Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
(нейтральное представление)
(млн долл.)
Основные агрегаты | 1995 | 1996 | I полугодие 1997 |
Счет текущих операций | 9501 | 9342 | 4988 |
Товары и услуги | 12726 | 14375 | 7709 |
Экспорт товаров и услуг | 91611 | 99112 | 47031 |
Импорт товаров и услуг | -78884 | -84737 | -39322 |
Товары | 21468 | 20886 | 9878 |
Экспорт товаров (ФОБ) | 81553 | 88463 | 40996 |
Импорт товаров (ФОБ) | -60085 | -67577 | -31118 |
Услуги | -8742 | -6511 | -2169 |
Экспорт услуг | 10058 | 10649 | 6035 |
Импорт услуг | -18800 | -17160 | -8204 |
Доходы от инвестиций и оплата труда | -3334 | -5198 | -2675 |
полученные | 4292 | 4231 | 3077 |
выплаченные | -7626 | -9429 | -5752 |
Оплата труда | -303 | -400 | -169 |
полученная | 166 | 102 | 113 |
выплаченная | -469 | -502 | -282 |
Доходы от инвестиций | -3031 | -4798 | -2507 |
полученные | 4126 | 4129 | 2964 |
выплаченные | -7157 | -8927 | -5470 |
Текущие трансферты | 108 | 165 | -46 |
полученные | 764 | 699 | 152 |
выплаченные | -656 | -535 | -197 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -1440 | -1962 | -718 |
Счет операций с капиталом | -347 | -463 | -217 |
Капитальные трансферты | -347 | -463 | -217 |
полученные | 3122 | 3066 | 1171 |
выплаченные | -3469 | -3529 | -1388 |
Финансовый счет | -1093 | -1499 | -502 |
Прямые инвестиции | 1711 | 2158 | 1877 |
заграницу | -306 | -322 | -931 |
в Россию | 2017 | 2480 | 2808 |
Портфельные инвестиции | -1436 | 7331 | 13182 |
активы | -1525 | -142 | 146 |
обязательства | 88 | 7473 | 13036 |
Прочие инвестиции | 7943 | -12344 | -6161 |
активы | 3550 | -27658 | -5962 |
наличная иностранная валюта | -10 | -8515 | -3918 |
текущие счета и депозиты | 4370 | -915 | 796 |
торговые кредиты и авансы | 8040 | -9500 | -4837 |
ссуды и займы предоставленные (непросроченные) |
8558 |
9536 |
6528 |
просроченная задолженность | -10553 | -9475 | -907 |
изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке |
-3818 |
-4225 |
|
изменение задолженности по своевременно непогашенным |
| -4300 | -404 |
импортным авансам |
|
|
|
прочие активы | -3037 | -263 | 380 |
Обязательства | 4393 | 15314 | -198 |
наличная национальная валюта | 188 | -93 | -15 |
текущие счета и депозиты | 2443 | 1570 | -7425 |
торговые кредиты и авансы | -8090 | -760 | 846 |
ссуды и займы привлеченные (непросроченные) | 7741 | 10756 | 4719 |
просроченная задолженность | 1131 | 2692 | 1889 |
прочие обязательства | 980 | 1148 | -212 |
Резервные активы | -10386 | 2841 | -9478 |
Поправка к резервным активам* | 1076 | -1484 | 78 |
Чистые ошибки и пропуски | -8061 | -7380 | -4270 |
Общее сальдо | 0 | 0 | 0 |
* В статистике чистых международных резервов Российской Федерации в состав валютных резервов включаются ликвидные активы Банка России и Минфина России в банках-резидентах, что не соответствует методологии составления платежного баланса. В связи с этим к статье «резервные активы» введена условная поправка.
|
Таким образом, положительное сальдо в целом по счету текущих операций оказалось меньше сальдо торгового баланса.
Активное сальдо по счету текущих операций, отражающее факт превышения внутренних сбережений над внутренними инвестициями, в условиях продолжавшегося в России экономического спада означало, что часть внутренних сбережений, которая не шла на наращивание капитала внутри страны, инвестировалась в иностранные активы. Соответственно сальдо финансового счета сложилось отрицательным.
Особенностью рассматриваемого периода явилось значительное увеличение (почти в 4 раза) притока иностранных инвестиций в страну во всех формах: прямые и портфельные инвестиции, иностранные кредиты и другие (25,3 млрд дол. в 1996 г. против 6,5 млрд дол. в 1995 г.). Решающую роль сыграл прирост инвестиций нерезидентов в российские государственные ценные бумаги. В феврале 1996 г. Банком России был введен в действие новый официальный механизм инвестирования, снявший ряд ограничений на операции нерезидентов с ГКО-ОФЗ. В течение года происходила постепенная либерализация рынка данных финансовых инструментов для иностранных участников и как результат - объем средств, инвестированных ими на данном сегменте рынка государственных ценных бумаг, значительно вырос к концу отчетного года.
О повышении доверия к России со стороны международного финансового сообщества свидетельствует успешное размещение Минфином России первого выпуска еврооблигаций. В октябре 1996 г. ведущими рейтинговыми агентствами мира Moody's, IBCA, Standard & Poor's ценным бумагам Правительства России был присвоен достаточно высокий рейтинг, сравнимый с рейтингом таких стран, как Мексика, Словакия и Индия, и выше, чем у Турции, Бразилии.
Присвоение рейтинга позволит рассчитывать не только на привлечение средств широкого круга иностранных инвесторов на рынок государственных долговых обязательств, но и стимулировать их интерес к ценным бумагам российских корпораций.
Устойчивости платежного баланса способствовали также успешные переговоры с Парижским клубом, в результате которых удалось снизить нагрузку на экономику, связанную с текущим обслуживанием внешнего долга.
Следует отметить, что, несмотря на сложную внутриэкономическую и внутриполитическую ситуацию в России в 1996 г., органам денежно-кредитного регулирования удалось сохранить золотовалютные резервы страны на достаточном для выполнения обязательств государства уровне.
Положительное сальдо по счету текущих операций составило 9,3 млрд дол. США против 9,5 млрд. дол. в 1995 г. Его доля в объеме валового национального располагаемого дохода, включающего в себя внутренние расходы экономики на потребление и накопление и сальдо счета текущих операций, составила 2,1% против 2,6% в предыдущем году.
Баланс товаров и услуг в 1996 г. сложился с положительным сальдо в размере 14 млрд дол. Экспорт товаров и услуг составил 99 млрд дол. против 92 млрд дол. в 1995 г., его доля в объеме внутреннего валового продукта (ВВП) в текущих ценах сократилась до 22% при 25% в предшествующем году. Импорт товаров и услуг равнялся 85 млрд дол., или 19% от ВВП страны против аналогичных показателей предыдущего года, составлявших 79 млрд дол. и 22%. Следует указать, что прирост номинального размера ВВП в долларовом выражении составил в 1996 г. 23% в отличие от его реального объема, сократившегося на 6%.
Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций и оплаты труда составило 5,2 млрд дол., в том числе оплата труда нерезидентов превышала соответствующие доходы россиян за рубежом на 0,4 млрд дол., а график платежей нашей страны за использование привлеченных иностранных инвестиций на 4,9 млрд дол. был больше по сравнению с графиком поступления доходов из-за рубежа.
Официально учтенный размер оплаты труда нерезидентов, временно занятых в экономике нашей страны, составил в 1996 г. 0,5 млрд дол. и был на 7% больше, чем в предыдущем году. Свыше 60% этих средств было выплачено гражданам стран СНГ.
График инвестиционных доходов за указанный период предусматривал получение Россией средств в сумме 4,1 млрд дол., что примерно соответствует уровню 1995 г. График платежей, характеризующий текущую стоимость обслуживания внешнего долга (проценты) экономики в целом, сложился на уровне 8,9 млрд дол., прирост за год составил 25%.
Отношение размера процентных платежей по графику всех секторов экономики к ВВП (в текущих ценах) было равно в 1996 г., как и в предыдущем, 2%.
По текущим трансфертам сложилось положительное сальдо в размере 0,2 млрд дол., при этом сократились как размеры поступлений гуманитарной и технической помощи от иностранных государств, так и безвозмездные передачи средств Россией за рубеж. Полученная гуманитарная помощь составила 0,7 млрд дол. против 0,8 млрд дол. в 1995 г. Формально учтенный ГТК России объем поступления гуманитарной и технической помощи был значительно большим. Однако необходимо отметить, что с целью избежания уплаты таможенных пошлин под видом помощи нередко завозились табак, табачные изделия и алкогольные напитки. В целом за год поставки таких товаров составляли до 40% предоставленной помощи.
Отрицательное сальдо операций, отнесенных в платежном балансе к счету операций с капиталом и финансовыми инструментами, составило в 1996 г. 2,0 млрд дол.
Наиболее весомой статьей счета операций с капиталом оказалась статья «Трансферты, связанные с миграцией населения», отражающая суммарную стоимостную оценку потоков имущества, финансовых активов и обязательств, сопровождающих перемещение мигрантов в нашу страну и из нее. Миграционные потоки между Россией и странами СНГ были преобладающими. Наряду с политическими причинами последнее было обусловлено и экономическим фактором: относительно более высоким уровнем жизни в России по сравнению с другими странами СНГ. Этим, в частности, объясняется, во-первых, то, что количество мигрантов, прибывших в Россию в 1996 г., в два раза больше, чем количество выехавших; во-вторых, стоимостная оценка вывезенных из России мигрантами ресурсов (3,5 млрд дол.) превышает оценку соответствующих средств, ввезенных в Россию (2,7 млрд дол.).
Помощь правительства Германии по финансированию жилищного строительства, также классифицируемая в платежном балансе как капитальный трансферт, в стоимостном выражении составила около 0,4 млрд дол. (для сравнения в 1995 г. - около 0,8 млрд дол.).
В целом отрицательное сальдо счета операций с капиталом в 0,5 млрд дол. свидетельствует об уменьшении национального богатства России в результате операций, связанных с некомпенсированным обменом экономическими ценностями между резидентами и нерезидентами.
Сальдо финансового счета сложилось в 1996 г. отрицательным (-1,5 млрд дол., в 1995 г. - 1,1 млрд дол.), что явилось результатом опережающего роста иностранных активов резидентов по сравнению с темпом увеличения их иностранных обязательств.
Анализ данных платежного баланса указывает на возрастающую роль в экономике РФ иностранных инвестиций. Если в 1994 - 1995 гг. их зарегистрированный приток во всех формах был сопоставим с 2% ВВП, то в 1996 г. этот показатель составил уже 5,6% ВВП.
Структура ввозимого капитала существенно изменилась. Характерным для 1996 г. был рост доли портфельных инвестиций при относительном снижении значения прочих форм инвестирования, основу которых составляют иностранные кредиты, полученные Правительством РФ (табл. 1.2).
Чистый приток капитала в форме прямых и портфельных инвестиций в экономику РФ составил в 1996 г. 9,5 млрд дол. против 0,3 млрд дол. в 1995 г. Положительное сальдо по прямым инвестициям сложилось в 2,2 млрд дол., по портфельным - в 7,3 млрд дол.
Прямые инвестиции в экономику страны в отчетном периоде увеличились по сравнению с 1995 г. на 23% и составили 2,5 млрд дол. Основным объектом инвестирования продолжал оставаться сектор нефинансовых предприятий. Инвестиции преимущественно направлялись в отрасли сферы обращения, а также в топливно-энергетический комплекс. На их долю приходилось около 50% ввезенного капитала.
Таблица 1.2
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46