logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования

Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщен­ность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг.

Услуга - это действие определенной потребительской стоимости, выра­жающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в мо­мент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещно, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.

Два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещно, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по сво­ему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве. Здесь налицо все пять элементов труда: средства труда, пред­мет труда, технология, организация и сам труд как целесообразная деятель­ность человека. Это дает основание называть такие услуги материальными (производственными).

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено либо не­посредственно на человека, либо на окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотдели­мо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Ус­луги этого вида являются нематериальными (непроизводственными).

Порядок внешней торговли услугами в РФ установлен письмом МВЭС России от 5 января 1995 г. № 10-112/35 (приложение 3).

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими поло­жениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пе­ресечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно по­требляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых кон­трактах между их производителями и потребителями;

• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государ­ства или же под строгим его контролем;

• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, ве­лико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различ­ных консультационных услуг;

• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом тор­говли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот. Большие перспективы в международной торговле услугами имеются у туризма, здра­воохранения, образования, культуры и искусства.

В условиях довольно плотного насыщения международного рынка то­варной массой и усиления на нем конкуренции важное значение приобрели услуги для предпринимательства, а именно менеджмент, аудит, инжиниринг, эккаутинг, лизинг, франчайзинг и др.

Современный международный рынок услуг предоставляет широкий ассортимент услуг по содействию в управленческой деятельности (менедж­менте), что особенно распространено в случае сооружения промышленных и других объектов «под ключ», когда в течение продолжительного времени необходимо обеспечить предприятия специалистами.

Предметом экспортно-импортных операций является также купля-про­дажа результатов интеллектуальной деятельности: лицензий, ноу-хау, патен­тов, программ для ЭВМ и т.п. При этом сделки заключаются как на приоб­ретение покупателем права использования отдельных изобретений, так и на совместное внедрение их в производство с последующей взаимовыгодной реализацией выпускаемой продукции.

Без передачи титула собственности осуществляется подряд, т.е. сделка на выполнение определенной работы по заданию заказчика. Предметом под­ряда обычно являются геологоразведочные, проектно-изыскательные, стро­ительные и монтажные работы, реконструкция и модернизация промыш­ленных и иных объектов.

Заказчик может заключить соглашение с одним контрагентом, который организует участие в работах других фирм - субподрядчиков, либо вступа­ет в такие отношения с несколькими контрагентами по выполнению различных видов работ. Для реализации особенно крупных проектов фирмы объединяются в консорциумы.

Консорциум -временное объединение независимых хозяйствующих субъектов для совместного осуществления определенной коммерческой опе­рации.

Экспортный консорциум представляет собой внешнеторговое объеди­нение, созданное для содействия экспортным операциям входящих в него предприятий. Основными услугами экспортного консорциума являются: организация участия предприятий в выставках и ярмарках; отправка пред­ставителей предприятий за рубеж; реклама и изучение внешних рынков; страхование и финансирование экспортных кредитов; поиск внешних парт­неров; составление контрактной документации и перевод ее на иностран­ные языки; централизация систем связи (например, предоставление теле­кса и электронной почты) и т.п.

Подряд широко применяется также при проведении НИОКР и в области инженерно-консультационной деятельности.

Регулярные подрядные отношения довольно часто переходят в устойчи­вую производственную и научно-техническую кооперацию, создание совме­стных предприятий.

Международная производственная кооперация между хозяйствующими субъектами складывается чаще всего на основе систематического обмена сырьем, материалами, оборудованием, средствами программного обеспече­ния, специалистами.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4