4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
Развитию туризма и туристской деятельности в Российской Федерации уделяется большое внимание.
Перспективы развития туризма в стране определены Федеральной целевой программой «Развитие туризма в Российской Федерации»,* утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 77 иПрограммой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000гг.,**утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222.
*Российская газета. - 1996. - 21 марта.
**Там же. - 1997. - 12 марта.
Деятельность туристских фирм в стране регулируется Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»*и другими законодательными документами, например,Положением о лицензировании международной туристической деятельности»,**утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1222;Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации,***утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490;Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации,****утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025;Правилами оказания услуг общественного питания,*****утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036; ГОСТ 28681-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» (основные положения); ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»; ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»; ГОСТ Р 50890-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования» и т.д.
*Там же.-1996.-3 дек.
**Странник. - 1996. - № 80.
***Экономика и жизнь. - 1997. - № 21.
****Российская газета. - 1997. - 28 авг.
*****Там же. - 1997. - 27 авг.
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» снял смысловой разнобой, существовавший в туристской деятельности, а также четко определил роль федеральных органов государственной власти в развитии туризма и организации туристской деятельности.
Туристская деятельность представляет собой туроператорскую, турагентскую и иную деятельность по организации путешествий.
Под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, туроператор - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, которые занимаются разработкой туристских маршрутов, обеспечивают их функционирование, организуют рекламу, устанавливают цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и для реализации этих путевок.
Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, комнаты в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их прямо или косвенно различным пользователям-туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
В первом случае, когда туроператор формирует пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно даже, если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные какинклюзивные туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, которые хотят формировать свой индивидуальный пакет.
Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок, покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туриста.
Под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Следовательно, турагент - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, которые приобретают туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором. выпускают по ним путевки и реализуют эти путевки.
Туроператор и турагент имеют дело с туром и туристским продуктом.
Турпредставляет собой комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
В организованном туризме тур - это первичная продажная единица туризма как товара. Тур есть реализуемый комплекс услуг туризма как единого целого. По существу, он является абонементной формой оплаты услуг туризма. Туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу. В экономике туризма применяется также и другое понятие туристского продукта, согласно которому туристский продукт - это экономическая категория, включающая: 1. туры, объединенные их целенаправленностью (познавательный, оздоровительный и т.п.); 2. туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.); 3. товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, туристское снаряжение и т.п.).
Формирование и реализация туристского продукта имеют свои особенности.
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. При продвижении туристского продукта тур-оператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме. К существенным условиям договора относятся:
информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, результатах сертификации туристского продукта;
дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
права, обязанности и ответственность сторон;
розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
порядок и сроки предъявления претензий туристам.
Каждая из сторон договора имеет право потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
К таким существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
резкое изменение курса национальных валют.
Документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта, является туристская путевка.Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания, представляет собой туристский ваучер.
ВАУЧЕР (англ. voucher -расписка) документ, выданный иностранной туристской фирмой туристу (туристской группе), на основании которого ему (им) предоставляется обслуживание и производятся расчеты с туристской фирмой. Он является гарантом оплаты туристской фирмой стоимости услуг, предоставляемых интуристам на территории Российской Федерации. Ваучер содержит следующие реквизиты: название и адрес туристской фирмы, номер группы, количество туристов в группе, сроки пребывания в стране, маршрут поездок, Ф.И.О. руководителя группы, дату выписки ваучера, подпись и штампы туристской фирмы. Ваучер следует за туристом (туристской группой) на всей территории Российской Федерации. Услуги, которые не отмечены в ваучере, предоставляются за наличный расчет. На основании ваучера иностранной фирме выставляется счет на оплату.
Для поездки во многие страны требуется иметь визу.
ВИЗА - это официальная отметка, сделанная в паспорте (штамп учреждения или консульства), дающая владельцу заграничного паспорта право въезда в данное государство и выезда из него. Виза может быть однократной и многократной.
Однократная виза выдается на одноразовый въезд в государство на определенный период времени.
Многократная виза дает право пересекать границу неограниченное число раз в определенный период времени (год, три года и т.д.).
По видам назначения визы бывают служебные (деловая, частная), гостевые, с правом работы, иммиграционные, туристские. Туристская виза -это разрешение посетить страну с туристскими целями в определенный период времени на определенный срок - на срок путешествия или тура.
Турист, прибывший в страну по этой визе, не имеет права заниматься оплачиваемой работой и должен покинуть страну в указанный срок.
Выдачей виз занимаются обычно консульские отделы посольств или генеральные консульства по регионам. За выдачу визы взимается сбор.
С целью защиты прав и интересов туристов производится лицензирование и стандартизация туроператорской и турагентской деятельности и объектов туристской индустрии, а также сертификация туристского продукта.
Правительство РФ постановлением от 12 декабря 1995 г. № 1222 утвердило Положение о лицензировании международной туристической деятельности.
Лицензия на осуществление международной туристской деятельности выдается сроком натри года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму и действует на всей территории РФ. Этот комитет может передать полномочия по лицензированию туристской деятельности соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности, и условиям безопасности.
Условиями действия лицензии являются:
доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;
наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное туристское образование или стаж работы в сфере туризма не менее Злет.
Для получения лицензии заявитель представляет в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
заявление;
копии учредительных документов;
копии свидетельства о государственной регистрации;
документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
документ налогового органа о поставке на учет (или копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа).
Развитие туризма в Российской Федерации предполагает широкое использование туристами дисконтных карточек. Дисконтная карточка в отличие от кредитной и дебетной карточки не предназначена для оплаты товаров и услуг, т.е. она не является платежным средством. Зато эта карточка дает ее владельцу право на самые разнообразные скидки при оплате услуг туристских фирм.
В мире существует несколько глобальных дисконтных систем, каждая из которых выпускает свои дисконтные карточки и у каждой из них свои задачи и свой круг клиентов.
В условиях высокой конкуренции в туристском бизнесе и в бизнесе развлечений владельцам сервисных предприятий выгодно участвовать в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая дается в каталогах для владельцев карточек, привлекает в их предприятия много новых клиентов.
В 1996 г. российские граждане могли стать владельцами дисконтных карточек, выпускаемых компаниями «ETN»(Европейская сеть путешествий),«IAPA»(Международная ассоциация авиапассажиров), «Countdown»(действует не только на своей родине - Великобритании, но и еще в 24 странах) и получить по ним скидку не только за рубежом, но и в Российской Федерации.
Дисконтные карточки реализуют в основном банки. Например, банк «Олимпийский», «Торибанк» и другие предлагают «ETN-card»;Инкомбанк, банк «Российский кредит» и другие-«IAPA»,карточки «Countdown»реализуются через туристские агентства.
Дисконтные карточки дают их владельцам скидки 10 - 50% со стоимости проживания в отелях, при покупке товаров в магазинах, обслуживании в ресторанах, при аренде автомобиля, покупке билетов, телефонных переговорах, обращении в медицинские учреждения и т.д.
За получение карточки надо платить. В зависимости от вида дисконтной карточки ее стоимость на год составляет от 54 дол. («Countdown»)до 300 дол. и более(«IAPA»).
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте экономическую сущность туризма.
2. Какие факторы вызывают потребность людей в туризме?
3. Совпадают ли потоки в экспорте услуг туризма и в экспорте товаров?
4. Что такое туристская индустрия?
5. Что такое туристские ресурсы?
6. Какими показателями характеризуется развитие туризма?
7. Что такое туродень?
8. Что такое туроператор?
9. Что такое турагент?
10. В чем отличие тура от туристского продукта?
11. Что такое ваучер и каково его назначение?
12. Приведите основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление международной туристской деятельности.
13. С какой целью созданы дисконтные системы?
14. Охарактеризуйте место туризма в мировой экономике.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46