logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

4.3. Формы, виды и разновидности туризма

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм.

Под классификацией форм туризмаследует понимать их группировку по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей ту­ристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:

форму туризма;

вид туризма;

разновидности туризма.

Форма туризма связана с тем, пересекает ли турист государственную границу своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит страновый признак.

По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и между­народный.

Внутренний туризм -это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживаю­щих в РФ.

Международный туризм -это туризм в другую страну, т.е. иностран­ный туризм. Он бывает выездной и въездной. Выездной туризм - это путе­шествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах Российской Федера­ции лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Между­народный туризм развивается под влиянием множества факторов, кото­рые можно свести в три группы: демографические, экономические, соци­альные.

К демографическим факторамотносятся: рост населения мира, процесс урбанизации, приводящий к концентрации населения и фор­мированию подвижного стереотипа жизни. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Возрастает интерес друг к другу народов раз­личных стран, имеющих общий родственный язык, что связано прежде все­го с отсутствием языкового барьера, общностью истории и культуры.

Экономические факторысвязаны с развитием мировой экономики, где наблюдается устойчивая тенденция увеличения производ­ства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие этого, увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического прогресса в отрасли туризма, увеличение доходов на­селения. Развитие материально-технической базы иностранного туризма, создание новых форм приема и обслуживания туристов способствуют ин­тенсификации туристских передвижений, вовлечению в рекреационную сферу новых мест.

Социальные факторы- это факторы, связанные с условиями жизни и деятельности человека. Прямое воздействие на развитие междуна­родного туризма оказывает увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, а также тенденция деления отпуска на две части, что позволяет в течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию туриз­ма способствует также и понижение возраста выхода на пенсию, что с уче­том увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так называемого третьего возраста.

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм слу­жит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну или региона.

Путешествие граждан одной страны в другие государства или выезд турис­тов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный ту­ризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.

Формы туризма по наиболее характерным признакам делятся на отдель­ные разновидности. К этим признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, про­должительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие раз­новидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм- это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы. Передвижение людей в выход­ные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется туриз­мом «конца недели».

Познавательный, иликультурный, туризм- это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечатель­ностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

В научном туризмепреобладает посещение конгрессов, сим­позиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм(поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стаци­онарный и передвижной туризм.

Путешествие одного человека по собственному плану, включающему опре­деление районов посещения, продолжительность остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие группы людей (в том числе и семьи) на тех же условиях или по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.

Путешествие одного туриста или группы туристов по точному маршру­ту и регламенту, установленному туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны между собой взаимными тре­бованиями и обязательствами.

Организованные туристы обеспечиваются комплексом туристских ус­луг по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также относятся те, кто на определенный срок приобрел лишь часть туристских услуг (например, курсовку только на питание).

Путешествие отдельного туриста или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим субъек­том, называется самодеятельным(неорганизованным)туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

Стационарный туризмсвязан с постоянным местом разме­щения туриста на весь период действия туристской путевки. Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).

Социальный туризм- это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

По интенсивности туристских путевок различают постоянный и се­зонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посеще­ние туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно прежде всего для наиболее известных цент­ров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курор­тов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.

Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в опреде­ленное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные туристские регионы. Реги­оны, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двух­сезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами данного туристского региона делятся на пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагру­женный, почти не посещаемый туристами) сезоны.

По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм- это туризм, когда продолжительность путешествия не превыша­ет трех суток.

Продолжительный туризм- это туризм, при котором срок путешествия более трех суток. В зависимости от сроков пребывания в путе­шествии существенным образом изменяются потребности туризма.

Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном) мар­шруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составля­ющей (т.е. его затрат на транспорт). В зависимости от возраста туристов выделяют детский, молодежный, зрелый туризм.

Исходя из используемых транспортных средств для передвижения турис­тов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и обще­ственного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного ту­ристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относят­ся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.

По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный обмен туристскими группами. Безвалютный обменпредставляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предостав­ляемых услуг в течение определенного количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной ос­нове предполагает оплату предоставляемых услуг платежами в валюте, ого­воренной партнерами: как правило, в двухсторонних соглашениях опреде­ляется валютная стоимость одного комплексного дня обслуживания.

Классификацию форм туризма можно представить следующей схемой (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Классификация форм туризма

В послевоенные годы в практике международного туризма быстрыми темпами стали развиваться парадорес и таймшер.

П a p aд о р е с (англ. parade -выставлять на показ) представляет собой использование старинных замков и дворцов под туристские гостиницы и для экскурсионных целей, чтобы сохранить национальное архитектурное наследие страны.

Таймшер(англ. timeshare -разделение времени) - совместное владе­ние недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, пропорционально денежному взносу. Время пользования измеряется в неделях, которые сгруппированы в три цвета (красный - самый дорогой, белый и голубой) и отражают динами­ку спроса по сезонам.

Владелец, точнее совладелец, кондоминиума (т.е. совместного владения) может отдыхать в приобретенных аппартаментах в «свои» недели или об­менять место отдыха на аналогичное в рамках «цвета».

В 1971 г. создана глобальная система RCI (Recort Condominiums International),т.е. это система приобретения долговременной аренды (на 25-30 лет) и обмена коттеджей на знаменитых курортах практически во всем мире (2400 отелей и курортов).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4