Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.
Классификация видов конкуренции зависит от количества и "удельного веса" на рынке производителей. Соответственно, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.
Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты: продавец выступает как единственный; отрасль —это синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт); монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок; на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.
В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке. Например, зарегистрировав патент на техническое изобретение, какая-либо фирма имеет исключительную возможность производить и продавать новый товар; конкуренты на время остаются за бортом.
Монополистическая конкуренция —это рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п. Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Эта черта является главной для этой модели рынка.
Еще одна важная характеристика рынка монополистической конкуренции — относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти рынки, обычно не являются особо крупными, поэтому сравнительно невелик и требующийся для их становления начальный капитал.
Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы. В современных рыночных структурах западных стран преобладают именно рынки монополистической конкуренции.
Олигополия. Главной особенностью олигополии является немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Классические олигополии" образуются тремя—пятью производителями.
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, технического спирта и т.д., дифференциация — на рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивнее, чем ниже уровень концентрации производства, и наоборот.
Важное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конкурентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигополистическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не столь часто. Очень распространено лидерство в ценах, когда их преимущество диктует одна ведущая фирма, остальные олигополисты следуют за ней. Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления (аспекта) 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
Антимонопольная политика— государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношении, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции.
Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. Так, антитрестовское законодательство США устанавливает весьма жесткие санкции, применяемые к его нарушителям. И в России антимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.
Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).
Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.
- 1.1. Экономическая теория
- 1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
- Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции.
- Методология и методы экономической теории.
- Экономические категории и экономические законы.
- Этапы развития экономической теории.
- Предметы микроэкономики и макроэкономики.
- Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы и модели экономической системы.
- Главные направления современной экономической мысли.
- Экономические ресурсы и их ограниченность.
- Эффективность использования экономических ресурсов и основные показатели.
- Эффективность по Парето (оптимум Парето)
- Измерение эффективности производства и потребления благ
- 2. Основы теории товарного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Понятие «товар», «благо», «услуга». Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.
- Деньги: сущность, функция.
- Элементы денежной системы.
- Денежный мультипликатор.
- Закон денежного обращения.
- Современные денежные средства.
- Теория цены товара.
- Виды цен и тарифы.
- 3. Рынок как экономическая система. Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка. Конъюнктура рынка.
- Структура, виды, сегментация рынка.
- Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.
- Ценовая дискриминация
- Спотовый и срочный рынки.
- 4. Рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рыночный механизм и его элементы.
- Конкуренция в рыночной системе; понятие, функции и виды.
- Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.
- Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция
- Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.
- Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
- Эластичность спроса и предложения. Равновесная цена.
- Рыночная цена
- 5. Собственность и формы предпринимательской деятельности. Собственность как экономическая и правовая категория. Владение. Распоряжение. Пользование. Формы собственности.
- Виды собственности и формы хозяйствования.
- Юридические и физические лица. Резиденты. Нерезиденты.
- Разгосударствление. Приватизация.
- Предприниматель. Предпринимательство: сущность, виды и формы.
- 6. Предприятие в рыночной экономике. Предприятие (фирма) как экономическая категория.
- Виды предприятий по формам собственности, по размерам, по способам организации.
- Разделение труда, кооперация, специализация. Концентрация, централизация и диверсификация производства.
- Специализация и кооперирование производства
- Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
- Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность фирм.
- 7. Теория потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительский выбор; потребность, цена, доход. Потребность и потребление.
- Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- Эффект замещения и эффект дохода. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.
- Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
- Основной капитал. Амортизация. Себестоимость.
- Себестоимость
- Производственная функция закон убывающей отдачи. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
- Изменение масштаба производства
- Закон убывания предельной отдачи
- Деятельность фирмы в долгосрочном периоде Эффект масштаба
- Трансакционные издержки.
- . Отрицательные и положительные внешние эффекты
- Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.
- 9. Рынки факторов производства и формирования факториальных доходов. Отличия рынка факторов производства от рынков товаров и услуг. Равновесие рынка ресурсов.
- Производный спрос на факторы производства
- Равновесие рынка ресурсов
- Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения.
- Заработная плата: виды и системы. Минимальная, нормальная и реальная заработная плата.
- Рынок капиталов. Процент: номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование.
- Рынок земли. Рента и рентные отношения. Цена земли. Прибыль.
- Цена земли
- Размер ренты
- Величина ссудного процента
- 10. Национальная экономика: цели и результаты развития. Общественное производство и воспроизводство.
- Национальная экономика как единое целое. Макроэкономические цели.
- Основные макроэкономические показатели. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Основные показатели системы национальных счетов, национальное богатство.
- 11. Макроэкономическое равновесие и экономический рост. Экономическое равновесие и эффективный рост.
- Классическая теория макроэкономического равновесия
- Макроэкономическое равновесие в долгосрочном и краткосрочном периоде
- Модель совокупного спроса и предложения.
- Уровень национального дохода.
- Теория определения уровня дохода
- Инвестиции Процент и инвестиции.
- 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция. Экономические циклы и его типы. Продолжительность экономического цикла. Фазы промышленного цикла.
- Причины цикличности
- Типы циклов
- 2. Фазы промышленного цикла
- Структурные кризисы.
- Государственное антициклическое регулирование
- Два подхода к антициклическому регулированию
- Причины и типы безработицы.
- Типология инфляции.
- Типология инфляции
- Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- Инфляция и процентные ставки.
- 14. Финансы, кредит и денежное обращение. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.
- Государственный бюджет.
- Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга
- Налоги. Функции налогов и их классификация. Кривая Лаффера.
- Сущность, основные формы и функции кредита.
- Формы кредита
- Банковская система и ее структура.
- Банковская система: создание депозитов (банковских денег)
- Функции и основные операции банков
- Финансовый рынок.
- Денежный рынок.
- Рынок ценных бумаг и виды ценных бумаг.
- Фондовый рынок и его участники
- 15. Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства. Мировая экономика. Мировой рынок.
- Типология (классификация) стран мира.
- Группа развитых стран
- Группа развивающихся стран
- Группа стран с переходной экономикой
- Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в. И начале XXI века.
- Глобальные проблемы мировой экономики.
- Локальная демографическая проблема
- Проблема бедности развивающихся стран
- Планетарная экологическая проблема
- Место России в мировой экономической системе.