logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

4) Потребительские товары:

- средства гигиены, фармацевтика – 77,6% (14,8 млрд. долл. США) отечественного производства на внутреннем рынке (19,0 млрд. долл. США);

5) hi-tech индустрия:

- оборудование для генерирования, распределения и аккумулирования энергии – 80,7% (29,7 млрд. долл. США) отечественного производства на внутреннем рынке (36,8 млрд. долл. США);

- компьютеры и др. виды аналогичного оборудования коммуникации – 65,1% (15,2 млрд. долл. США) отечественного производства на внутреннем рынке (23,3 млрд. долл. США).

На внешние рынки ориентированы (доля экспорта в производстве составляет более 30%) как сырьевые сектора, так и отрасли обрабатывающей промышленности:

- товары среднесрочного пользования (н., обувь, одежда, белье, т.е. товары, предполагающие многократное использование в течение примерно одного года) – экспорт занимает 46,9% (15 078,0 млн. долл. США) от общего производства (32 158,6 млн. долл. США). Основным потребителем является США – доля страны в экспорте по данной группе товаров составляет 51,7% (7 757,7 млн. долл. США);

- сырьевые топливно-энергетические ресурсы – 44,3% (38 348,8 млн. долл. США) от общего производства (86 517,8 млн. долл. США). Основной экспорт распределен между Японией (26,4%; 10 127,2 млн. долл. США), Южной Кореей (19,1%; 7 319,6 млн. долл. США) и Китаем (13,3% или 5 091,6 млн. долл. США);

- компьютеры и др. виды аналогичной коммуникативной техники – 38,3% (5 798,0 млн. долл. США) от объема производства (15 152,8 млн. долл. США). Основные объемы экспорта поставляются в Сингапур, удельный вес которого составляет 50,9% (2 953,5 млн. долл. США);

- товары длительного пользования (товары, которые не изнашиваются полностью в течение года и используются в течение относительно длительного периода времени – телевизоры, бытовые приборы, мебель и т. д.) – 37,0% (9 605,6 млн. долл. США) от общего производства (25 996,0 млн. долл. США). Основными импортерами являются США (17,6%; 1 692,2 млн. долл. США) и Япония (8,9%; 854,5 млн. долл. США);

- деревоперерабатывающая и бумажная промышленность – 34,0% (13 737,9 млн. долл. США) от общего производства (40 391,9 млн. долл. США). Основной экспорт потребляется Японией (15,7%; 2 154,9 млн. долл. США) и Китаем (12,5% или 1 720,3 млн. долл. США).

Что касается импортозависимых секторов, в результате анализа показателей рынка, производства, а так же импортно-экспортных потоков выявлены отрасли с индексом доли импорта во внутреннем потреблении свыше 30%. Как оказалось в наибольшей степени от поставок извне зависимы индонезийские рынки машиностроения и перерабатывающей промышленности, в т.ч.:

- переработанные топливно-энергетические товары – доля импорта во внутреннем потреблении составляет 47,3% (29 986,8 млн. долл. США). Наибольшая часть импорта поступает из Сингапура, удельный вес которого составляет 56,6% (16 959,6 млн. долл. США) от общего импорта данной товарной группы;

- специализированное оборудование –50,6% (10 359,7 млн. долл. США). При этом основными поставщиками являются Япония (31,6%; 3 274,7 млн. долл. США) и Китай (16,1%; 1 667,0 млн. долл. США);

- оборудование общего назначения44,0% (8 319,7 млн. долл. США). Основными поставщиками являются Китай (22,3%; 1 857,7 млн. долл. США) и Япония (25,4%; 2 111,5 млн. долл. США);

- продукция химической промышленности –40,5% (24 231,7 млн. долл. США). При этом основными поставщиками являются Китай (13,0%; 3 153,9 млн. долл. США), Сингапур (12,4%; 3 010,0 млн. долл. США) и Япония (8,4%; 2 045,8 млн. долл. США).

Сельское хозяйство Индонезии

Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но, несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель. Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье. Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе. Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук — главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника. Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба — основа всего валового улова.

Транспорт Индонезии

Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.

Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.

Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами. Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется документов, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн. Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны — порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, цемент, муку, удобрения, кокосовое масло, каучук, асфальт, древесину, лес.

Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура — с Папуа — Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» — национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» — частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний. Индонезия в мировой экономике

Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта являются древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи. Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней в связи с малым количеством пастбищ.

Коррупция

Серьёзной проблемой экономики является коррупция - в рейтингах, составляемых организацией «Транпэрэнси интернешнл», Индонезия длительное время занимает места в начале второй сотни. Индекс коррумпированности составляет 2,8 на 2010 год.33

Таблица 2.2.1. Индекс восприятия коррупции в Индонезии

Индонезия

Балл ИВК

Число исследований

Стандартное отклонение

Диапазон оценок

(высшая/низшая)

90% Доверительный интервал

Мин.

Макс

нижн. граница

верх. граница

2,8

9

0,8

1,6

4,0

2,3

3,2

Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно 14 февраля 2012 года заявил о том, что борьба с коррупцией для Индонезии является и будет продолжать оставаться приоритетной задачей, и для ее решения необходимо постоянно прикладывать значительные усилия. Жители Индонезии недовольно высказались по поводу безуспешной борьбы президента с коррупцией. На это Сусило Бамбанг Юдхойно ответил, что за десятки лет многие страны достигли успеха в борьбе  с коррупцией, однако в Индонезии ситуация очень сложная, поэтому правительству приходится сталкиваться с гораздо большим количеством трудностей, нежели в других странах, вследствие чего борьба с коррупцией не ограничивается только каждодневной работой.

Оживление экономики и борьба с коррупцией были главными пунктами предвыборной программы Сусило Бамбанга Юдхойоно на выборах в 2004 году.. Международные рейтинговые агентства «Фитч» и «Мудиз» при этом повысили суверенный кредитный рейтинг Индонезии до отметки «инвестиционного уровня». Однако коррупция по-прежнему является препятствием к привлечению иностранных инвестиций и оказанию содействия экономическому развитию страны.

Инвестиции

В связи с высоким уровнем коррумпированности в стране, Индонезия не является привлекательной для иностранных капиталовложений. В последние годы иностранные инвесторы – в основном из Индии и Китая – активно вкладывались в индонезийские угольные рудники для обеспечения себя поставками сырья на фоне растущего его потребления. Вместе с тем неясности в вопросе правительственной регуляции бизнеса продолжают вредить привлекательности минеральных ресурсов страны.

Для улучшения инвестиционной среды, Министр финансов Индонезии Агус Мартовардойо ввел режим «налоговых каникул» для крупных иностранных инвесторов, что позволяет правительству страны надеяться на увеличения интереса зарубежных предпринимателей к экономике страны.

Согласно решению правительства страны по введению «налоговых каникул» для иностранных инвесторов, установление которых, по планам правительства, должно значительно поднять привлекательность индонезийской экономики для иностранных инвесторов в реальном секторе экономики.

Новый режим устанавливает временное освобождение от налоговых обязательств для компаний, инвестиционный режим работы которых отвечает определенным правительством правилам. В соответствии с ними, компании, созданные за счет новых иностранных инвестиций, могут быть освобождены от всех налоговых выплат на срок до 10 лет. В качестве приоритетных областей деятельности новых инвестиционных проектов при этом определены телекоммуникационная индустрия, добыча и переработка полезных ископаемых, энергосберегающие технологии и машиностроение.

Налоговые каникулы могут быть разрешены предприятиям, созданным иностранными инвесторами, при условии наличия минимального объема иностранных инвестиций в них в размере не менее 50 миллиардов индонезийских рупий (168 миллионов рублей). Кроме этого, на таком предприятии должно быть создано не менее 300 новых рабочих мест. Требование по созданию рабочих мест может быть снижено до 100, при условии увеличения общего объема инвестиций в проект до 100 миллиардов рупий.

Введение нового режима привлечения иностранных инвесторов и создание для них благоприятных налоговых условий явилось частью программы правительства страны по выводу национальной экономики Индонезии на уровень «развитых стран» уже к 2025 году.