5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
Обслуживание внешнеэкономических связей связано с услугами транспорта, связи, информационного обмена, сетевой рекламы и т.п.
Транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя и более странами.
В зависимости от вида транспорта, используемого в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные и автомобильные сообщения.
Международные сообщения бывают прямые и комбинированные. Прямые международные сообщения обслуживаются одним видом транспорта; комбинированные (или смешанные) - последовательно двумя и более видами транспорта.
Комбинированные перевозки грузов и людей могут быть оформлены одним транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта. Такие перевозки иногда называются прямыми смешанными перевозками.
Товар при помощи средств перевозки перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его первоначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния является морской транспорт. На этот вид транспорта приходится более 80% объема международной торговли.
Для морских, а также авиаперевозок используется коносамент.
Коносамент(фр. connaissement,англ. bill of lading B/L),представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар.Для морской перевозки - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной Конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.
Коносамент бывает линейным, чартерным, береговым, бортовым.
В линейном коносаментеизлагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.
Чартерный коносамент -это коносамент, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.
Как линейный, так и чартерный коносамент определяет отношения между перевозчиком и третьим лицом - держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.
Береговой коносамент -коносамент, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика.
Бортовой коносаментвыдается, когда товар погружен на судно.
При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.
В коносаменте как ценной бумаге должны быть обязательные сведения о грузе. Отсутствие их лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу.
Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.
В именном коносаментеуказывается наименование определенного получателя.
Ордерный коносамент -коносамент, по которому груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.
В коносаменте на предьявителяуказывается, что он выдан на предьявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют наливные и навалочные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, руда, уголь, зерно).
В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.
В международных пассажирских перевозках лидирующее место занимает воздушный транспорт, что обусловлено скоростью доставки пассажиров при дальних маршрутах поездки в сравнении с другими видами транспорта.
Международные дорожные перевозки товаров в основном осуществляются с применением книжки МДП. Книжка МДП -международный документ таможенного транзита, который выдается предоставляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями. По этому документу перевозятся грузы в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.).
Эта конвенция действовала как механизм, дающий перевозчикам и таможенным органам ряд преимуществ:
для перевозчиков - ускоренное оформление таможенных документов;
осуществление досмотра товаров и необходимость предоставления финансовых гарантий;
для таможенных органов - наличие международной системы гарантий, при которой таможенные органы все свои претензии по не доставленным в таможню назначения товарам могут предъявить одному национальному гарантийному объединению (в России - Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Конвенция МДП была рассчитана на добропорядочных перевозчиков и на относительно малое число нарушений, однако в последние годы международная система гарантий (т.е. основа всей конвенции МДП) практически не работала.
Поэтому ГТК приказом от 22 августа 1997 г. № 513 «О перевозках по книжке МДП некоторых категорий товаров»*с 1 января 1998 г. запретил перевозки целого ряда товаров с применением книжки МДП.
* Экономика и жизнь -1997. - №36.
В договорах купли-продажи товаров четко регламентируются обязанности сторон по обеспечению транспортировки товаров на различных этапах их продвижения от склада поставщика до склада получателя, предусматривается порядок распределения между продавцом и покупателем транспортных и других сопутствующих расходов и определяются условия перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или повреждения товара по пути следования. Договор купли-продажи регулирует отношения между продавцом и покупателем и не относится к их взаимоотношениям с перевозчиками. Круг отношений продавцов и покупателей с перевозчиками устанавливается заключенными ими договорами перевозки.
Международная торговая практика применяет различные типы базисных условий поставки товаров, так или иначе учитывающих транспортный фактор во внешнеторговой цене. Систематизацией базисных условий договоров купли-продажи занимается Международная торговая палата. Последнее издание правил по толкованию базисных условий вышло в 1990 г. под названием «Инкотермс-90» (INCOTERMS-90).
В редакции 1990 г. термины были сгруппированы в 4 категории (см. табл. 5.1):
группа «Е»включает условия EXW,согласно которым покупатель получает готовый к отгрузке товар на складе (заводе) продавца;
группа «F»включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FA, FOB);
группа «С»включает условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникающими после отгрузки или отправки товаров (CFR, CIF, СРТ, CIP);
группа «Д»включает условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения(ДАF, ДЕS, ДЕQ, ДДИ и ДДР).
Таблица 5.1
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46