logo
ЭконТеория Экзамен

Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.

Классификация видов конкуренции зависит от количества и "удельного веса" на рынке производителей. Соответственно, раз­личают совершенную (свободную) и несовершенную конкурен­цию.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.

Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели прису­щи четыре характерные черты: продавец выступает как единственный; отрасль —это синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма постав­ляет принципиально новый продукт); монополист обладает рыночной властью, контролирует це­ны, поставки на рынок; на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непре­одолимые для конкурента барьеры как естественного, так и ис­кусственного происхождения.

В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Как правило, в странах с рыночной экономикой подоб­ные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем. К искус­ственным барьерам относятся патенты и лицензии, предостав­ляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке. Например, зарегистрировав патент на техническое изобретение, какая-либо фирма имеет исключи­тельную возможность производить и продавать новый товар; конкуренты на время остаются за бортом.

Монополистическая конкуренция —это рыночная ситуация, при ко­торой относительно большое число производителей предлагает похо­жую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совер­шенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизирован­ную или однородную продукцию, при монополистической — диф­ференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, каче­ство продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров дли­тельного пользования), близости к покупателям, интенсивности рек­ламы и т.п. Фирмы на рынке монополистиче­ской конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию про­дукции и услуг. Эта черта является главной для этой модели рынка.

Еще одна важная характеристика рынка монополистической конкуренции — относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти рынки, обычно не являются особо крупными, поэтому сравнительно невелик и требующийся для их становления начальный капитал.

Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой сте­пени монопольной властью над своим товаром; она может по­вышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной сво­бодой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистиче­ской конкуренции наряду с мелкими и средними могут действо­вать и весьма крупные фирмы. В современных рыночных струк­турах западных стран преобладают именно рынки мо­нополистической конкуренции.

Олигополия. Главной особенностью олигополии является немногочислен­ность участников конкуренции. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охваты­вает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Классические олигополии" образуются тремя—пятью производителями.

Олигополии могут производить как однородные, так и диф­ференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, техниче­ского спирта и т.д., дифференциация — на рынках потребитель­ских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистиче­ским соглашениям: по установлению цен, разделу или распреде­лению рынков или по иным способам ограничения конкурен­ции между ними. В результате олигополия сближается с моно­полией. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивнее, чем ниже уровень концентрации произ­водства, и наоборот.

Важное отличие олигополистического рынка от рынка совер­шенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конку­рентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигопо­листическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и из­меняются не столь часто. Очень распространено лидерство в ценах, когда их преимущество диктует одна ведущая фирма, остальные олигополисты следуют за ней. Государственное антимонопольное регулирование экономики вклю­чает два связанных между собой направления (аспекта) 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регу­лирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законо­дательства.

Антимонопольная политика— государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отноше­нии, направленная на достижение оптимального для данного места и време­ни сочетания эффективности и конкуренции.

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. Так, антитрестовское законодательство США устанавливает весь­ма жесткие санкции, применяемые к его нарушителям. И в России ан­тимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпри­нимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недо­пущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предприни­мательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конститу­ции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конку­ренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указан­ные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополисти­ческой деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нор­мативных правовых актов.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, кото­рые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государствен­ной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осу­ществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства эко­номического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования то­варных рынков.

Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.