Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, бездействующим на спрос и предложение.
Спрос — это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной денежными средствами. Он выступает в виде платежеспособной потребности, т. е. потребности покупателя, располагающего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.
Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое желают купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, год) при определенных условиях. Желание покупателей приобрести данный товар означает, что они располагают необходимой для совершения покупки суммой денег, т. е. их желания реальны.
Очевидно, что желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов, изменение которых влияет на объем их спроса. Зависимость последнего от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Она может быть представлена следующим образом:
где Qd - объем спроса на данный товар в единицу времени;
Р, Ра, рb - цены данного и других товаров;
I — денежный доход;
W накопленное имущество;
Т - вкусы и предпочтения;
F - мнение покупателя о своих перспективах;
S — сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.
Предположим, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного — цены рассматриваемого товара. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора — цены, и каждому ее значению будет соответствовать определенное значение спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
Qd = f (Р)
Важное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих факторов снижение цены способствует его увеличению, и наоборот, увеличение цены ведет к уменьшению спроса.
Таким образом, существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Ее можно представить графически в виде кривой DD (рис. 1.1). Цена Р1 соответствует объему спроса Q1, цена Р2 —объему спроса Q2, т.е. чем больше цена, тем меньше объем спроса. Кривая спроса DD идет вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная.
Рис. 1.1. Функция спроса
При построении кривой спроса мы допускали, что прочие условия равны, т.е. неценовые факторы, влияющие на величину спроса, оставались статичными. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой смещение кривой спроса, которое называется изменением спроса.
Рассмотрим основные неценовые факторы и их влияние на спрос.
1. Потребительские вкусы и предпочтения потребителей. Благоприятная для данного продукта трансформация потребительских вкусов и предпочтений, вызванная рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене и кривая спроса сдвинется вправо (рис. 1.2, кривая D1D1). Неблагоприятные изменения в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево (кривая D2D2).
2. Население. Чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг, и наоборот.
3. Денежные доходы потребителей. Воздействие на спрос денежного дохода несколько более сложное. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос па которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными (шоколад, кофе и др.). В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать, например, меньше хлеба, картофеля и больше мясных продуктов. Увеличение дохода может привести к снижению спроса на маргарин, так как покупатели будут покупать сливочное масло. Товары, спрос па которые изменяется в противоположном направлении при изменении доходов, называют товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или понижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем главного продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное и растительное масло — взаимозаменяемые товары. Если растет цена на сливочное масло, спрос на него снижается, что ведет к увеличению спроса на растительное масло, и наоборот, снижение цены на сливочное масло увеличивает спрос на него, вызывая снижение спроса на растительное масло. Спрос на взаимодополняющие товары предъявляется одновременно. Между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Кроме того, есть независимые, самостоятельные товары (например, картофель и автомобиль: изменение цены одного из них мало влияет на спрос на другой).
5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов способны изменить спрос. Ожидание потребителями роста цен может повысить спрос на товары, а ожидание их снижения, наоборот, — понизить. Предполагая увеличение своих доходов в будущем, покупатели начинают тратить больше денег, а, ожидая снижение доходов, экономят на расходах в настоящий момент,
6. Сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром. Этот фактор проявляется в том, что увеличение спроса на конкретную продукцию зависит от времени года или потребность в ней равномерна в течение года.
Таким образом, повышение спроса на продукт X по любой возможной цене может быть вызвано следующими причинами:
1) благоприятным изменением потребительских вкусов;
2) повышением доходов, если продукт X является нормальным.
В результате фирма может увеличить спрос па продукцию с Q1 до Q2 при сохранении прежней цены Р1, а также цену на товар с Р1 до Р2 при сохранении спроса на уровне Q2.
Следует различать изменение спроса и изменение объема спроса: объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, а спрос -когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Графически изменение объема спроса выражается в движении по кривой спроса (рис. 2.1). С изменением цены с Р1 до Р2, когда все неценовые факторы постоянны, потребитель «движется» по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара с Q1 до Q2.
- 1.1. Экономическая теория
- 1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
- Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции.
- Методология и методы экономической теории.
- Экономические категории и экономические законы.
- Этапы развития экономической теории.
- Предметы микроэкономики и макроэкономики.
- Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы и модели экономической системы.
- Главные направления современной экономической мысли.
- Экономические ресурсы и их ограниченность.
- Эффективность использования экономических ресурсов и основные показатели.
- Эффективность по Парето (оптимум Парето)
- Измерение эффективности производства и потребления благ
- 2. Основы теории товарного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Понятие «товар», «благо», «услуга». Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.
- Деньги: сущность, функция.
- Элементы денежной системы.
- Денежный мультипликатор.
- Закон денежного обращения.
- Современные денежные средства.
- Теория цены товара.
- Виды цен и тарифы.
- 3. Рынок как экономическая система. Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка. Конъюнктура рынка.
- Структура, виды, сегментация рынка.
- Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.
- Ценовая дискриминация
- Спотовый и срочный рынки.
- 4. Рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рыночный механизм и его элементы.
- Конкуренция в рыночной системе; понятие, функции и виды.
- Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.
- Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция
- Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.
- Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
- Эластичность спроса и предложения. Равновесная цена.
- Рыночная цена
- 5. Собственность и формы предпринимательской деятельности. Собственность как экономическая и правовая категория. Владение. Распоряжение. Пользование. Формы собственности.
- Виды собственности и формы хозяйствования.
- Юридические и физические лица. Резиденты. Нерезиденты.
- Разгосударствление. Приватизация.
- Предприниматель. Предпринимательство: сущность, виды и формы.
- 6. Предприятие в рыночной экономике. Предприятие (фирма) как экономическая категория.
- Виды предприятий по формам собственности, по размерам, по способам организации.
- Разделение труда, кооперация, специализация. Концентрация, централизация и диверсификация производства.
- Специализация и кооперирование производства
- Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
- Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность фирм.
- 7. Теория потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительский выбор; потребность, цена, доход. Потребность и потребление.
- Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- Эффект замещения и эффект дохода. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.
- Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
- Основной капитал. Амортизация. Себестоимость.
- Себестоимость
- Производственная функция закон убывающей отдачи. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
- Изменение масштаба производства
- Закон убывания предельной отдачи
- Деятельность фирмы в долгосрочном периоде Эффект масштаба
- Трансакционные издержки.
- . Отрицательные и положительные внешние эффекты
- Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.
- 9. Рынки факторов производства и формирования факториальных доходов. Отличия рынка факторов производства от рынков товаров и услуг. Равновесие рынка ресурсов.
- Производный спрос на факторы производства
- Равновесие рынка ресурсов
- Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения.
- Заработная плата: виды и системы. Минимальная, нормальная и реальная заработная плата.
- Рынок капиталов. Процент: номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование.
- Рынок земли. Рента и рентные отношения. Цена земли. Прибыль.
- Цена земли
- Размер ренты
- Величина ссудного процента
- 10. Национальная экономика: цели и результаты развития. Общественное производство и воспроизводство.
- Национальная экономика как единое целое. Макроэкономические цели.
- Основные макроэкономические показатели. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Основные показатели системы национальных счетов, национальное богатство.
- 11. Макроэкономическое равновесие и экономический рост. Экономическое равновесие и эффективный рост.
- Классическая теория макроэкономического равновесия
- Макроэкономическое равновесие в долгосрочном и краткосрочном периоде
- Модель совокупного спроса и предложения.
- Уровень национального дохода.
- Теория определения уровня дохода
- Инвестиции Процент и инвестиции.
- 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция. Экономические циклы и его типы. Продолжительность экономического цикла. Фазы промышленного цикла.
- Причины цикличности
- Типы циклов
- 2. Фазы промышленного цикла
- Структурные кризисы.
- Государственное антициклическое регулирование
- Два подхода к антициклическому регулированию
- Причины и типы безработицы.
- Типология инфляции.
- Типология инфляции
- Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- Инфляция и процентные ставки.
- 14. Финансы, кредит и денежное обращение. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.
- Государственный бюджет.
- Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга
- Налоги. Функции налогов и их классификация. Кривая Лаффера.
- Сущность, основные формы и функции кредита.
- Формы кредита
- Банковская система и ее структура.
- Банковская система: создание депозитов (банковских денег)
- Функции и основные операции банков
- Финансовый рынок.
- Денежный рынок.
- Рынок ценных бумаг и виды ценных бумаг.
- Фондовый рынок и его участники
- 15. Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства. Мировая экономика. Мировой рынок.
- Типология (классификация) стран мира.
- Группа развитых стран
- Группа развивающихся стран
- Группа стран с переходной экономикой
- Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в. И начале XXI века.
- Глобальные проблемы мировой экономики.
- Локальная демографическая проблема
- Проблема бедности развивающихся стран
- Планетарная экологическая проблема
- Место России в мировой экономической системе.