4.3. Формы, виды и разновидности туризма
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм.
Под классификацией форм туризмаследует понимать их группировку по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.
В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:
форму туризма;
вид туризма;
разновидности туризма.
Форма туризма связана с тем, пересекает ли турист государственную границу своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит страновый признак.
По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и международный.
Внутренний туризм -это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.
Международный туризм -это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. Он бывает выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Международный туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно свести в три группы: демографические, экономические, социальные.
К демографическим факторамотносятся: рост населения мира, процесс урбанизации, приводящий к концентрации населения и формированию подвижного стереотипа жизни. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Возрастает интерес друг к другу народов различных стран, имеющих общий родственный язык, что связано прежде всего с отсутствием языкового барьера, общностью истории и культуры.
Экономические факторысвязаны с развитием мировой экономики, где наблюдается устойчивая тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие этого, увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического прогресса в отрасли туризма, увеличение доходов населения. Развитие материально-технической базы иностранного туризма, создание новых форм приема и обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений, вовлечению в рекреационную сферу новых мест.
Социальные факторы- это факторы, связанные с условиями жизни и деятельности человека. Прямое воздействие на развитие международного туризма оказывает увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, а также тенденция деления отпуска на две части, что позволяет в течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию туризма способствует также и понижение возраста выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так называемого третьего возраста.
Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.
Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну или региона.
Путешествие граждан одной страны в другие государства или выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.
Формы туризма по наиболее характерным признакам делятся на отдельные разновидности. К этим признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.
В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.
Рекреационный туризм- это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется туризмом «конца недели».
Познавательный, иликультурный, туризм- это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
В научном туризмепреобладает посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.
Деловой туризм(поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.
Путешествие одного человека по собственному плану, включающему определение районов посещения, продолжительность остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие группы людей (в том числе и семьи) на тех же условиях или по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.
Путешествие одного туриста или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленному туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.
Организованные туристы обеспечиваются комплексом туристских услуг по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также относятся те, кто на определенный срок приобрел лишь часть туристских услуг (например, курсовку только на питание).
Путешествие отдельного туриста или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим субъектом, называется самодеятельным(неорганизованным)туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
Стационарный туризмсвязан с постоянным местом размещения туриста на весь период действия туристской путевки. Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).
Социальный туризм- это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
По интенсивности туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.
Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами данного туристского региона делятся на пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти не посещаемый туристами) сезоны.
По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм- это туризм, когда продолжительность путешествия не превышает трех суток.
Продолжительный туризм- это туризм, при котором срок путешествия более трех суток. В зависимости от сроков пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туризма.
Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей (т.е. его затрат на транспорт). В зависимости от возраста туристов выделяют детский, молодежный, зрелый туризм.
Исходя из используемых транспортных средств для передвижения туристов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и общественного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.
По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный обмен туристскими группами. Безвалютный обменпредставляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых услуг в течение определенного количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату предоставляемых услуг платежами в валюте, оговоренной партнерами: как правило, в двухсторонних соглашениях определяется валютная стоимость одного комплексного дня обслуживания.
Классификацию форм туризма можно представить следующей схемой (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Классификация форм туризма
В послевоенные годы в практике международного туризма быстрыми темпами стали развиваться парадорес и таймшер.
П a p aд о р е с (англ. parade -выставлять на показ) представляет собой использование старинных замков и дворцов под туристские гостиницы и для экскурсионных целей, чтобы сохранить национальное архитектурное наследие страны.
Таймшер(англ. timeshare -разделение времени) - совместное владение недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, пропорционально денежному взносу. Время пользования измеряется в неделях, которые сгруппированы в три цвета (красный - самый дорогой, белый и голубой) и отражают динамику спроса по сезонам.
Владелец, точнее совладелец, кондоминиума (т.е. совместного владения) может отдыхать в приобретенных аппартаментах в «свои» недели или обменять место отдыха на аналогичное в рамках «цвета».
В 1971 г. создана глобальная система RCI (Recort Condominiums International),т.е. это система приобретения долговременной аренды (на 25-30 лет) и обмена коттеджей на знаменитых курортах практически во всем мире (2400 отелей и курортов).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46