logo search
ЭконТеория Экзамен

Финансовый рынок.

Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспреде­ления денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъекта­ми и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существую­щее несовпадение суммы собственных денежных средств с потреб­ностью в них способствует временному перераспределению сво­бодных денег от их владельцев к заемщикам на определенных ус­ловиях.

Одним из главных субъектов финансового рынка является го­сударство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заем­щиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как де­фицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом — Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кре­дитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кре­дитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь — на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функциони­рования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое вли­яние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

• государственный бюджет;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

• финансы государственных предприятий;

• государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансы некоммерческих организаций;

• финансы кредитных организаций;

• финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы го­сударства и используются для регулирование национальной эко­номики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствую­щих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюд­жетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Более подробно их структура будет рассмотрена в главе 2.

Децентрализованные финансы это денежные средства (дохо­ды и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспро­изводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют ос­нову финансовой системы. Поскольку преобладающая часть фи­нансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и ста­бильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность эко­номических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и исполь­зованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

1) формирования и использования денежных доходов и фон­дов;

2) контрольную.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности орга­низационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью яв­ляется получение прибыли. Они функционируют как хозяйствен­ные товарищества, общества, в том числе и как акционерные об­щества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятель­ность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых соб­ственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфе­ре, потребительских кооперативов, общественных или религиоз­ных организаций, благотворительна фондов и т.п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов вы­ступает страхование, которое представляет собой совокупность пе­рераспределительных отношений, возникающих по поводу защи­ты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрез­вычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъек­тов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непредна­меренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания ва­лютных курсов и т.п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граж­дане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денеж­ных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и послед­ствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отноше­ний.

Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом лич­ного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхо­вание жизни от несчастных случаев, детей, дополнительной пен­сии и т.п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы стра­хователя. К традиционным разновидностям имущественного стра­хования относятся страхование: имущества граждан и предприя­тий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т.п.

В настоящее время существует также страхование предприни­мательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных кур­сов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от по­тери прибыли и т.п.

Финансы домохозяйств — это денежные средства граждан, ко­торыми они располагают в рамках отдельной экономической ячей­ки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяй­ство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств — это денежные отно­шения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы домохозяйств включают:

1) оплату труда членов семьи;

2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

3) государственные пенсии» пособия, стипендии и другие со­циальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения. Кредитная подсистема ФКС включает: !) банковскую сферу:

- эмиссионные банки (Центральный и Национальный бан­ки);

- неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т.п.);

2) парабанковскую сферу:

• специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т.п.);

• почтово-сберегательные учреждения.

В банковской сфере центральное положение занимает Цент­ральный банк, который исторически выделился из массы коммер­ческих банков еще в XVIII—XIX вв. Именно Центральному бан­ку государство предоставляло исключительное право эмиссии банк­нот. Поэтому эмиссионная функция — старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Цент­ральный банк выполняет также функции:

— хранения государственных золотовалютных резервов;

— хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

— денежно-кредитного регулирования экономики;

— кредитования коммерческих банков и осуществления кассо­вого обслуживания государственных учреждений;

— проведения расчетов и переводных операций;

— контроля за деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой глав­ные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют рас­четы и организуют платежный оборот в масштабах всего нацио­нального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Со­временный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

Особое место среди неэмиссионных банков занимают специа­лизированные банки, деятельность которых сосредоточена на вы­полнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки про­водят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Длительное время спе­циализированные кредитно-финансовые учреждения играли под­чиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако после Второй мировой войны их роль в условиях рыночной экономики существенно возросла. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой — из-за усиления их взаимосвязи с коммер­ческими банками.

Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, вклю­чает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сбе­регательных учреждений — взаимосберегательные кассы, довери­тельно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализиру­ются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, кото­рые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные орга­низации обслуживают счета по учету средств, полученных от пред­принимательской и иной деятельности. Банковская система яв­ляется держателем практически всех денежных средств федераль­ного бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остат­ках средств на счетах по учету средств, полученных от предпри­нимательской и иной деятельности получателей средств федераль­ного бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования ФКС являются следу­ющие:

— наличие собственной финансовой базы;

— единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопре­деляемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и фи­нансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

— функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.