1.5. Таможенный брокер
Таможенный брокер - это посредник во внешнеэкономических сделках. Понятие и основы деятельности таможенного брокера установлены главой 24 Таможенного кодекса РФ.*
* Там же. - 1993. - 21 июля.
Таможенный брокер представляет собой коммерческую организацию (т.е. юридическое лицо), созданную в соответствии с законодательством РФ и получившую лицензию Государственного таможенного комитета РФ на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером. ГТК РФ ведет государственный реестр таможенных брокеров и обеспечивает его периодическую публикацию. Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист, имеющий квалифицированный аттестат ГТК РФ.
Порядок деятельности таможенного брокера, его права, обязанности и ответственность определяются «Положением о таможенном брокере*,утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 873.
* Экономика и жизнь. Санкт-Петербургский региональный выпуск. -1996. - № 35 и 36.
Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, а именно:
а) декларирование товаров и транспортных средств;
б) представление таможенному органу Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
в) предъявление декларируемых товаров и транспортных средств;
г) обеспечение уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств;
д) совершение иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.
При осуществлении предварительных операций таможенный брокер может:
• уведомлять таможенный орган РФ о намерении вывезти товары и транспортные средства с таможенной территории РФ;
• составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;
• помещать товары и транспортные средства на склад временного хранения.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять иные функции таможенного брокера.
Таможенный брокер может выполнять функции только в совокупности. Частичное выполнение указанных функций либо операций в пределах одной функции не допускается.
Таможенный брокер может ограничивать сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и видами транспорта. Эти ограничения указываются в лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Деятельность за пределами указанных ограничений без получения новой лицензии не допускается.
Для получения лицензии в качестве таможенного брокера коммерческой организации необходимо:
1) иметь в штате специалистов по таможенному оформлению, получивших квалификационные аттестаты Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В случае если коммерческая организация планирует ограничить сферу своей деятельности в качестве таможенного брокера лишь отдельной товарной позицией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в штате может состоять один специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат. В иных случаях штатная численность указанных специалистов определяется Государственным таможенным комитетом РФ;
2) заключить договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела. Страховая сумма не может быть менее 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
3) обеспечить выполнение своих обязательств перед таможенными органами РФ. Виды обеспечения выполнения обязательств и условия принятия таких обеспечении таможенными органами РФ определяются Государственным таможенным комитетом РФ в соответствии с гражданским и таможенным законодательством РФ;
4) иметь полностью оплаченные уставный (складочный) капитал, паевые взносы, уставный фонд, а также в собственности или хозяйственном ведении основные фонды (средства), размер которых может обеспечить возмещение убытков представляемых лиц и уплату таможенным органам РФ задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным платежам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ. Государственный таможенный комитет РФ по согласованию с Министерством экономики РФ вправе устанавливать минимальные размеры уставного (складочного) капитала, паевых взносов, уставного фонда, минимальный размер основных фондов (средств), необходимых для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;
5) иметь материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;
6) создать условия, обеспечивающие ведение учета и отчетности, точно и полно отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю.
За выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера взимается сбор в 500-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда.
За рассмотрение заявлений о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера взимается плата в размере, определяемом Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов исходя из затрат таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению таких заявлений. Указанная плата взимается таможенными органами РФ и поступает в доход федерального бюджета через Фонд развития таможенной системы.
При выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера указанная плата засчитывается в счет сбора за выдачу такой лицензии. При отказе в выдаче лицензии указанная плата возврату не подлежит.
Порядок выдачи лицензии и срок ее действия определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Основными обязанностями таможенного брокера являются:
• заявление по установленной форме и в установленные сроки точных сведений о товарах и транспортных средствах и их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей;
• предъявление по требованию таможенного органа Российской Федерации декларируемых товаров и транспортных средств;
• представление таможенному органу РФ документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
• проверка достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
• присутствие по требованию таможенного органа Российской Федерации при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и оказание содействия должностным лицам таможенных органов РФ в производстве таможенного оформления;
• осуществление по требованию таможенного органа за счет представляемого лица транспортировки, взвешивания или иного определения количества товаров, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки, упаковки либо переупаковки товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могут находиться указанные товары и транспортные средства;
• правильное исчисление таможенных платежей;
• уплата таможенных платежей в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом;
• обеспечение осуществления ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля, проводимого другими органами государственной власти в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств;
• соблюдение условий и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, до выпуска товаров и транспортных средств либо до их предоставления представляемому лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом;
• ведение учета товаров и транспортных средств, декларированных таможенным брокером, представление таможенному органу отчетности о таких товарах и транспортных средствах и о своих операциях;
• обеспечение совместимости используемых таможенным брокером средств автоматической обработки информации и программных продуктов со средствами автоматической обработки информации и программными продуктами, используемыми таможенными органами РФ;
• незамедлительное информирование таможенных органов Российской Федерации о любом обнаруженном изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, повреждениях тары и упаковки, несоответствии товаров сведениям о них в транспортных, коммерческих и иных документах, несоответствии сведений о товарах в различных документах и тому подобных обстоятельствах, имеющих отношение к таможенному делу;
• использование информации, полученной от представляемого лица для таможенных целей, исключительно в этих целях; обеспечение соблюдения предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации запретов и ограничений на разглашение, использование в собственных целях, передачу третьим лицам, а также органам государственной власти РФ, полученной от представляемого лица информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальной информации.
При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.
Обязанности таможенного брокера при основном таможенном оформлении вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении, таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.
Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе договора. Такой договор является публичным и совершается в письменной форме.
Таможенный брокер обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенный брокер не должен оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора.
Для осуществления своей деятельности таможенный брокер вправе:
• присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в целях таможенного оформления этих товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
• производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также брать с разрешения таможенного органа Российской Федерации пробы и образцы товаров. В отношении товаров, вывозимых с территории РФ, такого разрешения не требуется, если указанные операции совершаются до начала таможенного оформления;
• знакомиться с результатами проведенного таможенными органами Российской Федерации исследования (экспертизы) взятых проб и образцов товаров;
• проводить исследование (экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет представляемого лица;
• утверждать с согласия таможенного органа Российской Федерации список своих работников, имеющих право доступа в зоны таможенного контроля, и иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации в указанных зонах служебные помещения, необходимые для совершения операций по таможенному оформлению;
• требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну либо являющуюся конфиденциальной информацией, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства Российской Федерации;
• обжаловать в установленном порядке решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Ответственность таможенного брокера перед таможенными органами Российской Федерации не зависит от формы договора с представляемым лицом.
Представляемое лицо не участвует в основном таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенный брокер, действующий по его поручению, совершил хотя бы одно юридически значимое действие, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Представляемое лицо вправе присутствовать при таком таможенном оформлении.
Таможенные органы Российской Федерации оказывают содействие таможенным брокерам в реализации ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также создают условия, способствующие ускорению таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, производится в приоритетном порядке.
Таможенные органы Российской Федерации не вправе создавать для отдельных таможенных брокеров льготные условия осуществления деятельности.
Представляемое лицо может давать поручение на выполнение функций в области таможенного дела только в совокупности. Поручение на выполнение одних и тех же функций в отношении партии товаров или транспортного средства, данное нескольким таможенным брокерам, либо ограничение полномочий таможенного брокера только выполнением части этих функций или совершением ряда операций в пределах одной функции не допускается.
В случае если таможенные органы Российской Федерации после начала основного таможенного оформления выявят наличие поручения на выполнение одних и тех же функций в области таможенного дела, нескольким таможенным брокерам, то в качестве таможенного брокера, имеющего надлежащее поручение представляемого лица, рассматривается таможенный брокер, который первым совершил юридически значимое действие по таможенному оформлению.
Если представляемое лицо заключило с таможенным брокером договор, в котором содержится поручение на выполнение функций в области таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, декларирование которых требует подачи нескольких таможенных деклараций, то после совершения таможенным брокером хотя бы одного юридически значимого действия по таможенному оформлению товаров и транспортных средств любое изменение или расторжение договора с целью изменения содержания или отмены поручения в отношении этих товаров и транспортных средств не влечет юридических последствий для целей ответственности перед таможенными органами Российской Федерации.
Договор таможенного брокера с представляемым лицом должен быть нотариально удостоверен.
Нотариальное удостоверение договора не требуется в случаях:
а) если предметом договора является разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает предела, устанавливаемого Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
б) если предметом договора является совершение действий при осуществлении предварительных операций;
в) в иных случаях, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Контроль за деятельностью таможенных брокеров осуществляют таможенные органы в соответствии с Таможенным кодексом РФ. ГТК РФ ведет государственный реестр таможенных брокеров и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в шесть месяцев.
Таможенные брокеры представляют таможенным органам годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Таможенный брокер должен хранить документы, связанные с осуществлением им своей деятельности, в течение пяти лет, исчисляемых с года, следующего за годом, в течение которого были совершены операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств либо выполнены другие посреднические функции в области таможенного дела.
Таможенные органы РФ не несут ответственности перед представляемыми лицами либо иными лицами за решения, действия или бездействие таможенного брокера и его работников и последствия таких решений, действий или бездействия.
Таможенные органы РФ возмещают убытки и не компенсируют вред, причиненный таможенным брокером и его работниками представляемому лицу либо иному лицу, а равно не возмещают этим лицам каких-либо иных расходов, понесенных в связи с деятельностью таможенного брокера. Споры между таможенным брокером и представляемым лицом разрешаются в соответствии с законодательством РФ.
Порядок прекращения деятельности в качестве таможенного брокера Определяется ГТК РФ.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46