logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей

Обслуживание внешнеэкономических связей связано с услугами транс­порта, связи, информационного обмена, сетевой рекламы и т.п.

Транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пасса­жиров) между двумя и более странами.

В зависимости от вида транспорта, используемого в перевозках, разли­чают морские, речные, воздушные, железнодорожные и автомобильные со­общения.

Международные сообщения бывают прямые и комбинированные. Пря­мые международные сообщения обслуживаются одним видом транспорта; комбинированные (или смешанные) - последовательно двумя и более вида­ми транспорта.

Комбинированные перевозки грузов и людей могут быть оформлены одним транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта. Такие перевозки иногда называются прямыми смешан­ными перевозками.

Товар при помощи средств перевозки перемещается от места его произ­водства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает про­цесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его пер­воначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспорт­ной продукции во время перемещения.

Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния является морской транспорт. На этот вид транспорта приходится более 80% объема международной торговли.

Для морских, а также авиаперевозок используется коносамент.

Коносамент(фр. connaissement,англ. bill of lading B/L),представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкрет­ный указанный в ней товар.Для морской перевозки - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель ко­торого получает право распоряжаться грузом. Понятие коносамента, его не­обходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгово­го мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.

Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных су­довых помещений или без такого условия.

По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной Конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применя­ется какое-либо иное государственное право.

Коносамент бывает линейным, чартерным, береговым, бортовым.

В линейном коносаментеизлагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент -это коносамент, который выдается в подтвер­ждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представ­ляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выпол­нения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяет отношения меж­ду перевозчиком и третьим лицом - держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтвержде­ние приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие опе­рации в отношении товара совершаются посредством коносамента без фи­зической передачи собственно товара.

Береговой коносамент -коносамент, который выдается в подтвержде­ние приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевоз­чика.

Бортовой коносаментвыдается, когда товар погружен на судно.

При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой ко­носамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

В коносаменте как ценной бумаге должны быть обязательные сведения о грузе. Отсутствие их лишает коносамент функций товарораспорядитель­ного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписы­вается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправи­телю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все осталь­ные экземпляры теряют силу.

Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зави­симости от этого различают коносаменты именной, ордерный, на предъя­вителя.

В именном коносаментеуказывается наименование определенного по­лучателя.

Ордерный коносамент -коносамент, по которому груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских пе­ревозок.

В коносаменте на предьявителяуказывается, что он выдан на предьявите­ля, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют налив­ные и навалочные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, руда, уголь, зерно).

В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубо­проводные системы.

В международных пассажирских перевозках лидирующее место зани­мает воздушный транспорт, что обусловлено скоростью доставки пассажи­ров при дальних маршрутах поездки в сравнении с другими видами транс­порта.

Международные дорожные перевозки товаров в основном осуществля­ются с применением книжки МДП. Книжка МДП -международный доку­мент таможенного транзита, который выдается предоставляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями. По этому докумен­ту перевозятся грузы в соответствии с требованиями Таможенной конвен­ции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Кон­венция МДП 1975 г.).

Эта конвенция действовала как механизм, дающий перевозчикам и та­моженным органам ряд преимуществ:

для перевозчиков - ускоренное оформление таможенных документов;

осуществление досмотра товаров и необходимость предоставления фи­нансовых гарантий;

для таможенных органов - наличие международной системы гарантий, при которой таможенные органы все свои претензии по не доставленным в таможню назначения товарам могут предъявить одному национальному га­рантийному объединению (в России - Ассоциации международных автомо­бильных перевозчиков (АСМАП).

Конвенция МДП была рассчитана на добропорядочных перевозчиков и на относительно малое число нарушений, однако в последние годы между­народная система гарантий (т.е. основа всей конвенции МДП) практически не работала.

Поэтому ГТК приказом от 22 августа 1997 г. № 513 «О перевозках по книжке МДП некоторых категорий товаров»*с 1 января 1998 г. запретил перевозки целого ряда товаров с применением книжки МДП.

* Экономика и жизнь -1997. - №36.

В договорах купли-продажи товаров четко регламентируются обязанно­сти сторон по обеспечению транспортировки товаров на различных этапах их продвижения от склада поставщика до склада получателя, предусматри­вается порядок распределения между продавцом и покупателем транспорт­ных и других сопутствующих расходов и определяются условия перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или повреждения товара по пути следования. Договор купли-продажи регулирует отношения между продавцом и покупателем и не относится к их взаимоотношениям с пере­возчиками. Круг отношений продавцов и покупателей с перевозчиками ус­танавливается заключенными ими договорами перевозки.

Международная торговая практика применяет различные типы базис­ных условий поставки товаров, так или иначе учитывающих транспортный фактор во внешнеторговой цене. Систематизацией базисных условий дого­воров купли-продажи занимается Международная торговая палата. После­днее издание правил по толкованию базисных условий вышло в 1990 г. под названием «Инкотермс-90» (INCOTERMS-90).

В редакции 1990 г. термины были сгруппированы в 4 категории (см. табл. 5.1):

группа «Е»включает условия EXW,согласно которым покупатель полу­чает готовый к отгрузке товар на складе (заводе) продавца;

группа «F»включает условия, согласно которым продавец обязан доста­вить товар до транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FA, FOB);

группа «С»включает условия, предусматривающие, что продавец дол­жен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или по­вреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникающими после отгрузки или отправки товаров (CFR, CIF, СРТ, CIP);

группа «Д»включает условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения(ДАF, ДЕS, ДЕQ, ДДИ и ДДР).

Таблица 5.1

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4