logo
121018_АСЕАН ТЭС 1

2.5.5. Регулирование сектора государственных закупок

Малазийская политика государственной закупки соответствует национальной политике государственного строительства. Она используется для поддержки национальных задач, таких как поощрение более активного участия бумипутер (коренных малайцев) в экономике, передача технологий местной промышленности, снижение оттока иностранной валюты, создание возможностей для местных сервис-ориентированных компаний, а также повышение экспортных возможностей18.

Малайзия приняла участие в Рабочей группе ВТО по прозрачности государственных закупок, но не является участником многостороннего Соглашения ВТО о государственных закупках. Власти Малайзии считают, что стране все еще предстоит достичь определенного уровня экономического развития, который позволит ей стать участником данного Соглашения. Тем не менее, они воспринимают рабочую группу по прозрачности государственных закупок в качестве полезного образовательного форума19.

Закон о финансовых процедурах от 1957 года и Закон о государственных контрактах от 1949 года являются основными юридическими документами, обеспечивающими руководство для малазийских процедур государственных закупок. В Законе о финансовых процедурах изложены процедуры сбора и выплаты государственных средств, а также процедуры для приобретения, хранения и расходования государственного имущества.

Министерство финансов несет основную ответственность за вопросы государственных закупок. Отдел регулирования государственными закупками Министерства финансов проводит открытый местный тендер на предметы общего назначения (например, оборудование и канцелярские принадлежности, мебель и транспортные средства), где иностранные компании не могут участвовать в таких тендерах, кроме случаев, когда эти товары или услуги не доступны в пределах страны. Государственные органы затем обязаны купить эти товары у победителей торгов. Министерства и ведомства имеют право приобретать материалы и услуги стоимостью до 50 000 МР непосредственно у любых известных поставщиков товаров или услуг, которые предоставляют их по приемлемому качеству и умеренным ценам. Поставщикам необязательно быть зарегистрированным в отношении таких покупок.

Международные тендеры приглашаются только в том случае, когда товары и услуги не доступны внутри страны. Тендеры с участием коренных малайцев получают преференциальный режим, который варьируется от 10% для контрактов на сумму 100 000 МР до 2,5% для контрактов на сумму 15 млн. МР.

Товары местного производства получают льготную таможенную пошлину от 10% для контрактов на сумму ниже 10 млн. МР, до 3% с суммой выше этого значения. Власти Малайзии отмечают, что для участия в тендерах приглашаются только местные производители и, следовательно, бумипутеры не вступают в конкуренцию с международными участниками. В том случае, если местные подрядчики не имеют необходимого опыта или возможностей, государственные органы могут потребовать торги совместного предприятия (между местными и иностранными подрядчиками) для содействия передаче технологий. Для проектов, финансируемых из зарубежных источников, процедуры тендеров предусматриваются соответствующими источниками.

Все тендеры на товары и услуги, стоимость которых превышает 30 млн. малазийских ринггитов (МР), и на работы (такие как строительство или инжиниринговые услуги) стоимостью более 50 млн. МР должны быть направлены в Министерство финансов для дальнейшего решения. Тендеры ниже этих пороговых значений могут быть рассмотрены Тендерной комиссией в каждом министерстве федерального правительства.

Для покупок превышающих определенный лимит, предприятия с участием государства (ПУГ) требуют одобрение правительства, и например, Petronas, Малайзия Telecom, Tenaga Nasional должны обратиться в Министерство финансов при закупке товаров и услуг на сумму превышающую или равной 100 млн. МР.

Правительство максимально поощряет ПУГ следовать государственной политике в области закупок20.

Согласно ежегодному распределению бюджета (Таблица II), рынок государственных закупок в 2008 году составил 87,8 млрд. МР или 11,9% от ВВП, из которых более 72 млрд. МР приходится на федеральные государственные расходы на материалы и услуги, а также на развитие. Остальные 7,6 млрд. МР занимают государственные расходы на развитие. Масштабы государственных закупок в Малайзии позволяют использовать их в качестве инструмента экономической политики.

Таблица 2.5.5. Государственные закупки в Малайзии, 2005-2008

2005

2006

2007

2008

Федеральные государственные расходы на материалы и услуги

17,984

20,923

23,622

25,900

Федеральные государственные расходы на развитие

30,534

35,807

40,564

46,258

Государственные расходы на развитие

4,347

4,895

6,136

7,595

Местные государственные расходы на развитие

2,097

1,548

1,556

1,985

Расходы учрежденных органов на развитие

4,513

6,485

6,235

6,068

Итого

59,475

69,658

78,113

87,806

Источник: Министерство финансов Малайзии

http://www.treasury.gov.my/index.php?lang=en

Малайзия стремится достичь высоких стандартов прозрачности в политике и практике закупок. Страна приняла положения согласованные в стандартах прозрачности Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Открытые тендеры должны быть объявлены в местных газетах, сайтах закупающих учреждений, а также в портале «Мое Правительство». В 2000 году правительство ввело систему электронных закупок (ЭЗ), онлайн систему, предназначенную для поощрения конкуренции среди подрядчиков и для ускорения процесса закупок.

Учитывая факт того, что Малайзия не является участником многостороннего Соглашения ВТО о государственных закупках, и что согласно Закону о государственных контрактах иностранные компании не могут участвовать в открытых тендерах, кроме случаев, когда эти товары или услуги не доступны в пределах страны, доступ Казахстанских поставщиков товаров и услуг к государственным закупкам, проводимым правительством и государственными предприятиями Малайзии, следует считать на сегодня закрытым.