logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации строится на ос­нове соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

С целью интеграции экономики РФ в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного регу­лирования торговли между странами-участницами деятельности, осуществ­ляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможен­ных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении тор­говли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществля­емой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Для обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в ми­ровую экономику, а также для стимулирования развития отечественной эко­номики и обеспечения экономической безопасности РФ при осуществле­нии внешнеэкономической деятельности в июле 1995 г. был принят Закон РФ «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности», в который в июле 1997 г. были внесены изменения.

С 1 июня 1996 г. Российская Федерация присоединилась к статье VIII Устава Международного валютного фонда (МВФ). Данная статья содержит обязательство стран - членов МВФ не вводить без согласия МВФ ограниче­ний в отношении платежей и переводов по текущим международным опе­рациям, не использовать дискриминационных валютных устройств и не при­бегать к практике множественности валютных курсов. Валютные ограни­чения допускаются только в двух случаях:

• на основании ст. XIV Устава МВФ их могут сохранять или устанавли­вать в течение переходного периода, продолжительность которого не опре­делена, государства, вступающие в МВФ;

• официальное заявление МВФ о дефицитности той или иной валюты дает право любому государству - члену МВФ вводить временные ограниче­ния операций в дефицитной валюте.

Взятие на себя РФ обязательства по статье VIII Устава МВФ делает рос­сийский рубль международно конвертируемым по всем текущим операци­ям. Поэтому в дальнейшем государственное валютное регулирование кос­нется только операций, связанных с движением капитала.

Во второй половине 1996 г. Банк России отменил большую часть огра­ничений на операции по текущим счетам нерезидентов. В связи с этим важ­ное значение приобретает вопрос о возможности экспортировать и импор­тировать товары в Россию в рамках своих собственных внешнеторговых контрактов с другими нерезидентами.

При этом возможны следующие направления экспортно-импортных опе­раций:

• осуществление нерезидентом внешнеторговой деятельности в РФ;

• перемещение нерезидентом товаров через таможенную границу РФ;

• приобретение нерезидентом товаров в собственность (т.е. оплаты рас­четов за них).

Согласно ст. 10 Закона РФ «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности»иностранные лица имеют право осуществлять внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с российским законода­тельством. При этом должно быть обеспечено равенство российских и ино­странных участников внешнеторговой деятельности. Их дискриминация со стороны государства не допускается.

Иностранное юридическое лицо может вывозить или ввозить товар на таможенную территорию РФ, задекларировав его с помощью таможенного брокера.

Таможенным кодексом Российской Федерации установлено, что как рос­сийские, так и иностранные юридические лица имеют право на равных пра­вах ввозить в РФ и вывозить из РФ товары, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат дек­ларированию лицом, перемещающим товар (ст. 168 ТК РФ), или таможен­ным брокером (ст. 172 ТК РФ). Причем в данном случае декларантом может быть только российское лицо.

Внешнеэкономические связи опосредуются валютными отношениями. Субъекты валютных отношений в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»*подразделяются на резидентов и нерезидентов.

*Российская газета. - 1992. - 4 нояб.

Резидентами являются:

граждане, имеющие постоянное местожительство в Российской Феде­рации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

юридические лица (т.е. хозяйствующие субъекты), созданные в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, со­зданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с мес­тонахождением в РФ;

дипломатические и иные официальные представительства РФ, находя­щиеся за ее пределами;

находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и предста­вительства резидентов.

Нерезидентами являются:

граждане, имеющие постоянное местожительство за пределами Россий­ской Федерации, в том числе временно находящиеся в РФ;

юридические лица (т.е. хозяйствующие субъекты), созданные в соответ­ствии с законодательством иностранных граждан с местонахождением за пределами РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, со­зданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации;

находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организа­ции, их филиалы и представительства;

находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.

Расчеты между нерезидентами и резидентами могут производиться в рублях и валюте.

Для осуществления расчетов в валюте резидент должен получить разре­шение Центрального банка РФ на проведение операций, связанных с дви­жением капитала. Перевод денег не является текущей операцией, так как текущая операция предусматривает расчеты по экспорту и импорту това­ров. Отсутствие ввоза и вывоза товара с таможенной территории Российс­кой Федерации означает и отсутствие импорта и экспорта товаров.

Расчеты в рублях можно осуществлять двумя способами. Первый спо­соб заключается в списании (в случае, когда нерезидент покупает товар) или в зачислении (в случае, когда нерезидент продает товар) денежных средств на рублевый корреспондентский счет банка-нерезидента в россий­ском уполномоченном банке. Затем происходит кредитование (или дебетование) текущего счета нерезидента в его банке за границей.

Второй способ заключается в использовании рублевого счета нерези­дента типа «Т», открытого им в российском уполномоченном банке.

Рублевый счет типа «Т» (текущий) открывается в соответствии с инст­рукцией Центрального банка РФ от 16 июля 1993 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в ва­люте Российской Федерации).*Он предназначен для обслуживания экспор­тно-импортных операций нерезидента, кроме операций, связанных с осу­ществлением экспорта из РФ товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, а также для со­держания в Российской Федерации представительств и филиалов нерези­дентов.

*Экономика и жизнь. - 1993. -32-34.

Расчеты по экспортно-импортным операциям могут осуществляться только со счетов типа «Т» нерезидентов, имеющих право вести предприни­мательскую деятельность (деятельность, направленную на извлечение при­были) в соответствии с их учредительными документами, документами об их регистрации, разрешениями, выданными российскими уполномоченны­ми органами, и другими документами, определяющими их юридический статус.

Российская Федерация в конце 1996 г. ратифицировала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС),подписанное в июне 1994 г. Это соглашение значительно расширяет правовую базу со­трудничества РФ с ЕС. Одной из официальных целей соглашения является поддержка усилий РФ по развитию рыночной экономики, ее постоянная интеграция в европейское экономическое пространство и создание необхо­димых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между РФ и ЕС.

Значение данного соглашения определяется тем, что в последние годы Европейский Союз превратился в главного партнера России в международ­ном сотрудничестве.

В перспективе ЕС, располагающий мощным потенциалом (финансовым, торговым, промышленным и т.п.), будет играть еще большую роль в рос­сийских внешнеэкономических связях.

Положения соглашения, касающиеся торговли товарами, введены в дей­ствие с февраля 1996 г. на основе Временного соглашения, не требующего ратификации. Первостепенное значение имеют положения, согласно кото­рым режим взаимной торговли РФ и ЕС в целом ряде вопросов определяет­ся нормами и правилами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ),являющегося составной частью правовой базы, созданной в 1995 г., Всемирной торговой организации (ВТО). Применение режима ГАТТ озна­чает распространение на РФ еще до ее вступления в ВТО общепризнанных международных норм и ведет к устранению дискриминации.

По условиям соглашения предоставляемый сторонами на взаимной ос­нове режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответ­ствует правилам ГАТТ. Это означает, что любые преимущества, льготы, имму­нитеты, предоставляемые РФ или ЕС товарам из третьих стран, должны быть немедленно и безусловно предоставлены соответственно товарам ЕС и РФ.

Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, предос­тавляемых соседним странам с целью развития приграничной торговли, в случае создания на региональной основе таможенных союзов и зон свобод­ной торговли (например, по соглашениям России со странами СНГ о Тамо­женном союзе или о зоне свободной торговли), а также развивающимся стра­нам в соответствии с ГАТТ и другими многосторонними соглашениями.

Для России предусмотрены дополнительные исключения из РНБ, кото­рые позволяют ей до момента вступления в ВТО не распространять этот режим на преимущества, предоставляемые другим странам бывшего СССР. Она также может применять специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заклю­ченных с третьими странами и международными организациями.

Применение РНБ в соответствии с правилами ГАТТ обеспечивает при­менение к импорту из РФ минимальных ставок единого таможенного тари­фа ЕС, а также недискриминационный подход при осуществлении проце­дур таможенной очистки (включая оформление документов, досмотр, плом­бирование).

В отношении внутренних налогов и сборов, а также законов, правил и требований, касающихся условий реализации импортных товаров на внут­ренних рынках РФ и ЕС, требуется, как это предусмотрено правилами ГАТТ, предоставление национального режима. Это означает, что и российские то­вары на рынке ЕС, и товары ЕС на рынке России не могут облагаться нало­гами и сборами, более высокими, чем отечественные товары.

Национальный режим применяется также в отношении внутреннего ре­гулирования в ЕС и РФ, касающегося покупки, продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров. Например, тарифы на перевозку грузов по территории ЕС, по условиям соглашения, должны быть одинаковыми для российских товаров и товаров стран ЕС. Возможные раз­личия между ними, связанные с особенностями конкретной транспортной операции, должны быть экономически обоснованы.

Важная роль в развитии торгово-экономических отношений РФ с ЕС от­водится свободе транзита. В соответствии с правилами ГАТТ транзитные товары освобождаются от таможенных пошлин и транзитных сборов, кроме сборов за предоставляемые услуги: по оформлению документов, пере­грузке, складированию.

Соглашение предусматривает взаимное предоставление РФ и ЕС льгот в виде освобождения от импортных пошлин и сборов на временно ввози­мые товары с целью их реэкспорта в неизменном виде или после переработ­ки на предприятиях страны импорта, а также для экспонирования на выс­тавках, ярмарках. Отмена пошлин в таких случаях создает благоприятные условия для деятельности совместных предприятий с участием фирмы РФ и ЕС, для партнеров по кооперации, для российских экспортеров, которые поставляют товары через ЕС в третьи страны.

В соответствии с соглашением теперь окончательно отменяются коли­чественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали и ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение признает, что, поскольку российская экономика находится в стадии структурной перестройки, Россия может быть вынуждена ввести в переходный период определенные ограничения на импорт из ЕС. Основа­нием для введения квот могут быть: структурная перестройка промышлен­ности, серьезные трудности в отраслях экономики, резкое сокращение доли на внутреннем рынке у российских компаний, необходимость защиты вновь возникшего производства. После вступления РФ в ВТО такие исключения применяться не могут.

Соглашение требует обеспечения гласности правовой базы внешнетор­гового регулирования. Это означает обязательную публикацию законов, дру­гих нормативных актов, судебных и административных решений, касаю­щихся условий экспорта, импорта и реализации импортных товаров на внут­ренних рынках ЕС и РФ. Правительства и субъекты экономической деятель­ности РФ и стран ЕС должны быть оперативно информированы о всех из­менениях в этой области. Никакие меры, влекущие за собой ухудшение ус­ловий торговли (повышение ставок таможенных пошлин или внутренних налогов, ограничение или запрещение импорта каких-либо товаров), не могут применяться до официальной публикации соответствующего решения.

РФ и ЕС в случае необходимости могут применять защитные меры и антидемпинговые процедуры.

Условия и порядок введения защитных мер фактически соответствуют правилам ГАТТ и в определенной мере являются гарантией от произволь­ных действий со стороны ЕС, направленных на сдерживание импорта из РФ.

Более предсказуемыми и благоприятными для России становятся усло­вия антидемпинговых процедур, проводимых в ЕС в отношении импорта ряда российских товаров. При определении демпинга должны приниматься во внимание реальные условия формирования цен на конкретные товары на внутреннем рынке РФ, а не произвольные критерии, применявшиеся ранее к РФ как к стране с государственной системой торговли. Как и в случае защитных мер, антидемпинговые пошлины могут вводиться в ЕС только после консультации с РФ.

Соглашение требует устранить ограничения, препятствующие свобод­ной конкуренции, вызванные поведением предприятий или государствен­ным вмешательством, в той мере, в какой это может воздействовать на торгов­лю между РФ и ЕС. Для достижения этой цели стороны договорились обеспе­чить прежде всего применение законов, касающихся нарушения конкуренции предприятиями (путем заключения соглашений о разделе рынка сбыта, источ­ников снабжения, установления монопольных цен). Они также согласились воздерживаться от предоставления экспортной помощи в пользу отдельных предприятий или производства отдельных товаров (кроме сырьевых).

Соглашение обязывает РФ и ЕС обеспечивать адекватную и эффектив­ную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность, включая права на программное обеспечение, патенты, ноу-хау, товарные зна­ки, географические наименования и пр.

Движение товаров и услуг через границу сопровождается движением денег в противоположном направлении. Эти денежные потоки обобщенно отражаются в платежном балансе страны - форме статистической отчетно­сти по международным сделкам.

Платежный баланс представляет собой статистическую запись всех внешнеэкономических сделок или обязательств, осуществляемых в течение определенного отрезка времени между резидентами данной страны и рези­дентами любых других стран мира.

Платежный баланс составляется методом двойной записи международ­ных сделок. Метод базируется на том, что каждой регистрируемой опера­ции соответствует платеж в той или иной форме, а баланс платежей и поступлений должен сходиться.Другими словами, каждая операция представ­лена двумя записями, имеющими одинаковое значение.

Одна из них регистрируется как «кредит» и имеет положительный знак (+), а другая регистрируется как дебет с отрицательным знаком (–), а их сумма должна равняться нулю.

Основополагающим принципом построения платежного баланса явля­ется проведение различия между резидентами и нерезидентами при учете всех торгово-экономических и финансовых сделок.

Сделки можно регистрировать на момент расчета и на момент операций.

Составление платежного баланса на момент расчетаохватывает толь­ко сделки, связанные с наличными платежами. Этот метод учитывает толь­ко фактически произведенные платежи и поступления и не охватывает операции, осуществляемые без наличных расчетов, а также полученные и пре­доставленные кредиты.

Метод регистрации сделки на момент операцииобеспечивает учет раз­личных стадий заграничных операций, отражая все требования и обязатель­ства страны к загранице, в том числе и непогашенные. Этот метод применя­ется в большинстве стран.

Система двойной записи предполагает формальное отсутствие расхож­дений между размерами сальдо по кредитовым и дебетовым счетам. Одна­ко на практике такое состояние является недостижимым, так как из-за слож­ности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во време­ни регистрации сделок и по другим причинам всегда неизбежны различные искажения. Поэтому в платежный баланс включается статья «Чистые ошибки и пропуски».

Сумма, приведенная в этой статье, относительно невелика и стабильна. Если же данная сумма резко возрастает и достигает довольно внушитель­ной величины, то такое положение свидетельствует о незарегистрирован­ном оттоке (или притоке) капиталов.

Поступление валюты в РФ из-за рубежа происходит за счет: экспорта товаров и услуг; доходов по иностранным ценным бумагам (дивиденды, про­центы); доходов, переводимых из-за границы действующими там российс­кими хозяйствующими субъектами; трансфертов; кредитов; инвестиций;

иностранных резервов.

К экспорту услуг относятся платежи за фрахт российских судов, обслу­живание иностранных дипломатов, бизнесменов, туристов на территории РФ и т.п.

ТРАНСФЕРТ - это односторонний перевод денег. К трансфертам отно­сятся переводы пенсий, помощь иностранным государствам и пересылае­мая своим родственникам заработная плата эмигрантов, все программы гу­манитарной помощи, которая предоставляется Российской Федерации. Трансферты включают в себя все переводы, которые не предусматривают обратного потока ресурсов в обмен на полученные денежные средства.

К иностранным резервам относятся суммы валюты или иных резервов, приобретенных или полученных иностранным государством у Банка Рос­сии для создания собственных запасов.

В платежном балансе все сделки объединяются в два раздела:

• счет текущих операций;

• счет операций с капиталом и финансовыми инструментами.

Счет текущихопераций регистрирует операции, связанные с передачей права собственности на товары и услуги, и включает следующие статьи:

товары;

услуги;

оплата труда;

доходы от инвестиций;

текущие трансферты.

Сальдо платежного баланса по текущим операциям равняется сумме сальдо торгового баланса (экспорт-импорт) и сальдо «невидимых операций» (услуги и некоммерческие операции).

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментамирегистри­рует: операции, связанные с передачей права собственности на капитал; опе­рации с активами непроизводственного и нефинансового характера (патен­ты, авторские права и т.п.); операции с финансовыми активами и обязатель­ствами, в том числе приобретение резервных активов.

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами состоит из двух счетов:

счет операций с капиталом;

финансовый счет.

Счет операций с капиталом состоит из капитальных трансфертов. Финансовый счетвключает следующие статьи:

прямые инвестиции;

портфельные инвестиции;

прочие инвестиции (наличная валюта, депозиты, авансы, кредиты и др.);

резервные активы;

поправку к резервным активам.

Прямые инвестиции - это вложения в уставный капитал хозяйствующе­го субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в уп­равлении данным хозяйствующим субъектом.

Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля. К портфельным инвестициям относится вложение капитала в цен­ные бумаги, т.е. покупка акций, облигаций и т.п.

Платежный баланс Российской Федерации за 1995 - 1996 гг. и I полуго­дие 1997 г. по основным агрегатам приведен в табл. 1.1.*

* Экономика и жизнь. - 1997. - № 21. - С. 20-28; Финансовые известия. - 1997. -11 нояб. - С. 3-5.

За 1996 г. Российская Федерация имела положительное сальдо торгово­го баланса. Сложившаяся в результате валютной политики Банка России в 1995 -1996 гг. динамика реального обмена курса рубля к доллару США по­ложительно сказалась на изменении экспорта и импорта. Со второго полу­годия 1996 г. рост экспорта опережал увеличение импортных поставок.

В 1996 г., как и в предыдущие годы, импорт услуг превышал их экспорт. Однако отрицательное сальдо баланса услуг существенно снизилось. Ба­ланс доходов и баланс трансфертов также сложился в пользу нерезидентов.

Таблица 1.1

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4