logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

4.1. Экономическая сущность и содержание туризма

Международный туризм сегодня представляет собой динамичную сфе­ру внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого бизнеса. На долю турист­ского бизнеса приходится около 6% мирового валового национального про­дукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребитель­ских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 1995 г. каждое 16-е ра­бочее место в мире приходилось на туризм. Доля международного туризма составляет около 7% мирового экспорта, а это означает, что в сумме посту­пивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и после доходов от экспорта автомоби­лей. По прогнозам Всемирной туристской организации удельный вес туриз­ма в создании мирового валового национального продукта достигнет к 2000 г. 11-12%.

Туристский бизнес привлекает предпринимателей наименьшими стар­товыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спро­сом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

Туризм (фр. tourisme tour -прогулка, поездка) возник как продукт раз­вития цивилизации. Туризм - это прежде всего удовольствие, удовлетворе­ние любознательности.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путе­шествиях резко возросла, появились и производители услуг для таких путе­шествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма.

Итак, сначала туризм возник как товар, который можно купить и про­дать на потребительском рынке. Туризм как товар реализуется в форме ус­луг (материальных и нематериальных).

Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответ­ствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народ­ного хозяйства.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (пу­тешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не явля­ется товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится на­сущной потребностью человека только при определенном уровне его дохо­да и определенном уровне богатства общества.

Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В это время в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристс­кая организация под названием «Предприятие для общественных путеше­ствий во все страны света» Липсона. 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был образован Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов), в 1901 г. создано единое Российское общество туристов. С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном этим журналом конкур­се на определение понятия туризма победил Р. де Пак, который писал: «Ту­ризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приоб­рести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий, и вы получите полное представле­ние об этом совершенно новом и столь приятном состоянии вашей души».

Точное определение туризма должно базироваться на следующих эко­номических характеристиках:

туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;

путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист посто­янно проживает;

туризм - это временное движение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту его постоянного про­живания;

туризм - это путешествие, не включающее деятельность по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, фи­зическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы посто­янного места жительства.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Феде­рации»*закреплено следующее определение туризма: «Туризм - времен­ные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздорови­тельных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиоз­ных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (мес­те) временного пребывания».

* Российская газета. -1996. - 3 дек.

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одно­го региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путе­шествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или де­ловых встречах.

Факторы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены к трем основным группам: познавательные, региональные, экономические.

К группе познавательных факторовотносится интерес к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям.

К историко-культурным достопримечательностямследует отнести исторические и археологические памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты.

Особые интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие про­явления народного творчества, характеризуемые как этнографические дос­топримечательности.

К природно-климатическим достопримечательно­стямследует отнести благоприятные климатические условия (умеренная температура воздуха, обилие безветренных, сухих, солнечных дней и т.п.), красоты пейзажей (леса, моря, озера, горы, пещеры). Географические и кли­матические условия благоприятствуют развитию летнего и зимнего спорта. Особую привлекательность имеют районы, которые способствуют лечению и оздоровлению туристов.

К хозяйственным достопримечательностямследует относить своеобразие форм ведения хозяйства.

К группе региональных факторовотносятся события в данном регионе, которые могут стать причиной посещения региона турис­тами, например театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, игры доброй воли, спар­такиады, всесоюзные состязания и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.

В группу экономических фактороввключаются социально-экономические условия путешествия. К ним относятся сфера услуг, транспортная система, сфера розничной торговли и предприятий питания, в том числе магазины для иностранных туристов, реализующих товары по низ­ким ценам.

Туризм бывает внутренний и международный. Участник международ­ного туризма называется иностранным туристом.

Термин «иностранный турист» (в международных договорах - просто «турист») прошел длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще не закончена.

Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги наций 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 ча­сов в стране, в которой он не живет»*. Данное определение иностранного тури­ста является очень расплывчатым, которое можно применять к любым иност­ранцам, находящимся в другой стране более 24 часов (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец) и поэтому оно неправильно.

* Доклад Лиги Наций. Экономический комитет «Исследование туристской поездки как международного фактора». - Женева, 1937. - С. 8.

ООН неоднократно рассматривала определение иностранного туриста.

По определению, сформулированному Римской конференцией ООН по международному туризму и путешествиям в 1963 г., туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.*

* Доклад ООН E/Conf.47/7,26 сентября 1963 г. Приложение 3. - Рим, 1963.

Были установлены следующие основные группы туристов:

граждане, которые едут для развлечения, по семейным причинам, на ле­чение и по другим соображениям;

граждане, которые едут на заседания, съезды (научные, административ­ные, спортивные и др.);

граждане, которые едут по служебным делам;

граждане, предпринимающие поездку по морю, хотя и на срок меньше 24 часов.

Туристами не считаются:

граждане, приезжающие в страну по договору или без договора искать работу;

граждане, оставшиеся в стране на постоянное местожительство;

жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а ра­ботающие по другую ее сторону.

Такое определение международного туриста было признано Междуна­родным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).

Однако многие государства на международном уровне не выработали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не оп­ределили предмет международных договоров и соглашений об их сотруд­ничестве в области международного туризма.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федера­ции» дает следующее понятие туриста: «Турист- гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без за­нятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев под­ряд или осуществляющий не менее одной ночевки».

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной по­требительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удов­летворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную челове­ческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого жи­вого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредствуют­ся вещью, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг по­добного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса тру­да в материальном производстве, тождественно ему, поскольку здесь нали­цо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и органи­зация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными). Примером этого вида услуг являются услуги по про­изводству продуктов питания для туриста.

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосред­ственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводи­тельными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, по об­служиванию туристов в гостиницах и на предприятиях питания, по организа­ции концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга представляет собой единство потребительской стоимости и стоимости.

В качестве потребительской стоимости труд удовлетворяет конкретную по­требность людей. Потребление такой услуги означает особую потребительс­кую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому това­ру. Данная потребительская стоимость этого труда называется услугой, так как труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Нематериальные услуги имеют и стоимость, эквивалентную затратам общественного труда, необходимым для их производства.

При обмене услуг на услуги, как и при всяком обмене товара на товар, эквивалент дается за эквивалент. Обладая стоимостью, нематериальные ус­луги, естественно, должны иметь и меновую стоимость. Для производителей этих услуг они являются товарами. Поэтому они имеют потребитель­ную стоимость, а значит, и издержки производства и меновую стоимость.

В процессе производства нематериальных услуг затрачивается как кон­кретный, так и абстрактный труд, которым создается как их потребительс­кая стоимость, так и стоимость.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с пре­доставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителя­ми услуг, производимых хозяйствующими субъектами.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

1) производство услуг туризма;

2) реализация этих услуг;

3) организация потребления данных услуг.

В процессе реализации и организации потребления услуг происходит об­служивание туристов, так как деятельность по продаже и организации потреб­ления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объе­динить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль - туризм.

До настоящего времени в действующей классификации отраслей народ­ного хозяйства отрасль туризм не имеет четкого производственного и соци­ально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификацион­ной схемы общественного производства условиям функционирования ры­ночной экономики.

Развертывание научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасли» как таковой постепенно размывается. Для рыночной эко­номики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.

При растущей диверсификации общественного производства критери­ем отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении обществен­ных потребностей. Поэтому в составе отраслей социальной сферы, удов­летворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги вместе взятые), и выделяется комплекс отраслей социально-быто­вой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже стано­вится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где про­изводятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысл еди­ный функциональный критерий.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.

Туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социаль­но-бытовой инфраструктуры. Особенность туризма определяет двойствен­ность назначения туризма в экономике страны.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслужи­ванию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.

Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является про­изводственно-обслуживающим процессом.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4