6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".*
* Российская газета. - 1992. - 4 нояб.
Основным направлением валютного контроля является проверка:
• соответствия проводимых вакантных операций действующему законодательству;
• наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
• выполнения обязательств по продаже валюты, полученной от экспорта товаров (работ, услуг);
• полноты и объективности учета, отчетности и документации по валютным операциям.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, которые подотчетны Центральному банку РФ.
Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации"* установлено, что расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено ЦБ РФ.
* Экономика и жизнь. - 1995. - № 49.
При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками внешнеэкономической деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.
Импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввести товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, или обеспечить возврат этих средств в сумме не менее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено ЦБ РФ.
С целью обеспечения соответствия суммы средств в валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию РФ товаров ЦБ РФ и ГТК утвердили 26 июля 1995 г. инструкцию № 30 "Опорядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары".*
* Экономика и жизнь. - 1995. - № 49.
Основные моменты этого контроля следующие.
Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую тайну хозяйствующих субъектов и граждан, а также не разглашать сведения о средствах в иностранной валюте хозяйствующих субъектов и граждан, полученных и используемых ими на законном основании.
Во исполнение Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".Таможенного кодекса РФ, указов Президента РФ от 30 декабря 1991 г. № 335"О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992г."и от 14 июня 1992 г. № 629 "Очастичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин",постановления Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205"Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка"Центральный банк РФ 12 октября 1993 г. ввел в действие (совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ - письмо № 01-20/10283) инструкцию № 19 "Опорядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров",*Данной инструкцией установлен следующий порядок валютного контроля за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта.
* Экономика и жизнь. - 1993. - № 45 - 48.
Экспортер предъявляет контракт (оригинал или копию, заверенную первым лицом и печатью) в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступать от экспорта товаров выручка. Вместе с этим банком он оформляет паспорт сделки, в котором приводится краткое содержание условий контракта.
Паспорт сделки, подписанный экспортером и банком, в обязательном порядке должен быть предъявлен таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. Банк не имеет права подписать паспорт сделки, если в контракте имеются условия, которые предусматривают зачисление валютной выручки на счет, не принадлежащий самому экспортеру.
По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, на который в последующем должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту.
С подписанием паспорта сделки (ПС) экспортер принимает на себя ответственность за:
• полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;
• зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.
Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера) и подписывает представленные экспортером экземпляры ПС.
Первый экземпляр ПС возвращается экспортеру вместе с оригиналом или копией контракта.
Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия банком досье, в которое он помещается для хранения.
После подписания ПС банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту и принимает данный контракт на расчетное обслуживание.
Банк имеет право отказать в подписании ПС, если не выполняется хотя бы одно из следующих условий:
• несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
• несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства РФ;
• оформление ПС с нарушениями установленных требований;
• наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
• отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ;
• отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке.
В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по данному контракту, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и(или) дополнений, представляет в банк:
• оригиналы или копии дополнений и(или) изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и скрепленные его печатью;
• дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с заполнением только тех граф (позиций), сведения которых подлежат уточнению.
Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС осуществляются в порядке, предусмотренном для самих ПС.
Заблаговременно до предоставления таможенным органам экспортных товаров к таможенному оформлению экспортер в порядке, согласованном с банком, получает в последнем ксерокопии хранящихся в банке оригинала ПС и дополнительных листов к нему, если таковые были подписаны банком (далее вместе - ПС), заверенные ответственным лицом банка и скрепленные печатью банка.
Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимает копии с подготовленной грузовой таможенной декларации (ГТД) на экспортные товары.
Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к прочим документам, предусмотренным законодательством РФ, ксерокопии ПС, заверенной ответственным лицом банка и скрепленной печатью банка, а также копии с ГТД на оформляемый груз.
Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС, данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документам, а также соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию ПС, и оттиска печати банка образцам в полученных от Банка России карточках с образцами подписей ответственных лиц уполномоченных банков и оттиска печати банка.
В случае отсутствия расхождений между документами и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает копию ПС и копию ГТД и ставит на указанных документах свою личную номерную печать.
Подписанные должностным лицом таможенного органа копии ПС вместе с экземпляром ГТД остаются в делах таможни.
Копия с ГТД на товары, поставленные на экспорт, с подписью должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати передается экспортеру.
Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет банку копию грузовой таможенной декларации.
Банк обязан известить экспортера и ГУ ЦБ РФ о проводимой валютной операции, если поручение экспортера об использовании поступивших на транзитный валютный счет сумм не соответствует требованиям валютного законодательства РФ.
Банк по первому запросу представляет таможенным и налоговым органам. Банку России все документы об осуществлении валютных операций.
Государственный таможенный комитет на основании грузовых таможенных деклараций составляет учетную карточку (УК) таможенно-банковского контроля. Каждая УК содержит информацию по одной произведенной отгрузке. УК группируются в реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета экспортеров.
При поступлении на транзитный валютный счет экспортера в банк валютной выручки от экспорта товаров в поручении о переводе поступившей суммы или ее части на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи экспортер отдельной строкой указывает реквизиты (номер и дату) ПС и УК (при поступлении аванса - только ПС, при отсутствии УК - ПС и ГТД), по которым поступила экспортная выручка.
Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств с транзитного на текущий валютный счет и на обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров) не позднее чем за 10 дней до контрольного срока возврата реестра в ГТК России на основе полученных от банка выписок со своих транзитных валютных счетов, а также иной банковской и коммерческой информации, имеющейся в распоряжении экспортеров, обязаны представить в банк свой вариант заполнения ранее полученной от банка УК (заполненную ксерокопию УК, подписанной руководителем, имеющим право первой подписи по счету, и скрепленную печатью экспортера) со ссылками на реквизиты конкретных банковских документов (выписок со счета, аккредитивов, инкассовых поручений и т.д.).
Если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа, экспортер вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в банк расчет курса валюты цены к валюте платежа с необходимыми пояснениями. Банк проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и реальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случае согласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валюте цены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы по указанному курсу.
В случае несогласия с представленным экспортером расчетом банк указывает в УК и во всех прочих документах валютного контроля фактически поступившую сумму в валюте платежа.
Указание банком в графе "Инф Б/КВ" УК кода валюты, отличного от кода валюты, указанного в ГТК России в графе "Инф Т/КВ", является для органов валютного контроля основанием для проведения проверки по данному случаю.
При отсутствии у банка каких-либо из предусмотренных инструкцией документов, необходимых для идентификации сумм (включая вариант заполнения УК, поручение об обязательной продаже иностранной валюты и(или) переводе с транзитного на текущий валютный счет экспортера со ссылкой на конкретные ПС и УК (ГТД), и при невозможности однозначно отнести поступившие средства к конкретной УК из отсылаемого в ГТК России реестра на основании товаросопроводительных и(или) товарораспорядительных документов (по документарным операциям) банк при заполнении УК не учитывает эти средства в качестве поступивших и проставляет "0" в графах УК "Сумма Б" и строке "Инф Б".
Наличие в межбанковских документах ("ключованном" телексе, SWIFT-послании, авизо, выписке и т.д.), направляемых иностранным банком в российский банк и подтверждающих зачисление средств на корреспондентский счет банка в пользу экспортера, реквизитов контракта (ПС или УК) или иной информации о назначении платежа само по себе не является для банка достаточной информацией для отнесения суммы к конкретной УК.
Объяснения экспортера по поводу непоступления средств по конкретной УК или соответствующие сведения из межбанковских документов, облегчающие, по мнению банка, работу органов валютного контроля, могут быть изложены в краткой форме в графе УК "Особые отметки".
Во избежание повторного занесения одной и той же суммы в УК по разным экспортным отгрузкам банк ведет отдельный учет сумм, указанных в качестве поступивших во вторых экземплярах реестров, возвращенных в ГТК России.
Банк, подписавший ПС, вправе за выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать с экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% суммы контракта.
Указанная плата взимается банком не ранее поступления в банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядок взимания указанной платы определяется банком по договоренности с экспортером.
Банки за отсутствие установленного учета поступления и отсылки в таможенные органы реестров, УК, ПС и иной информации несут ответственность в соответствии со ст. 33 Закона РФ "ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России")в виде штрафов в размере 100 тыс. руб. за каждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учета факт поступления или отсылки указанных документов.
Банки за ведение учета поступления выручки в УК и реестрах несут ответственность на основании пункта 2 ст. 14 Закона РФ "Овалютном регулировании и валютном контроле"в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом.
Банки за несвоевременную отсылку в ГТК России реестров, УК и иных документов несут ответственность в виде штрафов в размере 100 тыс. руб. за каждый день просрочки сверх сроков отсылки, определенных настоящей инструкцией, по каждому документу.
Банки за непредставление или несвоевременное представление в Банк России или его Главные территориальные управления отчетности несут ответственность в виде штрафов в размере 100 деноминированных руб. за каждый день просрочки сверх сроков отсылки.
Банк за подписание ПС, УК, реестра или заверение копии ПС от его имени сотрудником банка, не имеющим таковых полномочий, несет ответственность в виде штрафа в размере 100 руб. за каждый из указанных документов, подписанных сотрудником банка, не являющимся ответственным лицом банка.
Эти же нарушения, позволившие экспортеру скрыть выручку за отгруженные на экспорт товары, влекут за собой наложение на банк штрафа в размере всей сокрытой экспортером выручки, переведенной в рубли по курсу Банка России на дату пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, выручка за который была скрыта экспортером.
Указанные штрафы налагаются Главными территориальными управлениями (ГТУ) Банка России в бесспорном порядке самостоятельно или по представлению таможенных и налоговых органов (посредством списания сумм штрафов со счетов банков на основании распоряжения начальника соответствующего Главного территориального управления Банка России).
Уполномоченные банки при повторном нарушении положений инструкции, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований и предписаний Банка России, ГТК России, а также отказ от представления указанным органам запрашиваемой документации по валютным операциям несут ответственность в виде приостановления Банком России действия или лишения лицензии на проведение валютных операций.
Экспортер за подделку (внесение исправлений после заверения копии банком или подделка заверяющей подписи ответственного лица и(или) печати банка) представляемой таможенным органам копии ПС за вывоз груза за пределы Российской Федерации по ПС, не соответствующему вывезенному грузу, несет ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного ПС, дополнений и(или) изменений, затрагивающих данные ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в банк копии ГТД в сроки или за непредставление в указанные сроки запрашиваемой банками информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 руб. за каждый день просрочки сверх установленных сроков представления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
Указанные штрафы взыскиваются Главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего Главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, а также по результатам проверок, проведенных таможенными, налоговыми органами, Федеральной службой валютного и экспортного контроля РФ.
Российская Федерация подписала с рядом государств международные договоры, предусматривающие осуществление расчетов между резидентами соответствующих государств в национальных валютах, не поименованных в Общесоюзном классификаторе валют, утвержденном постановлением Госкомстандарта СССР от 22 марта 1984 г. № 158. Поэтому Центральный банк России письмом от 21 января 1994 г. № 73 "Онекоторых вопросах организации валютного контроля и применения Инструкции о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"*установил дополнительный перечень кодов иностранных валют, обязательный к применению уполномоченными банками Российской Федерации и иными резидентами Российской Федерации и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории Российской Федерации, во всех случаях, требующих в соответствии с нормативными документами Банка России и иных органов государственного управления кодификации наименований иностранных валют:
902 - украинские карбованцы;
903 - эстонские кроны;
904 - латвийские латы;
905 - литовские литы;
906 - расчетные рубли Республики Беларусь;
907 - расчетные рубли Республики Казахстан;
908 - расчетные рубли Республики Узбекистан;
909 - расчетные рубли Республики Туркменистан;
910 - расчетные рубли Республики Грузия;
911 - расчетные рубли Республики Армения;
912 - расчетные рубли Республики Азербайджан;
913 - расчетные рубли Республики Молдова;
914 - расчетные рубли Республики Таджикистан;
927 - казахстанские танге;
928 - узбекистанские сум-купоны;
929 - туркменистанские манаты;
931 - армянские драмы;
932 - азербайджанские манаты;
933 - молдавские леи;
935 - киргизские сомы.
* Экономика и жизнь. - 1994. - № 6.
Вместо кода "216" для обозначения финской марки используется код "014".
Центральный банк РФ письмом от 21 января 1994 г. № 73 разъяснил также, что действие вышеуказанной инструкции № 19 распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, по которым:
• расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;
• хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е. контракт предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях;
• независимо от даты заключения сделки таможенное оформление поставляемых на экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется после 1 января 1994 г., а всех остальных товаров - после 1 марта 1994 г. ПС в таких случаях оформляется обычным порядком на полную сумму контракта.
Действие инструкции не распространяется на сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, по которым:
• расчеты осуществляются в соответствии с законодательством РФ только в валюте РФ;
• не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (товарообменные, бартерные и тому подобные операции).
Действие инструкции не распространяется на экспорт работ и услуг.
При оформлении ПС следует учитывать следующие особенности.
В случае невозможности определения точной суммы контракта (при продаже товаров на аукционе, бирже, определении цены товаров по фактическим показателям конкретной отгрузки, при изменяющейся в течение срока действия контракта цене на экспортируемый товар и т.п.) в ПС указывается ориентировочная сумма контракта, определяемая самостоятельно экспортером исходя из известных ему на момент составления ПС сведений. При этом в графе ПС "Особые отметки банка" указывается: "Сумма контракта может быть изменена".
Контроль за полнотой поступления валютной выручки будет осуществляться в таких случаях по указанной в ГТД и соответственно в УК стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации в режиме экспорта. В случае, если контракт предусматривает установление цен на экспортируемые в рамках одного контракта товары в двух и более различных валютах, в графе ПС "Валюта цены" указывается преобладающая валюта, а в графе ПС "Сумма контракта" - сумма контракта, пересчитанная в преобладающую валюту, и соответственно в графе "Код валюты цены" -код преобладающей валюты.
Преобладающей валютой считается валюта, в которой выражена цена на имеющую наибольший удельный вес в стоимостном выражении (при ее пересчете в валюту РФ) часть товаров, поставляемых по данному контракту.
При пересчете иностранных валют используются курсы иностранных валют к рублю, установленные Банком России на дату подписания контракта. В таких случаях в графе ПС "Особые отметки банка" указывается: "Дополнительные валюты цены (указывается код валют(ы), в которых(ой) согласно контракту определена цена)".
В случае, если контрактом предусмотрено поступление выручки в двух и более валютах, в графах ПС "Валюта платежа" и "Код валюты платежа" указываются наименование и код преобладающей валюты, при этом в разделе ПС "Реквизиты экспортера" в графе "Номер счета" необходимо указать номер транзитного валютного счета, на который поступит вся или часть выручки по контракту, выраженная в преобладающей валюте. Если часть выручки, выраженная в других валютах, будет поступать на другие транзитные валютные счета в том же уполномоченном банке, в графе "Особые отметки банка" через запятую указываются номера транзитных валютных счетов, на которые поступит остальная (меньшая) часть экспортной выручки по данному контракту.
Если контракт предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежами в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях, то в графе ПС "Сумма контракта" указывается общая стоимость экспортируемых по контракту товаров. При этом в графе ПС "Особые отметки банка" указывается: "Предусмотрена частичная компенсация товаром" или "Предусмотрена частичная оплата в рублях". В этом случае в графе "Сумма Т" УК, направляемой из ГТК России в банк, будет указана только сумма, которая ожидается к поступлению в иностранной валюте, контроль за полнотой и своевременностью поступления которой осуществляет банк.
В случае осуществления поставок товаров для государственных нужд в режиме экспорта (в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 1992 г. № 1043 и от 2 ноября 1993 г. № 1102) в разделе ПС "Реквизиты экспортера" в графе "Номер счета" указывается номер транзитного счета экспортера, на который будет в полном объеме зачисляться валютная выручка, которая затем по поручению экспортера перечисляется на установленные Правительством РФ счета Минфина России.
При наличии у собственника товара договора комиссии с внешнеторговым посредником (комиссионером)-резидентом РФ, предусматривающего экспорт товара за счет его собственника, но от имени комиссионера, ПС подписывается комиссионером, который в этом случае является экспортером и отвечает за своевременное поступление валютной выручки в полном объеме на его транзитный(е) валютный(е) счет(а) в банке. Для таможенного оформления товара в месте его нахождения перед отправкой на экспорт комиссионер передает собственнику товара и(или) декларанту необходимое для таможенного оформления товара количество заверенных банком копий ПС.
В случае нарушения хозяйствующим субъектом, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ Федеральная служба валютного и экспортного контроля может применять в установленном порядке следующие санкции:
• наложение штрафа в размерах, установленных валютно-экономической комиссией;
• лишение банковских и иных финансовых учреждений лицензий на проведение операций в иностранной валюте;
• лишение хозяйствующих субъектов полученных ими лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг) и на другие операции с иностранной валютой;
• привлечение должностных лиц и граждан, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного регулирования, к уголовной и административной ответственности в соответствии с действующим российским законодательством.
Импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или по ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.
Оплата импортируемого товара по контракту импортера может осуществляться только со счета импортера в банке импортера и только банком импортера и/или банком-корреспондентом, действующим по его поручению. Банк, не являющийся банком импортера, при выдаче кредитов в иностранной валюте импортеру для оплаты товаров по контракту, по которому подписан ПС с банком импортера, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный счет импортера в банке импортера. Оплата импортируемого товара иным банком, чем банк импортера или банк - его корреспондент, действующий по поручению последнего, или со счета третьего лица, не являющегося импортером, допускается только при наличии у импортера разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.
После оплаты в иностранной валюте импортируемых товаров импортеру запрещается (если иное ему прямо не разрешено Банком России) до завершения таможенного оформления оплаченных товаров на территории Российской Федерации уступать третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им импортного контракта и имеющихся у него в связи с указанным контрактом гарантий и поручительств в его пользу. Исключением из этого правила является переуступка прав требования банку импортера.
Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Под датой оплаты в данном случае подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию средств со счета "Ностро" банка импортера или зачисления средств на счет "Лоро" иностранного банка или банка - его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или по ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара. Дата таможенного оформления указывается в графе 7 ГТД.
За выполнение функций агента валютного контроля по импортным контрактам банк импортера вправе взимать плату с импортера в размере, не превышающем 0,15% суммы контракта, на основании которого подписан ПС.
В данную сумму не входит вознаграждение банка импортера за выдачу гарантии валютного контроля (ВК) и иные платежи по договорным отношениям между банком импортера и импортером, возникающим в связи с выдачей указанной гарантии.
Плата за выполнение функций агента валютного контроля взимается банком импортера с текущего валютного счета импортера не ранее осуществления первого платежа в иностранной валюте за импортируемые по данному контракту товары.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46