logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.5.6. Регулирование сектора государственных закупок

Регулирование сектора государственных закупок в Филиппинах осуществляется на основе Республиканского Закона № 9184 «О реформировании системы государственных закупок» от 11 января 2003 года (далее - Закон)87. Также важную роль в регулировании государственных закупок осуществляют Пересмотренные правила исполнения к Республиканскому Закону № 9184, вступившие в силу 2 сентября 2009 года (далее - Правила). В соответствии с Законом, все государственные закупки в Филиппинах должны осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  1. Прозрачность в процессе закупок и осуществлении поставок по контрактам;

  2. Конкурентоспособность, посредством равных возможностей для всех участников государственных закупок;

  3. Хорошо налаженный процесс, единообразный для всех государственных закупок;

  4. Система ответственности, в которой все государственные служащие, а также поставщики товаров и услуг несут ответственность в соответствии с законодательством;

  5. Общественный контроль над распределением и исполнением контрактов.

Пункт 3 Правил устанавливает процедуру государственных закупок посредством Филиппинской Электронной системы государственных закупок (PhilGEPS)88. Контроль над данной Системой осуществляет Коллегия по политике в сфере государственных закупок Филиппин. Данная Система предоставляет участникам государственных закупок возможность участвовать в конкурсах, подавать заявки, отслеживать историю закупок, также PhilGEPS ведет реестр производителей и участников государственных закупок, позволяет направлять предварительные заявки на рассмотрение правомочности участия в том или ином конкурсе. Также одной из важных характеристик данной Системы является наличие платежной системы, посредством которой осуществляются транзакции в рамках процесса государственных закупок.

Пункт 5 Правил устанавливает обязательность создания Комитета по Заявкам и Присуждениям (BAC), функциями которого являются рассмотрение заявок и присуждение контрактов, а также контроль за соответствием тем или иным требованиям конкурса со стороны участников. Для обеспечения прозрачности процесса данный Комитет должен привлекать к участию в заседаниях Наблюдателей, коими могут стать представители общественных объединений или отраслевых ассоциаций, а также участники торгово-промышленных палат.

Правило 12 устанавливает принципы участия в государственных закупках местных и иностранных товаров. Тут следует отметить Закон Содружества № 138 от 7 ноября 1936 года89, в соответствии с которым Филиппины могут отдавать преимущество при проведении государственных закупок местным товарам, если последние соответствуют всем предъявляемым требованиям. Другим условием для преференций по отношению к местным товарам является их стоимость – она не должна превышать стоимость импортных товаров более чем на 15%.

Также данные Правила устанавливают альтернативные способы осуществления государственных закупок. Так, законодательство Филиппин признает:

  1. Закупки из ограниченного количества источников, предварительно выбранных для участия в конкурсе. Данный вид закупок распространен при закупках товаров военного назначения или сложных устройств, при закупках которых имеет смысл обозначить узкий круг поставщиков, известных как лидеры в данной отрасли;

  2. Прямые закупки – в случае если закупки возможны только из одного источника, к примеру, в связи с правами на интеллектуальную собственность;

  3. Повторные закупки;

  4. «Шоппинг» или запрос ценовых предложений на готовые товары, доступные в сжатые сроки;

  5. Участие местных общин;

  6. Участие НПО;

  7. Участие подразделений ООН;

  8. Лизинг недвижимости;

  9. Закупки небольшой стоимости.

Важной особенностью государственных закупок в Филиппинах является наличие норм законодательства дающих право местным товарам на преференции со стороны государственных органов. Однако наличие нормы устанавливающей максимальную разницу в цене между импортными и местными товарами позволяет говорить о том, что импортеры, в случае конкурентоспособной цены и качества, могут достаточно уверенно участвовать в государственных закупках. В пользу данного утверждения также говорит система электронных закупок, направленная на максимальную прозрачность процесса и информирование всех участников на равных началах. Сложная система контроля над исполнением государственных закупок с использованием наблюдателей также позволяет говорить о борьбе за честность и открытость в сфере государственных закупок.