logo
Внешнеэкономические связи - Балабанов И

4.4. Система показателей развития туризма

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономи­ческие показатели производственно-обслуживающей деятельности турист­ских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т.п.).

Система показателей развития туризма включает показатели, характе­ризующие:

объем туристского потока;

состояние и развитие материально-технической базы туризма;

финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;

развитие международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или дан­ный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); сред­няя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, ре­гионе (в одном месте или населенном пункте).

Количество туродней определяется путем умножения общего количе­ства туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе:

,

где Д - количество туродней, чел-дней;

r -количество туристов, чел.;

t -средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики нерав­номерности туристского потока применяют коэффициент неравномернос­ти. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

Первый способ:

где КH -коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dтах количество туродней в месяце максимального туристского потока,чел-дней;

Dminколичество туродней в месяце минимального туристского потока, чел.-дней.

Второй способ:

,

где КH -коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dтах количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней.;

Dгод -годовое количество туродней, чел.-дней.

Третий способ:

,

где КН -коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dмахколичество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней;

Dсм -среднемесячное количество туродней, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления го­дового количества туродней на 12 месяцев:

.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-тех­нической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране или регионе.

К ним относятся коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гос­тиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; число мест, отведенных для туристов в театрах; число ванн, отведенных для туристов в водолечебницах, и т.д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

где МК -общее количество койко-мест, ед.;

Kг -число койко-мест круглогодичного использования, ед.;

КС -число койко-мест сезонного использования, ед.;

t- число дней сезонного использования, дней.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; по­казатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и разви­тие международного туризма. К ним относятся:

количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяет­ся по числу пересечений государственной границы;

количество туродней по иностранным туристам;

суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зару­бежных поездок.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешен­ного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Для каждой страны или региона развитие туризма имеет как преимуще­ства, так и недостатки.

К преимуществам относятся:

увеличение денежного потока в регион, в том числе притока иностран­ной валюты;

рост валового национального продукта;

создание рабочих мест;

создание структур отдыха, которые могут быть использованы как для туристов, так и для местного населения;

привлечение капитала, в том числе иностранного.

Недостатки развития туризма следующие:

формируется большой спрос на товары и услуги;

увеличиваются цены на местном рынке товаров и услуг, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.п.;

растет отток денег за границу при туристском импорте;

возникают негативные экологические и социальные проблемы.

Бесконтрольное развитие туризма может ухудшить экологический ба­ланс страны, изменить стиль и качество жизни коренного населения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4