Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.
В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более мощными, происходила концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти.
В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы использовала в свое время американская компания "Кока-Кола" при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позже таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и страны Западной Европы.
В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержках производства.
Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль.
Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.
Осознание созидательной силы конкуренции, приводящей к снижению издержек производства, быстрому обновлению ассортимента продукции, улучшению ее качества и тем самым повышению конкурентоспособности данной продукции и фирмы, ее производящей, побуждают государство обеспечить ее правовую защиту путем разработки законодательства, ограничивающего монополистическую деятельность.
• Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, то есть недобросовестная конкуренция. Она выражается: в демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.
- 1.1. Экономическая теория
- 1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
- Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции.
- Методология и методы экономической теории.
- Экономические категории и экономические законы.
- Этапы развития экономической теории.
- Предметы микроэкономики и макроэкономики.
- Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы и модели экономической системы.
- Главные направления современной экономической мысли.
- Экономические ресурсы и их ограниченность.
- Эффективность использования экономических ресурсов и основные показатели.
- Эффективность по Парето (оптимум Парето)
- Измерение эффективности производства и потребления благ
- 2. Основы теории товарного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Понятие «товар», «благо», «услуга». Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.
- Деньги: сущность, функция.
- Элементы денежной системы.
- Денежный мультипликатор.
- Закон денежного обращения.
- Современные денежные средства.
- Теория цены товара.
- Виды цен и тарифы.
- 3. Рынок как экономическая система. Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка. Конъюнктура рынка.
- Структура, виды, сегментация рынка.
- Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.
- Ценовая дискриминация
- Спотовый и срочный рынки.
- 4. Рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рыночный механизм и его элементы.
- Конкуренция в рыночной системе; понятие, функции и виды.
- Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.
- Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция
- Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.
- Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
- Эластичность спроса и предложения. Равновесная цена.
- Рыночная цена
- 5. Собственность и формы предпринимательской деятельности. Собственность как экономическая и правовая категория. Владение. Распоряжение. Пользование. Формы собственности.
- Виды собственности и формы хозяйствования.
- Юридические и физические лица. Резиденты. Нерезиденты.
- Разгосударствление. Приватизация.
- Предприниматель. Предпринимательство: сущность, виды и формы.
- 6. Предприятие в рыночной экономике. Предприятие (фирма) как экономическая категория.
- Виды предприятий по формам собственности, по размерам, по способам организации.
- Разделение труда, кооперация, специализация. Концентрация, централизация и диверсификация производства.
- Специализация и кооперирование производства
- Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
- Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность фирм.
- 7. Теория потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительский выбор; потребность, цена, доход. Потребность и потребление.
- Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- Эффект замещения и эффект дохода. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.
- Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
- Основной капитал. Амортизация. Себестоимость.
- Себестоимость
- Производственная функция закон убывающей отдачи. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
- Изменение масштаба производства
- Закон убывания предельной отдачи
- Деятельность фирмы в долгосрочном периоде Эффект масштаба
- Трансакционные издержки.
- . Отрицательные и положительные внешние эффекты
- Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.
- 9. Рынки факторов производства и формирования факториальных доходов. Отличия рынка факторов производства от рынков товаров и услуг. Равновесие рынка ресурсов.
- Производный спрос на факторы производства
- Равновесие рынка ресурсов
- Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения.
- Заработная плата: виды и системы. Минимальная, нормальная и реальная заработная плата.
- Рынок капиталов. Процент: номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование.
- Рынок земли. Рента и рентные отношения. Цена земли. Прибыль.
- Цена земли
- Размер ренты
- Величина ссудного процента
- 10. Национальная экономика: цели и результаты развития. Общественное производство и воспроизводство.
- Национальная экономика как единое целое. Макроэкономические цели.
- Основные макроэкономические показатели. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Основные показатели системы национальных счетов, национальное богатство.
- 11. Макроэкономическое равновесие и экономический рост. Экономическое равновесие и эффективный рост.
- Классическая теория макроэкономического равновесия
- Макроэкономическое равновесие в долгосрочном и краткосрочном периоде
- Модель совокупного спроса и предложения.
- Уровень национального дохода.
- Теория определения уровня дохода
- Инвестиции Процент и инвестиции.
- 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция. Экономические циклы и его типы. Продолжительность экономического цикла. Фазы промышленного цикла.
- Причины цикличности
- Типы циклов
- 2. Фазы промышленного цикла
- Структурные кризисы.
- Государственное антициклическое регулирование
- Два подхода к антициклическому регулированию
- Причины и типы безработицы.
- Типология инфляции.
- Типология инфляции
- Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- Инфляция и процентные ставки.
- 14. Финансы, кредит и денежное обращение. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.
- Государственный бюджет.
- Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга
- Налоги. Функции налогов и их классификация. Кривая Лаффера.
- Сущность, основные формы и функции кредита.
- Формы кредита
- Банковская система и ее структура.
- Банковская система: создание депозитов (банковских денег)
- Функции и основные операции банков
- Финансовый рынок.
- Денежный рынок.
- Рынок ценных бумаг и виды ценных бумаг.
- Фондовый рынок и его участники
- 15. Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства. Мировая экономика. Мировой рынок.
- Типология (классификация) стран мира.
- Группа развитых стран
- Группа развивающихся стран
- Группа стран с переходной экономикой
- Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в. И начале XXI века.
- Глобальные проблемы мировой экономики.
- Локальная демографическая проблема
- Проблема бедности развивающихся стран
- Планетарная экологическая проблема
- Место России в мировой экономической системе.