logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.3. Товарооборот асеан-Республика Беларусь

За рассматриваемый период в торговле Беларуси с АСЕАН наблюдается тенденция к росту – объем товарооборота республики с АСЕАН вырос в 2,5 раз (с 173,9 млн. долл. США до 432,2 млн. долл. США).

Значительное влияние на увеличение внешней торговли оказала динамика экспорта Беларуси в АСЕАН, объемы которого выросли в 3 раза (с 121,8 млн. долл. США до 363,8 млн. долл. США).

Импорт так же вырос – на 31,0%, составив 68,4 млн. долл. США.

Торговое сальдо является положительным в пользу РБ и составляет 295,4 млн. долл. США, данный показатель объясняется значительной долей экспорта (84,2%).

Основной продукцией, экспортируемой РБ в АСЕАН, являются:

- калийные удобрения – 72,7% (264,6 млн. долл. США) от всего белорусского экспорта в АСЕАН;

- нефтепродукты – 11,4% (41,3 млн. долл. США);

- части и принадлежности транспортных средств – 3,5% (12,9 млн. долл. США);

- новые шины и покрышки пневматические резиновые – 2,5% (9,1 млн. долл. США).

В импорте РБ из стран АСЕАН превалируют следующие товары:

- рыбное филе – 18,6% (12,7 млн. долл. США) от всего импорта РБ из стран АСЕАН;

- каучук – 17,5% (11,9 млн. долл. США);

- телефонные аппараты – 12,6% (8,6 млн. долл. США);

- лампы – 11,0% (7,5 млн. долл. США);

- печатные машины – 5,2% (3,6 млн. долл. США);

- рис – 4,8% (3,3 млн. долл. США).

ВЫВОДЫ

Благодаря инвестиционному сотрудничеству стран АСЕАН заметно расширился приток иностранного капитала в Юго-Восточную Азию. При этом основной поток шел из США, Великобритании, Японии, Франции и Финляндии. Следует отметить, что самыми активными инвесторами в рамках АСЕАН являются Сингапур и Малайзия.

Достижение стран АСЕАН в разработке схемы промышленного сотрудничества, успешно реализуемая в странах АСЕАН, может стать полезным опытом, как для Казахстана, так и для Таможенного союза в целом, имеющих небольшой опыт в создании инвестиционных стимулов и участии в интеграционных сообществах.

В целом, ускоренная экономическая и финансовая интеграция региона на фоне стремительного подъема Китая служит решающим условием для возрождения инвестиционной привлекательности рынка ЮВА.

Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) является торговым блоком Ассоциации государств Юго-Восточной Азии с целью поддержки местного производства и его развития во всех странах АСЕАН. ЗСТ либерализует и способствует развитию торговли товарами и услугами, улучшает бизнес-среду и содействует развитию сотрудничества между странами-членами в широком диапазоне отраслей экономики.

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. Также следует отметить, что страны АСЕН в рамках АЗСТ достигли высокого уровня либерализации торговли товарами.

В целом, основными целями АСЕАН являются установление низких уровней ставок импортных пошлин во взаимной торговле. Для достижения сложного консенсуса по взаимным тарифным уступкам принимались во внимание уровень экономического развития стран (при определении сроков по достижению определенного уровня снижения ставок), уровень чувствительности отраслей экономик на предмет негативного влияния от либерализации. Но в целом все члены АСЕАН проводят необходимые последовательные меры по снижению уровня ставок импортных пошлин во взаимной торговле.

В соответствии с Соглашением АСЕАН о свободной торговле (АФТА), положения правил происхождения первоначально классифицирует полностью произведенные или полученные и не полностью произведенные или полученные товары, затем условия для не полностью произведенных товаров, обычно используя РВК (кумуляция) в размере 40% процентов. «Критерий полностью полученных товаров» очевидно, относятся к товарам отечественного производства. Данные товары легче всего определить, поскольку они имеют определенный код ТН ВЭД. В основном, данные товары охватывают первые 20 глав ТН ВЭД. Что касается не полностью полученных товаров, есть несколько подходов для определения существенной трансформации товара в соответствии с правилами происхождения. В число данных подходов входит три основных метода, используемых отдельно либо в комбинации – правила адвалорной доли, изменение кода ТН ВЭД и определенные технологические операции. По сравнению с Республикой Казахстан, которая является участником нового Соглашения СНГ от 2009 года (где прописаны основные положения по правилам происхождения и прилагающимся критериям достаточной переработки), критерии применяемые в АСЕАН, являются более либеральным, в сравнении с РК, поскольку имеют низкую процентную ставку адвалорной доли, отчетливо прописанные технологические операции (химические процессы, процедуры по сбору компонентов, и.т.д.) и изменение товарной позиции кода ТН ВЭД на уровне 6 знаков для значительного количества товарных позиций.

Стоит отметить, что на 23-ей встрече Совета (АФТА), был отмечен значительный прогресс, по последовательному сокращению нетарифных барьеров, при участии всех государств-членов АСЕАН. Данный прогресс связан с продвижением схемы СЕПТ (Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе). На данный момент, в рамках СЕПТ разрабатывается пошаговый комплекс действии в отношении, процедур лицензирования импорта, запретов и количественных ограничении, с целью устранения данных мер из компонента нетарифных барьеров.

В рамках Соглашения АСЕАН (АФТА), инвестиционная политика государств-членов была отдельно отражена в Рамочном соглашении о создании зоны инвестиций АСЕАН. Однако какие либо дополнительные соглашения или обязательства по налогообложению или реформированию и модернизации налоговой системы не рассматривалось членами АСЕАН. Поскольку построение и реформирование системы налогообложения, является суверенным правом каждого государства и не может быть привязано к обязательствам, в рамках какого либо ЗСТ. Также стоит отметить тот факт, что в рамках ВТО нет каких либо принуждающих обязательств в отношении налоговой политики, кроме предоставления национального режима на акцизы.

Поскольку построение и реформирование системы государственных закупок, является суверенным правом каждого государства и не может быть привязано к обязательствам в рамках какого-либо ССТ. Следует отметить о том, что в рамках ВТО не существует каких либо принуждающих обязательств в отношении государственных закупок. Соглашение АЗСТ также не содержит положений об обязательствах по открытию сектора государственных закупок участниками соглашения, кроме того, согласно Законодательным актам в сферах государственных закупок товаров и услуг в Малайзии и Индонезии, на конкурсы по государственным закупкам допускаются исключительно местные поставщики товаров и услуг. Только при условии отсутствия предложения на местном рынке продукции отвечающей требованиям заказчика, могут быть допущены иностранные поставщики на конкурсной основе в форме совместного предприятия с местными партнерами или же на условиях субподряда. Как правило, перед иностранными компаниями ставят условия по передаче технологий местным партерам по совместному предприятию, и ограничения по сумме контрактов в которых те могут участвовать.

Общий товарооборот стран АСЕАН в 2010 году составил около 2 трлн. долл. США, экспорт при этом занимает 52,2% от оборота. Товарооборот стран АСЕАН с РК в 2010 году составил 286 млн. долл. США, что является не значительным, при этом импорт составляет 218 млн. долл. США (экспорт – 68 млн. долл. США). Если РК экспортирует в страны АСЕАН в основном алюминий необработанный; прокат плоский из железа или нелегированной стали, горячекатаный; дубленую кожу; соли оксометаллических и пероксометаллических кислот; цинк необработанный, то из стран АСЕАН в РК в основном импортируются трубы и трубки из черных металлов; экстракты, эссенции и концентраты кофе; металлоконструкции алюминиевые; полимеры этилена; печатные машины.

Учитывая географическое расположение стран АСЕАН и РК и слабую развитость взаимной торговли на сегодняшний день, следует отметить, что прежде чем начинать работу по созданию ЗСТ с АСЕАН необходимо достичь концептуальной договоренности с Китайской стороной о беспрепятственном перемещении грузов по ее территории транзитом.

На сегодняшний день Казахстанские грузы отправляются в данный регион в основном в обход морскими путями через Черное море. Также при составлении соглашений ЗСТ следует учесть, что в последнее время в соглашениях прописывают пункты посвященные регулированию торговли услугами и инвестициями, перемещения квалифицированной рабочей силы.

Области оказания эффекта от таких соглашений выходят далеко за рамки экономической сферы, затрагивая миграционную политику, демографическую сферу, нельзя также не учитывать и культурное влияние, оказываемое при свободном перемещении граждан на территориях государств-партнеров.

Обзор и анализ экономической целесообразности либерализации торговли в отдельности по странам – членам АСЕАН приведен в Приложениях 1.- 10. к данному отчету.

Приложение 1.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МАЛАЙЗИИ (ГЛАВА I.)

Официальное название страны:

Малайзия.

Население:

25 715 819 человек (2010 г.).

Официальный язык:

Малайский.

Столица:

г. Куала-Лумпур;

площадь города – 243,65 кв. км;

население - 1 809 699 человек.

Рисунок 1. Географическая карта Малайзии

Территория:

Площадь страны занимает 329 758 кв.км. Омывается водами Южно-Китайского моря и Малаккского пролива. Южно-Китайское море разделяет страну на западную часть, расположенную на Малаккском полуострове, и восточную – в северной части острова Калимантан (Борнео). Побережье в основном пологое, песчаное. Местами чередуется выступами гранитных плит. Множество заливов и островов. Крупнейший – остров Пинанг, расположенный у северного побережья западной Малайзии. Другие крупные острова – Лабуан, Лангкави, Тиоман. Граничит с Таиландом, Сингапуром (через Джохорский пролив), Индонезией (на Калимантане), Филиппинами (в районе моря Сулу).

Малайзия – горная страна. С севера на юг западной Малайзии пролегает главный кряж протяжённостью св. 450 км. Главная гора – Танах (2187 м). В восточной Малайзии доминирует Кинабалу (4101 м), высочайшая гора Юго-Восточной Азии. Равнины и низменности расположены в основном вдоль морского побережья.

Доля земель, занятых под сельское хозяйство:9

На сельское хозяйство приходится около 13 % ВВП. Раньше сельское хозяйство страны было основано на плантациях гевеи. Затем здесь начали устраивать плантации масличной пальмы. Выращивают в Малайзии также такие культуры, как кокосовая пальма, какао, черный перец, ананасы.

Основной продовольственной культурой страны можно назвать рис. Около 87% его посевов приходится на Полуостровную Малайзию.

С целью снижения затрат на импорт продовольствия, в стране начали поощрять производство зеленных культур, фруктов, овощей, а также кормов для скота. Ежегодно площадь под плодовыми насаждениями расширяется более чем на 6%. Под выращивание кокосовых пальм отводится почти ее половина. Быстрыми темпами идет в стране развитие птицеводства и свиноводства.

Природные ресурсы:

Имеются крупные запасы нефти, олова, вольфрамовой руды, бокситов, меди, железа. Кроме того, есть небольшие месторождения бурого угля, титана, марганца, сурьмы, золота, фосфоритов. Большая часть нефтяных запасов сосредоточена на шельфе штата Сабах. Месторождения олова, находятся главным образом на западе полуостровной части страны и протягиваются полосой от границы с Таиландом до Сингапура. Вместе с золотом здесь встречается вольфрам, железо, ниобий, тантал, иттрий и другие редкие и редкоземельные металлы. В центральной части полуострова Малакка имеются незначительные залежи золота, меди и цинка. В Сараваке – месторождения сурьмы, золота, бокситов, железа; в Сабахе – меди и бокситов.

Таблица 1. Крупнейшие города, промышленные регионы:10

Город

Штат

Население, чел.

1

Куала-Лумпур

Федеральная территория

1 809 699

2

Субанг-Джая

Селангор

1 321 672

3

Кланг

Селангор

1 055 207

4

Джохор-Бару

Джохор

895 509

5

Ампанг-Джая

Селангор

756 309

6

Ипо

Перак

710 798

7

Кучинг

Саравак

658 562

8

Шах-Алам

Селангор

617 149

9

Кота-Кинабалу

Сабах

579 304

10

Кота-Бару

Келантан

577 301

11

Петалинг-Джая

Селангор

543 415

12

Тебрау

Джохор

525 351

13

Черас

Селангор

515 961

14

Сандакан

Сабах

479 121