logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.5.1.2. Правила происхождения и критерии достаточной переработки Правила происхождения

Положение о правилах происхождения является одним из основных пунктов любого соглашения о свободной торговле. Тем не менее, в качестве средства для предотвращения отклонения торговли, она может само по себе стать препятствием для торговли внутри региона82. Так, зачастую слишком высокие требования к местному содержанию могут привести к неадекватным требованиям достаточной переработки. Очень часто объем произведенных работ не может быть выражен достаточно корректно в стоимостном содержании, так же как и изменение кода ТН ВЭД не всегда раскрывает реальный объем трансформации того и или иного товара.

Для того, чтобы увеличить выгоды от регионального торгового соглашения, правила происхождения должны быть не только инструментом предотвращения отклонения торговли, но также должны быть сформулированы таким образом, чтобы как можно больше содействовать упрощению торговли. Следует также обеспечить достаточную защиту для всестороннего развития как внутри, так и между странами в регионе. Данные факторы должны определять политику в сфере правил происхождения товаров.

Положения о правилах происхождения в Соглашении о свободной торговле АСЕАН состоят из следующих статей:

Общие положения об определении происхождения звучат следующим образом:

(I) товар считается происходящим из государств-членов АСЕАН, если не менее 40 процентов его содержания происходит из любого государства-члена;

(II) в соответствии с национальным законодательством, локально-закупаемые материалы, производимые учрежденными лицензированными производителями, будут считаться выполнившими требования происхождения Общего эффективного преференциального тарифа; в целях определения происхождения, локально-закупаемые материалов из других источников будут подвергаться тесту Общего эффективного преференциального тарифа;

Первоначально, при определении правила происхождения для Свободной торговой зоны АСЕАН (СТЗА) применялся критерии добавленной стоимости. Статус происхождения присваивается при выполнении одного из двух условий:

(а) продукты, полностью произведенные или полученные в экспортирующих странах-членах. Как это определено в статье 2, полностью произведенные товары включают сельскохозяйственную продукцию, животные и продукты животного происхождения, минералы и минеральные продукты, и отходы и лом, или

б) не полностью произведенные или полученные товары. Как правило, для не полностью полученных товаров применяется региональное стоимостное содержание (РСС) как минимум 40 процентов.

В целом многие компаний в странах АСЕАН рассматривают стандарт местного содержания в 40% (или выше) как достаточно легкий для выполнения, однако некоторые производители запасных частей, которые зависят от импорта материалов, рассматривать его как весьма строгий. В таких странах, как Филиппины, где слабо развиты вспомогательные отрасли, компаниям приходится трудно достигнуть достаточного присвоения товарам/материалам местного содержания, но они добиваются высокого уровня местного содержания с точки зрения содержания стран АСЕАН.

В рамках требований Соглашения АСЕАН о торговле товарами, импортные товары должны сопровождаться сертификатом о происхождении товара Формы D, который выдается уполномоченным органом для подтверждения прав на льготный тарифный режим.

В случае Филиппин Происхождение товара может быть определено с помощью следующих критериев - получен ли он полностью или претерпел существенную трансформацию83.

Филиппины определяют критерий существенного преобразования по добавленной стоимости, изменению в тарифной классификации или процессуальными правилами.

Обычно Филиппины признают следующие категории продуктов полностью полученными в стране-экспортере:

a. сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в данной стране

  1. животные, родившиеся и выращенные в стране-экспортере

  2. продукты, полученные от животных, упомянутых (b)

  3. продукты, полученные от охоты или рыбалки

  4. продукты, полученные морским промыслом и другие продукты, добытые в море судами данной страны

  5. изделия, полученные на борту судов данной страны исключительно из продукции, указанной в пункте (е)

  6. минеральные продукты, извлеченные из почвы или морского дна

  7. использованные предметы, собранные в данной стране и пригодные только для получения сырья из них

  8. отходы и лом, полученные в результате производства на территории страны-экспортера

  9. продукты, полученные только из источников указанных в пунктах (а)-(i)

Правило «добавленной стоимости» для правил происхождения может быть определено следующим образом:

- минимальная добавленная стоимость содержания выражается в процентах от общей стоимости продукта, или

-максимально допустимая процентная доля в стоимости импортируемых материалов, в том числе неопределенного происхождения.

Выдачу Сертификатов происхождения в Филиппинах осуществляет Таможенное Бюро в соответствии с требованиями тех или иных торговых соглашений. Сертификаты происхождения подразделяются на следующие типы:

А) С преференциальным подходом –

  1. Обобщенная система преференций – Форма А

  2. АСЕАН – Общий Эффективный преференциальный тариф – Форма D

  3. Соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Китаем – Форма Е

  4. ССТ между АСЕАН и Кореей – Форма А

Б) Безпреференциальный подход –

1. Сертификат происхождения для Общих товаров – «Белый» Сертификат происхождения