребляемых во Вьетнаме. НДС взимается за счет производства, торговли и предоставления услуг. При поставках товаров и / или услуг с учетом НДС, предприятие должно платить НДС со стоимости товара или услуги. Кроме того, НДС применяется в отношении выплаты стоимости импортируемых товаров. Импортер должен заплатить НДС на таможне то же время он платит и импортные пошлины. Применяемые ставки НДС 0%, 5% и 10% соответственно.

0% ставка применяется к экспорту товаров и определенных услуг, в том числе продажи в экспортно-логистической зоне. НДС исчисляется путем умножения размера налогооблагаемой цены (за вычетом налогов) с применимыми ставками НДС. В отношении импортных товаров, НДС рассчитывается путем сложения импортных цен с импортных пошлин и специального налога с продаж (если применимо).

В системе НДС Вьетнам также характеризуется двумя типами плательщиков НДС:

Большинство компаний и бизнес-организаций используют метод вычета НДС. Это означает, что предприятиям придется платить налог на выходе (например, НДС собрали со своих клиентов) после вычета входного налога (например, налог с оборота предприятия выплатили своим поставщикам). На предприятиях должны подать ежемесячный отчет об уплате НДС в налоговые органы. Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют процесс возврата налога и выдают уведомление налогоплательщику о размере налога. При оплате НДС должен он быть оплачен в государственный бюджет на следующий месяц.

Прямой метод обычно применяется в отношении малого бизнеса и домашних хозяйств, которые не ведут надлежащий бухгалтерский учет (в настоящее время более 1 млн. человек занято в семейном бизнесе). Для этих предприятий, НДС исчисляется по прямой ставке и считается с валового оборота.

 

Специальный налог с продаж (акциз)

Специальный налог с продаж взимается на следующие продукты и услуги:

Специальный налог с продаж, ставки колеблется от 10% до 75%. Товары и услуги, с учетом специальных налогов с продаж, также с учетом НДС составляют 10%. Специальный налог с продаж на импорт рассчитывается на основе цен налогооблагаемого импорта, а также импортных пошлин плюс НДС.

Личный Подоходный налог

В настоящее время, следующие лица облагаются подоходным налогом:

Плательщиками подоходного налога («ПИТ») являются вьетнамские граждане и иностранцы, работающие во Вьетнаме, имеющие ежемесячный доход в размере более 5 млн. ВНД и до 8 млн., соответственно. Налогооблагаемый доход включает в себя заработки, размер заработной платы, вознаграждений, льгот и пособий (за исключением выходного пособия, которое не превышает минимальной суммы, установленной законом). Ниже приведен размер прогрессивной налоговой ставки, применимый к графику дохода вьетнамских граждан:

Налог на постоянный доход

Уровень среднемесячного дохода (в Донгах)

Прогрессивная налоговая ставка

  5 млн.                                       

0%

  от 5 до 15 млн.                             

10%

  от 15 млн. до 25 млн.                        

20 %

  от 25 млн. до 40 млн.                        

30 %

  Свыше 40 млн.                               

40 %

Иностранцы, проживающие во Вьетнаме, в совокупности 183 дней или более в течение последовательных 12 месяцев с первой даты прибытия или в последующих календарных годах, будут рассматриваться в качестве налоговых резидентов во Вьетнаме. Ниже приведена прогрессивная налоговая ставка применимая к иностранцам, работающим во Вьетнаме:

Налог на постоянный доход в отношении иностранных граждан

Уровень среднемесячного дохода (в Донгах)

Прогрессивная налоговая ставка

8 млн.                                      

0%

  от 8 до 20 млн.

10%

  от 20 до 50 млн.

20 %

  от 50 до 80 млн.                              

30 %

  от 80 млн.                                    

40 %

Иностранцы, которые живут менее чем 183 дней в последовательный 12-месячный период после первой даты прибытия или последующих календарных лет, считаются неналоговыми резидентами во Вьетнаме. Расходы, не связанные с налоговыми резидентами, подлежат оплате по фиксированной ставке в размере 25% от их Вьетнамского источника дохода в налоговом году. Иностранец, проживающий во Вьетнаме 183 или более дней в течение налогового года, будет рассматриваться в качестве налогового резидента, если налоговым договором между Вьетнамом и другими странами не предусмотрено иное. Экспатрианты или иностранные лица, работающие во Вьетнаме, имеют право перечислять свои доходы за границу после оплаты подоходного налога и других удержаний по заработной плате.

Следует отметить, что в большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в государственном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций — 10%. В 2010 году в государственном бюджете Вьетнама удельный вес всех налогов взимали 400800 млрд. донгов, достигающие 25,2% ВВП. При этом удельный вес подоходного налога достигал более 25%. В бюджете Казахстана удельный вес подоходного налога составляет 11%.

Таким образом, оценивая налоговую систему Вьетнама, стоит отметить, что она возникла и развивалась в условиях экономического кризиса 1997 года. Следует отметить, что предприятия во Вьетнаме облагаются по нескольким видам налогов. Несмотря на относительно невысокие ставки налогов и наличие льгот, механизм налогообложения во Вьетнаме является достаточно сложным и обременительным для местных и иностранных предприятий.