logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.5.3. Защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Обзор законодательства в сфере применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

Филиппины, являясь членом ВТО, установили законодательные нормы, регулирующие защитные, компенсационные и антидемпинговые меры, соответствующие международным требованиям и практикам.

Республиканский закон №8800"Закон о защитных мерах" Республики Филиппины предусматривает84:

- общие защитные меры, для уменьшения потерь местных производителей в результате увеличения импорта товаров;

- специальные защитные меры (дополнительное обременение, не превышающее 1/3 от существующей ставки пошлины) на сельскохозяйственную продукцию с пометкой «SSG», в случае если объем импорта превышает критический уровень или в случае падения фактической импортной цены, ниже критического уровня.

Запрос о введении общих защитных мер может быть принят от индустрии или производителей, общий объем производства товара, для которых составляет большую часть произведенного в Филиппинах.

Республиканский закон № 8752 Филиппин, также известный как "Антидемпинговый Закон 1999 года"85, которым были внесены изменения в Раздел 301 Тарифного и Таможенного кодекса Филиппин, обеспечивает защиту производителей, несущих потери в результате демпинга со стороны импортных товаров, реализуемых на территории Филиппин.

Главными целями данного законодательства являются – трансформация антидемпингового законодательства в более простой и работоспособный законодательный акт; усиление роли государства в регулировании и расследовании антидемпинговых дел; а также приведение законодательства Филиппин в соответствие с нормами ВТО.

Администрированием антидемпинговых мер в Филиппинах занимаются следующие государственные учреждения:

- Министерство торговли и промышленности - Бюро Импорта и услуг (DTI-BIS), в случае промышленных товаров и Министерство сельского хозяйства (DA), в случае сельскохозяйственной продукции; - Комиссия по тарифам;

- Таможенное бюро.

Антидемпинговое расследование может быть инициировано местными производителями, однако есть ряд условий, несоблюдение которых влечет автоматический отказ в расследовании. Так, заявку должны поддержать производители, охватывающие 25% от общего производства данного товара в Филиппинах, также разница в цене между местным и импортным товарами должна составлять не менее 2%, а доля импортных товаров на рынке должна составлять не менее 3% от общего товарооборота данного продукта. В случае соответствия данным условиям государственные органы начинают расследование, процедура которого четко определена «Антидемпинговым законом 1999 года», также данное законодательство определяет временные рамки, и все процедуры внутреннего согласования, а также процедуры отказа и обжалования решений.

Республиканский Закон № 8751 Республики Филиппины от 31 Августа 1999 года, также известный как «Закон о компенсационных мерах 1999 года», призван защищать местную промышленность от ущерба со стороны субсидируемых импортных товаров, ввозимых на территории Филиппин. Данный Закон призван улучшить работоспособность и упростить законодательство в сфере защиты интересов местных производителей от дешевых субсидированных импортных товаров; усилить роль государства в сфере контроля и расследований по компенсационным мерам; а также приведение законодательства Филиппин в соответствие с нормами ВТО.

Администрированием компенсационных мер в Филиппинах занимаются следующие государственные учреждения:

- Министерство торговли и промышленности - Бюро Импорта и услуг (DTI-BIS), в случае промышленных товаров и Министерство сельского хозяйства (DA), в случае сельскохозяйственной продукции; - Комиссия по тарифам;

- Таможенное бюро.

Компенсационное расследование может быть инициировано местными производителями, охватывающими минимум 50% выпуска местных схожих по свойствам товаров, а также ответственными за производство 25% товара, который предположительно субсидируется. Также устанавливается требование, касающееся размера субсидий – для развитых стран более 1%, для развивающихся стран более 2%.

Процедура компенсационных расследований в Филиппинах проходит в следующем формате – Бюро Импорта и услуг или Министерство сельского хозяйства имеет в своем распоряжении 10 дней на рассмотрение заявки от местных производителей, после чего объявляет о начале компенсационного расследования. Затем в течение 20 дней данные органы должны вынести предварительное заключение касательно результатов расследования. Временные меры могут быть введены на срок не более 4 месяцев. Окончательные же меры могут быть введены на срок не более 5 лет.

Статистика и обзор применения мер, участия в разбирательствах в качестве ответчика

Согласно статистике ВТО86, Филиппины являются достаточно активным пользователем антидемпингового законодательства, также как и в отношении Филиппин достаточно часто проводятся антидемпинговые расследования. Так, за период 1995-2011 гг. Филиппины инициировали 12 антидемпинговых расследований, по 7 из которых были приняты антидемпинговые меры. К примеру, в 2000 году Филиппины приняли окончательные антидемпинговые меры в отношении импорта прозрачного стекла из Индонезии, затем данная мера была продлена в 2006 году и окончательно ликвидирована в 2011 году.

Также Филиппины вводили антидемпинговые меры в отношении импорта Триполифосфата натрия из Китая. Также статистические данные ВТО указывают на активную защиту стекольной промышленности со стороны Филиппин (антидемпинговые расследования и меры в отношении импорта стекла из Китая, Малайзии и Индонезии).

Касательно компенсационных мер, в отношении Филиппин инициировали одно расследование, а также ввели компенсационные меры в двух случаях. Бразилия ввела компенсационные меры в отношении импорта сушеных кокосов из Филиппин. Филиппинская сторона пыталась оспорить данное решение в рамках процедуры разрешения споров ВТО, однако потерпела фиаско. Вторая компенсационная мера в отношении Филиппин была введена ЕС и касалась данная мера импорта крепежа из нержавеющей стали.

Законодательство Филиппин в отношении антидемпинговых, защитных и компенсационных мер как мы видим, отличается стремлением к соответствию нормам ВТО. Все процедуры и требования четко прописаны в законодательстве, и отличаются достаточной степенью простоты. Статистика данных ВТО показывает нам, что Филиппины являются активными пользователями норм в сфере антидемпинга, равно как и достаточно часто демпингуют на внешних рынках. В сфере же компенсационных мер, Филиппины не проявляют активности, однако некоторые товары активно субсидируются самим государством. Пример сушеных кокосов и крепежа из нержавеющей стали говорит о разнообразии интересов Республики Филиппины на внешних рынках. Однако малое количество компенсационных мер в целом в мире не позволяет говорить о какой бы то ни было закономерности. С уверенностью можно сказать, что Филиппинское правительство активно защищает местных производителей изделий из стекла, так как значительная доля антидемпинговых расследований и мер были направлены против импорта продукции данной индустрии.