Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
Стратегия | Мотивы |
Повышение эффективности производства | Сокращение объема затрат капитала при создании новых мощностей и производств Повышение эффективности действующего производства, маркетинга и сбыта продукции Доступ к более дешевым факторам производства (сырье, рабочая сила, энергия) Повышение рентабельности за счет экономного расходования ресурсов в результате использования новой технологии и организации труда Упрощение обмена патентами, лицензиями, ноу-хау Другие |
Расширение операций | Проникновение на новый потребительский рынок Вступление в новую сферу деятельности Приобретение новой производственной базы или новых каналов сбыта Расширение и диверсификация существующего производства путем выпуска новых товаров, выхода в другие секторы экономики Другие |
Уменьшение риска | Получение необходимой информации и дополнительных инвестиций Расширение возможностей реализации товаров, услуг за счет выхода на новый рынок Применение уже ранее испытанных методов производства, управления реализацией Другие |
Развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации | Получение дополнительных денежных средств, капитала Получение новой технологии, ноу-хау Приобретение управленческого опыта Расширение экспорта Замещение импорта Обучение и подготовка квалифицированных кадров Привлечение квалифицированных работников Другие |
Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:
• стратегия на повышение эффективности производства;
• стратегия на расширение операций;
• стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
• стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности (табл. 9.1).
В соответствии с Законом РСФСР "Обиностранных инвестициях в РСФСР"в нашей стране предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Приобретение иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории России.
При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза.
В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного капитала, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему на территории России законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.
Вклады в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников. Оценка может осуществляться как в рублях, так и в валюте. Создание совместного предприятия требует технико-экономического обоснования.*
* Пример технико-экономического обоснования создания совместного предприятия см.: Балабанов И.Т. Новые формы организации предприятий. - Лениздат, 1991. - С. 80 - 88.
В настоящее время регистрацию совместных предприятий с крупной долей иностранного капитала осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ, которая была создана 6 июня 1994 г. на базе подразделений Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСиР).
Функциями палаты являются:
• регистрация коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. руб. (деноминированных), а также всех предприятий с иностранными инвестициями топливно-энергетического комплекса независимо от степени иностранного участия;
• аккредитация представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации;
• регистрация российских инвестиций за рубежом;
• регистрация лицензирования лизинговой деятельности;
• ведение Сводного государственного реестра по всем этим направлениям (в него включаются в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, зарегистрированные в региональных регистрирующих органах, и представительства иностранных фирм, аккредитованные в других организациях).
Государственная регистрационная палата представляет собой единый орган, способный координировать учет и регистрацию инвестиций в России, будь то создание совместных предприятий или покупка долей, паев и акций, заключение договора лизинга или аккредитация представительств инофирм, а также регистрацию российских инвестиций за рубежом.
Это есть сводный государственный реестр. В уникальном архиве Государственной регистрационной палаты собрана информация о 25 тыс. зарегистрированных в России предприятий с иностранными инвестициями, 4 тыс. аккредитованных на территории России представительств инофирм, о 200 компаниях, получивших лицензии на лизинговую деятельность (выдача лицензий началась с сентября прошлого года). С июня 1997 г. в Государственной регистрационной палате открылся компьютерный центр, где эта информация стала доступной всем заинтересованным пользователям, как госорганам, так и коммерсантам.
Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ в чем-то аналогична знаменитому английскому Дому компаний, существующему при министерстве торговли и промышленности Великобритании. В том, чтобы Министерство экономики РФ располагало оперативной и достоверной информацией, есть логика. Кроме того, Государственная регистрационная палата, так же как и Дом компаний, имеет в различных регионах страны свои отделения, что особенно важно для введения единых требований к процессу регистрации.
Регистрацию предприятий с небольшой долей иностранного капитала осуществляют региональные органы юстиции.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии следующих документов:
1)для совместных предприятий:
а) письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;
б) нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах;
в) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;
г) для российских юридических лиц нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;
д) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
е) выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);
2) для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам:
а) письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора;
б) нотариально заверенной копии учредительных документов (в двух экземплярах);
в) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
г) выписки из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык);
д) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;
3) для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:
а) заявления, подписанного руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;
б) нотариально заверенной копии выписки из решения компетентного органа управления предприятием о создании филиала;
в) нотариально заверенной копии положения о филиале (в двух экземплярах);
г) нотариально заверенных копий учредительных документов предприятия, создающего филиал;
д) для иностранного юридического лица - выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);
е) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.
Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации. Приказом ЦБ РФ от 7 июля 1997 г. № 482 утверждено Положение о регистрационном порядке оплаты иностранным инвестором участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов Российской Федерации.
Нотариально заверенная копия решения компетентного органа предприятия о внесении изменений или дополнений в учредительные документы представляется предприятием с иностранными инвестициями в регистрирующий орган не позднее чем через 30 дней после их принятия. Указанные изменения и дополнения в учредительных документах вступают в силу только после их регистрации.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть малым предприятием и пользоваться соответствующими льготами. Однако при этом надо учитывать требования Закона о малом предпринимательстве, запрещающего иностранному учредителю малого предприятия с иностранными инвестициями иметь больше 25% уставного капитала. В основном его преимущества ограничиваются особенностями формирования уставного капитала.
Иностранный инвестор может ввозить оборудование и имущество в счет своего вклада в течение года со дня образования предприятия без уплаты таможенных пошлин и НДС. Нотариально заверенный список этого оборудования и имущества должен прилагаться к учредительному договору.
В России существует также более простая форма регистрации иностранных юридических лиц в качестве налогоплательщиков, которую называют регистрацией инвестора. При регистрации инвестора открывается только один рублевый счет типа "И". Зато объем и периодичность отчетности резко уменьшаются. Ведь инвестор не занимается активной хозяйственной деятельностью и потому лишь в конце года должен отчитываться по своей прибыли. Остальные налоги, кроме налога на имущество, отсутствуют.
Прибыль в совместном предприятии движется следующим образом (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Схема распределения балансовой прибыли предприятия с российско-иностранным капиталом
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46