logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности это комплекс мер экономического, административного и технического ха­рактера(за исключением таможенного тарифа), затрудняющих или ограни­чивающих свободную торговлю между государствами.

Этот комплекс мер включает:

• квотирование;

• лицензирование;

• контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.

Квотирование экспорта и импортапредставляет собой количественные или стоимостные ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам (работам, услугам), странам либо группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда этого требуют экономические, политические условия или состояние платежных отношений. Используется в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке. Может служить также в качестве от­ветной меры на дискриминационные действия зарубежных торговых парт­неров. В ряде стран известны так называемые тарифные квоты, в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары обла­гаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превыше­ния установленных ограничений к товарам применяются повышенные став­ки пошлин.

В Российской Федерации современный порядок квотирования и лицен­зирования внешнеэкономической деятельности установлен Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».*

* Российская газета. - 1995. - 24 окт.

Экспорт и импорт в нашей стране осуществляются без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности РФ;

выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внут­реннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка РФ.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количе­ственных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения, конкурса, аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и(или) импорту до суммарного исполнения квоты с пред­ставлением МВЭС России, преимущественного права организациям-изготовителям.

Конкурсы и аукционы организуются и проводятся в соответствии с По­ложением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспор­тных и импортных квот при введении Правительством Российской Феде­рации количественных ограничений,которое утверждено постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ог­раничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».*

* Там же. - 1996. - 19 нояб.

Конкурс проводит межведомственная комиссия по организации прове­дения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот (Комиссия).

Различаются общая квота и квота.

Общая квотапредставляет собой количественные ограничения экспор­та и импорта, вводимые Правительством РФ.

Квота -это доля (часть) общей квоты, определяемая Министерством экономики РФ по согласованию с МВЭС России и доводимая до Комиссии с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе.

Конкурсы бывают открытыми и закрытыми.

Открытый конкурс -это конкурс, в котором могут участвовать любые участники внешнеторговой деятельности. По решению Комиссии откры­тый конкурс может проводиться с предварительной квалификацией. Под предварительной квалификацией понимается отбор претендентов для учас­тия в открытом конкурсе, обладающих опытом практической работы и воз­можностями эффективного экспорта или импорта товара, выставляемого на открытый конкурс. Предварительная классификация проводится в соответ­ствии с положением, утвержденным Комиссией.

Закрытый конкурс -конкурс, в котором могут принять участие только российские участники внешнеторговой деятельности, получившие офици­альное приглашение Комиссии.

Решение о форме проведения конкурса принимает Комиссия.

Организация и порядок проведения конкурса включают следующие этапы:

1) определение предмета конкурса;

2) установление формы проведения конкурса;

3) подготовка и публикация в печати объявления о проведении конкур­са не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса;

4) определение потенциальных участников закрытого конкурса и на­правление им приглашения;

5) составление инструктивных материалов с целью проведения пред­варительной квалификации претендентов для допуска к участию в откры­том конкурсе;

6) подготовка конкурсной документации и распространение ее среди претендентов на коммерческих условиях;

7) прием конкурсных предложений от претендентов. К конкурсному пред­ложению должны быть прилажены банковская гарантия или платежный доку­мент; подтверждающий внесение участником конкурса на специальный счет МВЭС России безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающе­го выполнение условий конкурса. Размер задатка определяется Комиссией по предложению МВЭС России, согласованному с Минфином России. Задаток не возвращается, если победитель откажется заключить соглашение на условиях, изложенных в конкурсном предложении, и не возвращается участнику конкур­са, если он отзовет предложение после окончания срока его приема;

8) проведение предварительной квалификации;

9) оценка поступивших конкурсных предложений и выявление победи­телей конкурса;

10) подписание с победителем конкурса соглашения об условиях и по­рядке реализации квоты.

Претенденты - банкроты, а также претенденты, сообщившие о себе не­достоверные сведения, к участию в конкурсе не допускаются.

Конкурсное предложениевключает конкурсную документа­цию, а также документы, содержащие сведения об участнике конкурса (рек­визиты участника, копии учредительных и регистрационных документов, производственные и финансовые показатели за предыдущий год, письмо банка о платежеспособности участника, ф.и.о. уполномоченных лиц, копию балансового отчета участника конкурса на последнюю отчетную дату, справ­ку о контрактах по товарам, заключенных за последние 12 месяцев, с указа­нием условий и иностранных контрагентов).

Конкурсная документация включает:

• инструкцию по проведению конкурса, в которой излагается порядок подготовки и приема конкурсных предложений, их оценки, получения кон­курсной документации, вскрытия конвертов, объявления результатов кон­курса и проведения переговоров с победителем конкурса;

• техническую часть документации, представляющую собой специфи­кацию товара, квота на который предлагается участникам конкурса;

• коммерческая часть документации, которая включает сведения о цене товара, об условиях поставки и платежа, о графике платежей, об источни­ках финансирования сделки, о расчетах эффективности поставок товара и размере отчислений в федеральный бюджет.

Конкурсные предложения принимаются только в опечатанных двойных конвертах. Во внешнем конверте содержатся сопроводительное письмо и банковская гарантия (платежный документ), во внутреннем конверте - само конкурсное предложение.

Основными критериями отборапри рассмотрении конкурсных предложений являются:

сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный бюджет;

отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

гарантии выполнения условий конкурса;

опыт работы участника конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере.

По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях.

Конкурс считается несостоявшимся, если:

на конкурс поступило менее двух конкурсных предложений;

нет банковских гарантий или платежного документа и конкурсные пред­ложения не отвечают требованиям бюджетной эффективности при экспор­те или импорте товара;

сведения, содержащиеся в документах, являются недостоверными.

Аукционная продажа квот производится российскими товарными бир­жами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и МВЭС России.

При организации и проведении аукционов:

биржам запрещается осуществлять координацию деятельности между участниками аукциона, которая направлена на ограничение конку­ренции;

все участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукци­она в приемлемый срок до начала его проведения;

исключение из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, может быть осуществлено только в случаях нарушения правил проведения аукциона;

ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимуще­ственные условия, в том числе по доступу к конфиденциальной информа­ции и по уменьшению платы за участие в аукционе.

В аукционе должны участвовать не менее 3 участников (лиц или групп лиц). Один участник в ходе одного аукциона не может приобрести более 35% объема квоты, выставляемой на продажу.

Победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день прове­дения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционаМВЭС России через своего уполномочен­ного выдает сертификат на основании банковского подтверждения об опла­те аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов.

СЕРТИФИКАТ - это документ, дающий победителю аукциона право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых и лицензируемых товаров.

Под квотирование при импорте и экспорте попадают наркотические сред­ства, сильнодействующие и ядовитые вещества, которые квотируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278 (приказ ГТК РФ от 29.09.96 № 58).

При импорте товаров под квотирование попадают: спирт этиловый и водка (постановление Правительства РФ от 19.09.96 № 1125), а также по­рох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия (4-й абзац пункта 5.2 приказа МВЭС России от 09.03.94 № 107).

При экспорте товаров под квотирование попадают в соответствии с международными обязательствами РФ: карбид кремния и текстильные товары (нити и пряжа, ткани, одежда мужская, женская, детская верхняя и нижняя, одеяла, пледы, белье постельное, кухонное, прочие готовые текстильные изделия) в страны ЕС, а также товары, содержащие драго­ценные металлы и камни, янтарь и изделия из него в соответствии с поста­новлением Правительства РФ от 16.03.96 № 278 (приказ ГТК России от 23.09.96 №580).

Квота на экспорт карбида кремния устанавливается ежегодно в резуль­тате переговоров МВЭС России с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) и оформляется в виде решения КЕС. Лицензированию подлежит экспорт в объеме установленной квоты в страны ЕС, осуществляемый ВО «Станко-импорт» по генеральной лицензии.

Прочие поставки из России карбида кремния не квотируются и не ли­цензируются.

Квота на экспорт текстильных товаров устанавливается соглашением между РФ и ЕС (парафировано 12.06.93). Квота является ежегодной и опре­деляется по переговорам МВЭС России и КЕС. Экспорт текстиля в другие страны не квотируется и не лицензируется.

Порядок работы по доведению квот, а также порядок приема заяв­лений и выдачи лицензий на экспорт квотируемых товаров установлен Инструкцией о порядке работы по доведению квот, выдаче лицензий и ведению Федерального банка лицензий(приказ МВЭС России от 09.03.94 № 107 ).

Право на вывоз или ввоз квотируемого товара должно быть подтвержде­но лицензией.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осу­ществление экспортных или импортных операций в течение установленно­го срока.Отгрузка товара для экспорта осуществляется после оформления экспортной лицензии.

Лицензирование проводится в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации,утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октяб­ря 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по прода­же квот при введении количественных ограничений и лицензирования экс­порта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».* Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством РФ. Выдача лицензии осуществляется МВЭС России через своих уполно­моченных в регионах.

* Российская газета. - 1996. - 19 нояб.

Для оформления лицензии заявитель представляет в МВЭС России:

заявление;

копию контракта;

копию договора между экспортером (импортером) и производителем (по­требителем) товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

копии учредительных документов;

копии регистрационных документов (для юридических лиц - свидетель­ство о регистрации и справку налогового органа о постановке на учет; для граждан - свидетельство о регистрации в качестве индивидуального пред­принимателя);

решение соответствующего федерального органа исполнительной влас­ти по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта;

разрешение при необходимости соответствующих федеральных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятель­ности;

выписку из протокола Межведомственной комиссии по организации про­ведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот или сертификат МВЭС России, являющиеся основанием для оформления лицензии, в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта.

Предъявляемые заявителем документы регистрируются в МВЭС Рос­сии. Решение о выдаче лицензии или отказе принимаются в течение 25 дней со дня получения заявления.

Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД.

Лицензии бывают разовыми и генеральными.

Разовая лицензиявыдается для осуществления экспортной или импорт­ной операции по одному контракту сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

Срок действия разовой лицензии на экспорт «чувствительных» товаров и технологий двойного назначения определяется в каждом случае исходя из условий конкретной экспортной операции.

Генеральная лицензияоформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определе­ния конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи ге­неральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ.

МВЭС России может отказать в выдаче лицензии по причинам неправиль­ного оформления заявления; сообщения недостоверных сведений о производи­мой экспортной или импортной продукции; включения в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам РФ. Решение об отказе в выдаче лицензий должно быть мотивированным и в письменной форме.

Лицензия не подлежит передаче другому заявителю.

Владелец лицензий направляет оригинал лицензии в таможенный орган РФ по месту регистрации. Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг).

МВЭС России имеет право приостановить действие выданной лицен­зии или аннулировать ее в случае нарушений условий действия лицензии или законодательства РФ, а также по представлению владельцем лицензии соответствующего заявления.

При экспорте или импорте квотируемых и лицензированных товаров лицензии (разрешения) выдаются:

в МВЭС России - на ввоз и вывоз военной техники, специальных комп­лектующих изделий для их производства, работ и услуг в области военно-технического сотрудничества;

в Управлении уполномоченного МВЭС России по Центральному райо­ну - на ввоз и вывоз пороха, взрывчатых веществ, средств взрывания и пи­ротехнических изделий, используемых для промышленных нужд (такое право предоставлено АО «Нитровзрыв», всем другим организациям только с разрешения Правительства РФ); ядерного экспорта и импорта; драгоцен­ных металлов и камней и товаров с их использованием, янтаря и изделий из него; текстильных товаров;

в Управлениях уполномоченных МВЭС России по различным регионам РФ выдачи лицензий на экспорт янтаря и изделий из него осуществляется в Управлении уполномоченного МВЭС России по Калининградской области.

Порядок внесения изменений в выданную лицензию установлен разде­лом 10 приказа МВЭС РФ № 107 от 09.03.94, а порядок приостановления или аннулирования лицензии разделом 11 вышеназванного приказа.

Порядок оформления заявлений и выдачи экспортных и импортных ли­цензий определен в приложении 2 к вышеназванному приказу МВЭС (Ме­тодические указания о порядке оформления заявлений и выдачи экспорт­ных и импортных лицензий*). Образец заполнения лицензий приводится в инструктивном письме МВЭС России № 10-42/4625 от 13.11.92.

* Экономика и жизнь. - 1994. - № 22.

Лицензии оформляются в соответствии с Инструкцией о порядке рабо­ты по доведению квот, выдаче лицензий и ведению Федерального банка ли­цензий, а также Методических указаний о порядке оформления заявлений и выдачи экспортных и импортных лицензий - приказ МВЭС России № 107 от 09.03.94 (инструкция предназначена для уполномоченных и сотрудников МВЭС России).

По вопросам лицензирования действуют следующие нормативные до­кументы ГТК России:

• приказ ГТК России № 610 от 12.02.92 «О порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Рос­сийской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 27.06.96);

• письмо № 01-20/8401 от 23.08.93 «Положение о взаимодействии меж­ду ГТК России и МВЭС России при контроле лицензий». Лицензии, запол­ненные с нарушением установленного порядка, таможней не принимаются, возвращаются с пояснительной запиской с указанием основания для отказа на бланке таможни. После этого документы передаются уполномоченному МВЭС России, который выдает новую лицензию или признает решение та­моженного органа необоснованным. Решение принимается в письменной форме. В спорной ситуации окончательное решение принимает Главное уп­равление нетарифного регулирования ВЭД МВЭС России (ГУР ВД);

• приказ ГТК России № 230 от 26.05.94 «О совершенствовании контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров». В этом документе приводит­ся Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров (в ней рассматриваются вопросы таможен­ного оформления и контроля);

• приказ ГТК России № 149 от 19.03.96 о лицензировании экспорта това­ров. При экспорте ряд товаров, приведенных в приказе, выдается лицензия МВЭС России. В этом приказе приводятся перечни товаров (приложение 1 и 2). Здесь же приведен перечень министерств и ведомств, согласующих выдачу лицензий;

• приказ ГТК России № 150 от 19.03.96 о лицензировании импорта. Ли­цензия выдается МВЭС России. В ней приведен перечень товаров и пере­чень министерств и ведомств, согласующих выдачу лицензии.

Порядок ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащих их продукции установлен в приказе ГТК России № 336 от 31.05.96 (приложе­ние к приказу). Для ввоза и вывоза таких товаров необходима лицензия МВЭС России, выданная на основании решения Государственного комите­та по охране окружающей среды и только для стран - сторон Монреальско­го протокола. Решение принимается в виде письма; оригинал направляется заявителю, копия - в МВЭС России. В письме ГТК России № 01-15/20163 от 02.09.96 установлен порядок определения содержания в товарах озоно­разрушающих веществ, что входит в компетенцию Госкомитета по охране окружающей среды РФ. Порядок ввоза и вывоза радиоактивных веществ и изделий на их основе (кроме тех, на которые распространяется система эк­спортного контроля, и ряда других) установлен в приказе ГТК РФ № 277 от 07.05.96. На радиоактивную продукцию медицинского назначения требует­ся согласование в Минздравмедпроме РФ.

Экспорт и импорт продукции, работ и услуг военного назначения осу­ществляется по лицензиям, выдаваемым Государственным комитетом РФ по военно-технической политике, на основании Положения о порядке ли­цензирования в Российской Федерации экспорта и импорта продукции, ра­бот и услуг военного назначения,* утвержденного постановлением Прави­тельства РФ от 04.09.95 № 879. Указом Президента РФ от 20 августа 1997 г. № 907 утверждено Положение о порядке осуществления в Российской Фе­дерации контроля внешнеэкономической деятельности в отношении про­дукции военного назначения.**

* Экономика и жизнь. - 1995. - № 41.

** Российская газета. - 1997. - 26 авг.

На высвобождаемое военное имущество распространяется порядок ли­цензирования экспорта военного назначения, если имущество относится к продукции военного назначения. Отнесение продукции к продукции воен­ного или невоенного назначения поручено Комитету по военно-техничес­кой политике Минобороны РФ (письмо ГТК России № 01-15/12639 от 16.07.96).

Высвобождаемое военное имущество экспортируется только по контрак­там, заключенным Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны РФ и заверенным уполномочен­ным лицом Госкомимущества России, а также при условии предоставления лицензии ГКВТП России, в случае если высвобождаемое имущество отно­сится к продукции военного назначения (письмо ГТК России № 01-15/1256 oт 24.01.96).

На товары военного назначения распространяется Положение о поряд­ке лицензирования. В таможенные органы представляется лицензия ГКВТП России (приказ ГТК России № 635 от 23.10.95), при этом на поставку комп­лектов продукции военного назначения оформляются лицензии только с ука­занием чертежных или конструкторских документов на комплект. Заявле­ние на получение лицензии на экспорт согласовывается в Минобороне РФ, на импорт - также с министерствами и ведомствами, в интересах которых осуществляются закупки.

Особый порядок установлен на ввоз, вывоз и транзит промышленных отходов (лицензирование, запрещение ввоза и транзита) постановлением Правительства РФ № 766 от 01.07.96 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» (приказ ГТК РФ № 781 от 26.12.96). При этом копия лицензии МВЭС России представляется в таможенный орган, расположенный в месте ввоза.

Экспорт и импорт лекарственных средств, сырья и субстанций осу­ществляется на основе разрешения Министерства здравоохранения РФ (письмо ГТК РФ № 01-13/1729 от 10.03.93 - Положение о порядке, образец разрешения).

При перемещении наркотических средств, сильнодействующих и ядо­витых веществ необходима лицензия МВЭС России (приказ ГТК России № 580 от 23.09.96). Основаниями для выдачи лицензии являются сертифи­кат Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздравмедпроме РФ, разрешение Минздравмедпрома РФ. При ввозе ядовитых веществ тре­буется разрешение Минприроды РФ.

При ввозе и вывозе драгоценных камней, драгоценных металлов, янта­ря и изделий из него необходима лицензия МВЭС России (приказ ГТК Рос­сии № 122 от 01.04.94).

Порядок лицензирования не распространяется на аффинированные (т.е. очищенные от примесей) драгоценные металлы и необработанные природ­ные драгоценные камни, которые перемещаются в соответствии с Законом РФ «Овалютном регулировании и валютном контроле»*

* Российская газета. - 1992. - 4 нояб.

Для перемещения руд и концентратов цветных и черных металлов нуж­но представление сертификата химического состава, подтверждающего от­сутствие в них драгоценных металлов (указание ГТК России № 01-12/979 от 07.09.94 - нормы содержания драгметаллов, указание ГТК России №01-12/504 от 08.06.94-порядок пропуска, образец сертификата химичес­кого состава).

На ввоз и вывоз некоторых товаров необходимо представление разреше­ний различных государственных органов. Так, для перемещения информа­ции о недрах необходимо дополнительное решение Роскомнедр, при ввозе средств цветного копирования (в пункте пропуска) - сертификат соответ­ствия кинофильмов и видеофильмов -дополнительное письменное заявле­ние, при экспорте судов морского и «река - море» плавания - согласие Ми­нистерства транспорта РФ, при ввозе радиоэлектронных средств - разреше­ния Главгоссвязьнадзора РФ.

Вывоз и ввоз памятных монет из драгоценных и недрагоценных метал­лов только для юридических лиц - резидентов осуществляются на основа­нии специального разрешения Банка России, ввоз - без ограничений.

Импорт и экспорт ветеринарных биологических и химических материа­лов осуществляются по разрешениям Главного управления ветеринарии Минсельхозпрода РФ. Вывоз культурных ценностей регулируется Законом РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей».

При ввозе и вывозе зерна и продуктов его переработки необходим сер­тификат качества хлебопродуктов, который выдают органы Госхлебинспекции.

При ввозе мяса и мясопродуктов необходимо разрешение органов вет­надзора и санэпиднадзора.

При ввозе растительных грузов необходимо представление разрешений органов по карантину растений.

Вывоз и ввоз видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой уничтожения, в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1973 г. (СИТЕС) осуществляются при разрешении Минприроды РФ.

Вывоз и ввоз боевого, служебного и гражданского оружия регламенти­руются Законом РФ «Об оружии».

Особое место во внешнеэкономической деятельности занимают товары и технологии двойного назначения.

Товары и технологии двойного назначения -это оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения и военной техники, в том числе оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, ядерного) и ракетных средств его доставки.

Экспорт товаров и технологий двойного назначения находится под конт­ролем Федеральной службы России по валютному и экспортному контро­лю. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о порядке кон­троля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется,*утвержденным постанов­лением Правительства РФ № 1172 от 07.10.96.

* Экономика и жизнь. - 1996. - № 45.

Порядок контроля экспорта товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для использования в невоенных целях, предусматривает:

согласование проекта международных договоров РФ, предусматриваю­щих передачу товаров и технологий двойного назначения;

подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза товаров и тех­нологий двойного назначения;

лицензирование экспорта товаров и технологий двойного назначения;

таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых за пре­делы РФ товаров и технологий двойного назначения, если иное не установ­лено законодательными актами РФ, решениями Президента РФ и Прави­тельства РФ.

Проекты международных договоров Российской Федерации (независи­мо от их формы и наименования), предусматривающие передачу в зарубеж­ные страны товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для ис­пользования в невоенных целях, подлежат обязательному согласованию с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), МВЭС России, МИД России.

В контракте (договоре, соглашении) на экспорт из РФ товара или техно­логии двойного назначения должны быть указаны:

цель и место использования предмета экспорта;

конечный пользователь;

обязательства импортера о том, что предмет экспорта будет использо­ваться исключительно в заявленных целях и не будет реэкспортироваться или передаваться кому бы то ни было без письменного согласия экспортера. В случае если импортер является посредником, аналогичные обязательства в письменной форме должны быть также приняты конечным пользователем.

В отдельных случаях экспортные сделки с товарами и технологиями двойного назначения должны совершаться на условиях, предоставленных российскому экспортеру его иностранным контрагентом;

права осуществления проверки использования конечным пользователем предмета экспорта в соответствии с заявленными целями;

сертификата подтверждения доставки либо иного документа, выданно­го таможенным органом страны конечного использования и подтверждаю­щего ввоз предмета экспорта на ее территорию.

Необходимость выполнения указанных условий определяется ВЭК по результатам межведомственной проработки обстоятельств конкретной экспортной сделки, а также на основании оценки рисков, связанных с этой сделкой.

Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС России. Основанием для оформ­ления лицензии является заключение ВЭК о возможности экспорта товаров и технологий двойного назначения.

Для получения заключения ВЭК экспортер направляет в ее адрес следу­ющие документы:

• заявление на выдачу заключения;

• нотариально заверенную копию свидетельства о своей государствен­ной регистрации;

• копию контракта (договора, соглашения) на экспорт товара или техно­логии двойного назначения. Копия контракта (договора, соглашения) долж­на быть заверена подписью руководителя или уполномоченного на то долж­ностного лица и печатью организации экспортера. На копии контракта (до­говора, соглашения) должна быть также указана дата ее выдачи и сделана отметка о местонахождении оригинала;

• выписку из торгового реестра или иной документ, подтверждающий регистрацию импортера (конечного пользователя) в соответствии с законо­дательством страны его местонахождения;

• документы, содержащие обязательства импортера (конечного пользо­вателя) - в случае отсутствия этих обязательств в тексте контракта;

• импортный сертификат или его аналог.

Заявление на выдачу заключения о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения, созданных за счет средств федерального бюджета, подлежит обязательному согласованию с министерством (ведом­ством) РФ, осуществляющим функции государственного заказчика.

Документы на иностранном языке представляются экспортером с при­ложением их заверенных переводов на русский язык.

ВЭК направляет свое заключение в МВЭС России и экспортеру, кото­рый в течение 6 месяцев с даты подписания указанного заключения должен представить его в МВЭС России для оформления лицензии.

Необходимым условием для таможенного оформления иностранных то­варов, ввозимых на территорию РФ с целью переработки, является наличие лицензии, выданной МВЭС России на экспорт продуктов их переработки.

Вывоз из РФ товаров и технологий двойного назначения для временно­го использования на территории зарубежных государств без передачи их какому-либо иностранному лицу с последующим возвратом на территорию РФ осуществляется без лицензии на основании заключения ВЭК о возмож­ности такого вывоза в порядке, определенном законодательством РФ.

Для получения соответствующего заключения участник внешнеторго­вой деятельности, осуществляющий указанный вывоз (т.е. заявитель), направляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному кон­тролю;

заявление о выдаче заключения;

нотариально заверенную копию свидетельства о своей государственной регистрации;

обязательство об обратном ввозе товара или технологии двойного на­значения либо продукта (продуктов) их переработки в установленные сро­ки в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы

1. Перечислите принципы регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

2. Какие существуют методы регулирования внешнеторговой деятельности?

3. Какие функции выполняют таможенные органы?

4. Какие таможенные режимы действуют в Российской Федерации?

5. Что понимается под реимпортом и реэкспортом товаров?

6. Что представляет собой таможенная декларация?

7. Что такое таможенный склад?

8. Что такое преференция?

9. Что такое адвалорные ставки таможенных пошлин?

10. Какие пошлины входят в понятие особые виды пошлин?

11. Кратко охарактеризуйте методы определения таможенной стоимости импортных (ввозимых) товаров.

12. Кратко охарактеризуйте основной метод определения таможенной сто­имости экспортируемых (вывозимых) товаров.

13. Что такое открытый и закрытый конкурс по продаже квот?

14. Чем отличаются квота и общая квота?

15. В каких случаях конкурс по продаже квот считается несостоявшимся?

16. В чем заключается лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг)?

17. Что такое генеральная и разовая лицензия?

18. Что понимается под терминам «товары и технология двойного назначе­ния»?

19. Какой предельный лимит квоты, выставленной на продажу, может приобрести один участник в ходе одного аукциона?

20. Что включает конкурсная документация?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4