logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические связи как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными дирек­тивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основа­нии двухсторонних правительственных соглашений и законодательных ак­тов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнетор­говой деятельности в РФ являются:

1) внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопаснос­ти, политических, экономических и военных интересов, а также выполне­ния международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массо­вого уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискри­минация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внеш­неторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

• таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;

• нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицен­зирования и т.п.

Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности.* Другие методы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установ­ления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

* Российская газета. - 1995. - 24 окт.

Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в ча­стности международного инвестиционного сотрудничества, производствен­ной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществля­ется соответствующими федеральными законами и иными правовыми акта­ми РФ.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных струк­турных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспор­тные таможенные пошлины.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ог­раничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в ис­ключительных случаях Правительством РФ в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограни­чений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количествен­ных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкур­са или аукциона или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правитель­ством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, ме­ста регистрации, положения на рынке.

В случае, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Прави­тельство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или пре­дотвращения угрозы причинения такового.

Формами таких защитных мер в отношении импорта товаров являются: количественные ограничения импорта; специальные повышенные таможен­ные пошлины.

Основанием для принятия защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производителя или объединения произ­водителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, не­посредственно конкурирующих с импортными, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Пра­вительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничения.

Как действие защитной меры ее досрочная отмена или продление, а так­же все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливаются Правительством РФ с уче­том международных обязательств РФ.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного наследия народов РФ;

защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограни­чениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности РФ;

защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

выполнение международных обязательств РФ.

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и эко­логическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю. Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

• не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установ­ленным в РФ;

• не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;

• запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

• имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промыш­ленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внеш­неторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и то­варов двойного назначения, а также соблюдения международных обяза­тельств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране дей­ствует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров на экспорт и(или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федераль­ными законами.

Государственная монополия на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и(или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполни­тельной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обяза­ны совершать сделки по экспорту и(или) импорту товаров на основе прин­ципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Уни­тарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная пра­вом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на пригра­ничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельны­ми государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в от­ношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.

Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможен­ного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспорт­ных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает:

1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализиро­ванные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.

Таможенные органы выполняют следующие функции:

• участвуют в разработке таможенной политики и в ее реализации;

• обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешне­экономической деятельности при осуществлении таможенного дела;

• защищают экономические интересы РФ;

• взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

• обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения то­варов и транспортных средств через таможенную границу РФ;

• ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и на­логового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

• осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специаль­ную таможенную статистику РФ;

• ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

• осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизнен­но важных для интересов РФ материалов;

• осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

• обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части касающихся таможенного дела;

• другие функции.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для та­моженных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспорт­ных средств, личного досмотра); учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспош­линной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспорт­ные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законо­дательными актами.

Контроль производится в зонах таможенного контроля, создаваемых вдоль таможенной границы РФ или в других местах.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4