4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
Международный туризм сегодня представляет собой динамичную сферу внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого бизнеса. На долю туристского бизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Доля международного туризма составляет около 7% мирового экспорта, а это означает, что в сумме поступивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и после доходов от экспорта автомобилей. По прогнозам Всемирной туристской организации удельный вес туризма в создании мирового валового национального продукта достигнет к 2000 г. 11-12%.
Туристский бизнес привлекает предпринимателей наименьшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.
Туризм (фр. tourisme tour -прогулка, поездка) возник как продукт развития цивилизации. Туризм - это прежде всего удовольствие, удовлетворение любознательности.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для таких путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма.
Итак, сначала туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке. Туризм как товар реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных).
Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.
Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В это время в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация под названием «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был образован Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов), в 1901 г. создано единое Российское общество туристов. С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном этим журналом конкурсе на определение понятия туризма победил Р. де Пак, который писал: «Туризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий, и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь приятном состоянии вашей души».
Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
туризм - это временное движение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту его постоянного проживания;
туризм - это путешествие, не включающее деятельность по извлечению прибыли.
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»*закреплено следующее определение туризма: «Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
* Российская газета. -1996. - 3 дек.
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Факторы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены к трем основным группам: познавательные, региональные, экономические.
К группе познавательных факторовотносится интерес к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям.
К историко-культурным достопримечательностямследует отнести исторические и археологические памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты.
Особые интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества, характеризуемые как этнографические достопримечательности.
К природно-климатическим достопримечательностямследует отнести благоприятные климатические условия (умеренная температура воздуха, обилие безветренных, сухих, солнечных дней и т.п.), красоты пейзажей (леса, моря, озера, горы, пещеры). Географические и климатические условия благоприятствуют развитию летнего и зимнего спорта. Особую привлекательность имеют районы, которые способствуют лечению и оздоровлению туристов.
К хозяйственным достопримечательностямследует относить своеобразие форм ведения хозяйства.
К группе региональных факторовотносятся события в данном регионе, которые могут стать причиной посещения региона туристами, например театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, игры доброй воли, спартакиады, всесоюзные состязания и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.
В группу экономических фактороввключаются социально-экономические условия путешествия. К ним относятся сфера услуг, транспортная система, сфера розничной торговли и предприятий питания, в том числе магазины для иностранных туристов, реализующих товары по низким ценам.
Туризм бывает внутренний и международный. Участник международного туризма называется иностранным туристом.
Термин «иностранный турист» (в международных договорах - просто «турист») прошел длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще не закончена.
Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги наций 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет»*. Данное определение иностранного туриста является очень расплывчатым, которое можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 часов (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец) и поэтому оно неправильно.
* Доклад Лиги Наций. Экономический комитет «Исследование туристской поездки как международного фактора». - Женева, 1937. - С. 8.
ООН неоднократно рассматривала определение иностранного туриста.
По определению, сформулированному Римской конференцией ООН по международному туризму и путешествиям в 1963 г., туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.*
* Доклад ООН E/Conf.47/7,26 сентября 1963 г. Приложение 3. - Рим, 1963.
Были установлены следующие основные группы туристов:
граждане, которые едут для развлечения, по семейным причинам, на лечение и по другим соображениям;
граждане, которые едут на заседания, съезды (научные, административные, спортивные и др.);
граждане, которые едут по служебным делам;
граждане, предпринимающие поездку по морю, хотя и на срок меньше 24 часов.
Туристами не считаются:
граждане, приезжающие в страну по договору или без договора искать работу;
граждане, оставшиеся в стране на постоянное местожительство;
жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.
Такое определение международного туриста было признано Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).
Однако многие государства на международном уровне не выработали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет международных договоров и соглашений об их сотрудничестве в области международного туризма.
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает следующее понятие туриста: «Турист- гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки».
Туризм как товар реализуется в форме услуг.
Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредствуются вещью, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве, тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными). Примером этого вида услуг являются услуги по производству продуктов питания для туриста.
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводительными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и на предприятиях питания, по организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга представляет собой единство потребительской стоимости и стоимости.
В качестве потребительской стоимости труд удовлетворяет конкретную потребность людей. Потребление такой услуги означает особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару. Данная потребительская стоимость этого труда называется услугой, так как труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности.
Нематериальные услуги имеют и стоимость, эквивалентную затратам общественного труда, необходимым для их производства.
При обмене услуг на услуги, как и при всяком обмене товара на товар, эквивалент дается за эквивалент. Обладая стоимостью, нематериальные услуги, естественно, должны иметь и меновую стоимость. Для производителей этих услуг они являются товарами. Поэтому они имеют потребительную стоимость, а значит, и издержки производства и меновую стоимость.
В процессе производства нематериальных услуг затрачивается как конкретный, так и абстрактный труд, которым создается как их потребительская стоимость, так и стоимость.
Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъектами.
Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:
1) производство услуг туризма;
2) реализация этих услуг;
3) организация потребления данных услуг.
В процессе реализации и организации потребления услуг происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль - туризм.
До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризм не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.
Развертывание научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасли» как таковой постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей. Поэтому в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги вместе взятые), и выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысл единый функциональный критерий.
Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.
Туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры. Особенность туризма определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Тема 1 организация внешнеэкономических связей
- 1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 1.2. Внешнеэкономическая политика
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- Платежный баланс Российской Федерации за 1995 -1996 гг. И I полугодие 1997 г.
- Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1995 -1996 гг. И I полугодии 1997г.
- Динамика участия иностранного капитала на рынке гко-офз за 1996 г.
- Баланс движения наличной иностранной валюты в 1996 г. -I полугодии 1997 г.
- Динамика показателей внешнего долга рф за 1995 -I полугодие 1997 гг.
- 1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 1.5. Таможенный брокер
- 1.6. Таможенный перевозчик
- 1.7. Международный коммерческий арбитраж
- Тема 2 регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Таможенные режимы
- 2.3. Декларирование
- 2.4. Таможенный склад
- 2.5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
- Тема 3 внешняя торговля товарами
- 3.1. Внешнеторговые операции
- 3.2. Бартерные сделки
- Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам
- Классификатор сроков встречной поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за импортируемый товар по бартерным сделкам
- Тема 4 туристский экспорт и импорт
- 4.1. Экономическая сущность и содержание туризма
- 4.2. Понятие и содержание туристского импорта, экспорта и туристского рынка
- 4.3. Формы, виды и разновидности туризма
- 4.4. Система показателей развития туризма
- 4.5. Организация туристской деятельности в Российской Федерации
- Тема 5 международная торговля услугами
- 5.1. Международный рынок услуг и условия его формирования
- 5.2. Франчайзинг
- 5.3. Инжиниринг
- 5.4. Реинжиниринг
- 5.5. Лизинг
- 5.6. Ноу-хау
- 5.7. Услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей
- Термины, включенные в Инкотермс-90
- Тема 6 международные банковские связи и операции
- 6.1. Международный валютный рынок и деятельность банков
- Пример расчета курса сдр к доллару сша
- 6.2. Свифт
- 6.3. Система платежей в развитых странах мира
- 6.4. Международные расчеты и их формы
- 6.5. Международный кредит, его виды и формы
- Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых консенсусом с 1 июля 1988 г.
- Расчет процентных номеров
- 6.6. Валютный дилинг
- 6.7. Банки-нерезиденты в Российской Федерации
- 6.8. Уполномоченные банки Российской Федерации как агенты валютного и экспортного контроля
- 6.8.1. Оформление паспорта импортной сделки (пСи)
- 6.8.2. Таможенное оформление импортируемых товаров
- 6.8.3. Оплата импортируемых товаров, таможенное оформление в отношении которых завершено
- 6.8.4. Обмен информацией между банками и гтк России
- 6.8.5. Заполнение банком импортера карточек платежа
- 6.8.6. Контроль со стороны банка импортера за своевременным представлением импортером копий гтд
- 6.8.7. Ответственность банков за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары
- Тема 7 страхование внешнеэкономических связей
- 7.1. Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей
- 7.2. Содержание отдельных видов страхования внешнеэкономических связей
- 7.2.1. Медицинское страхование туристов
- Тарифы по страхованию медицинских расходов российских туристов, выезжающих за рубеж*
- 7.2.2. Страхование на случай плохой погоды
- 7.2.3. Страхование делькредере
- 7.2.4. Страхование депозитов
- 7.2.5. Страхование от валютных рисков
- 7.2.6. Страхование иностранных инвестиций
- 7.2.7. Страхование ответственности владельцев автотранспорта
- 7.2.8. Страхование экологических рисков
- 7.3. Международное страхование и его институты
- Краткая характеристика международных страховых институтов
- 7.4. Страховое акционерное общество "Ингосстрах"
- Тема 8 оффшорные операции
- 8.1. Содержание и виды оффшорных операций
- Стадии налогового планирования
- 8.2. Налоговая гавань и центр "офф-шор"
- 8.3. Удобный флаг
- 8.4. Оффшорные зоны в Российской Федерации
- 8.5. Оффшорная компания
- Формы регистрации оффшорных компаний в зависимости от правовой системы
- 8.6. Секретарская юридическая фирма
- 8.7. Постоянное представительство
- Тема 9 экспорт и импорт капитала
- 9.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала как формы внешнеэкономических связей
- 9.2. Международная промышленная (производственная) кооперация
- 9.3. Совместное предпринимательство
- Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
- 9.4. Свободные экономические зоны
- 9.5. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации
- 9.6. Экспорт российского капитала за рубеж
- План распределения прибыли совместного предприятия на год
- Приложения
- Incoterms-90
- International Commercial terms
- О порядке внешней торговли услугами министерство внешних экономических связей рф
- Унифицированные правила по инкассо (редакция 1978 г.)
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1983 г.)
- Тестдля проверки знаний студентов
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации
- Содержание
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, 46