Инвестиции Процент и инвестиции.
Инвестиции — один из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Потребление, как мы рассмотрели выше, функционально связано с доходами, государственные расходы и чистый экспорт довольно легко предсказуемы. Что касается инвестиций, то они трудно поддаются прогнозированию и детерминированию — они могут внезапно резко увеличиваться или падать. Так, во времена Великой депрессии в США инвестиции снизились на 100%. Однако необходимо учитывать, что равновесие между инвестициями и сбережениями — одно из важнейших условий макроэкономического баланса. В то же время зависимость между инвестициями и сбережениями весьма неоднозначна в силу несовпадения субъектов сбережений и инвестиций, и поэтому требует управления со стороны государства.
Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производственных возможностей страны и экономического роста.
Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, на образование кадров и на научные исследования. В масштабах национальной экономики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, Витом числе и человеческого.
В целом процесс сбережений и инвестиций в большой степени представляет собой переключение экономических ресурсов с производства товаров и услуг для текущего потребления на создание современных, высокотехнологичных капитальных ресурсов.
Инвестиции можно классифицировать по месту осуществления, а также по направлениям инвестирования.
По месту осуществления различают инвестиции: в частном секторе, когда предприятие негосударственной формы собственности строит новое сооружение, цех или покупает оборудование; и в общественном (государственном) секторе (например, строительство электростанций, новых линий метрополитена и т.п.).
Инвестиции могут направляться в запасы, жилищное строительство, человеческий капитал, капитальные ресурсы.
Инвестиции в запасы направляются на формирование товаров, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия.
Инвестиции в человеческий капитал имеют место в случаях, когда здоровье, образование и профессиональная подготовка населения улучшаются в результате усилий частных лиц, деловых кругов или государств. Все это также сказывается на росте производительности труда и общем экономическом росте. Инвестиции такого рода достаточно рискованны, поскольку не дают полной гарантии прироста доходов.
Инвестиции в капитальные ресурсы направляются в случаях, когда сбережения используются для увеличения производственных возможностей экономики путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, развития средств коммуникаций. Капитальные инвестиции имеют долгий срок службы, высокую стоимость, окупаются и «возвращают» доход инвестору только через достаточно длительный промежуток времени. Поэтому инвестирование в капитальные ресурсы связано с большим риском.
Инвестиции в капитальные ресурсы подразделяются на два вида: чистые инвестиции и инвестиции в модернизацию. Понятие чистые, или новые, инвестиции означает экономические ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала. Инвестиции Могут направляться также на возмещение износа капитала, тогда они носят название инвестиций в модернизацию. Сумма чистых инвестиций и инвестиций на возмещение называется валовыми инвестициями.
Рост реального, или наличного, накопленного капитала является основой повышения уровня благосостояния в индустриальных странах, поскольку производительность труда напрямую зависит от количества и качества имеющегося производственного аппарата, включающего прогрессивные технологии, виды материалов и энергии, интеллектуальный потенциал. В этом смысле сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции закладывают основы будущего благосостояния общества.
Согласно классической теории объем планируемых в национальной экономике инвестиций функционально связан с величиной реальной процентной ставки.
Так, с понижением ставки процента вследствие роста предложения денег снижаются и издержки на инвестиции, и предприятия начинают больше инвестировать. Повышение ставки, наоборот, приводит к сокращению инвестиций. Суть этой зависимости состоит в следующем. Фирмы постоянно планируют осуществление инвестиций как в основной капитал, так и в товарно-материальные ценности. Источниками инвестиций могут быть либо собственные средства, т.е. часть прибыли, либо заемные — кредиты финансовых учреждений. Но каковы бы ни были источники инвестирования, приобретение элементов капитала или товарно-материальных ценностей всегда связано с оценкой альтернативной стоимости инвестиций.
У каждой компании существует достаточно широкий спектр инвестиционных вариантов. Это могут быть модернизация оборудования, открытие новых торговых точек, покупка акций других фирм или прочие мероприятия. Для выбора варианта предприятие должно сопоставить доходность инвестиций по каждому варианту с альтернативной стоимостью капитала, т.е. с нормой банковского процента.
общий спрос на инвестиционные товары можно определить как сумму всех инвестиционных решений фирм той или иной национальной экономики.
Инвестиции
Рис. 14.13. Спрос на инвестиции
Таким образом, кривая спроса на инвестиции может быть построена путем расположения всех инвестиционных объектов по нисходящей в зависимости от ставки процента (рис. 14.13). По оси абсцисс расположены различные возможные значения «цен-инвестиций (ставки процента r), а соответствующие величины спроса на инвестиционные товары / откладываются по оси ординат.
Из данной модели инвестиций следует несколько важных выводов. Во-первых, на рис. 14.13 видно, что инвестиции выгодны только до того момента, когда ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли. Во-вторых, меняя предложение денег, государство может изменять ставку процента и уровень расходов на инвестиции. Повышение ставки процента приведет при прочих равных условиях к осуществлению только высокоприбыльных инвестиционных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиций. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.
При фиксированном предложении денег в стране на величину инвестиций будет влиять изменение уровня цен. Это происходит вследствие действия эффекта процентной ставки. Рост уровня цен увеличивает количество денег, которые потребители и предприниматели должны иметь на руках, что приводит к повышению процентной ставки, а в итоге — к сокращению инвестиций. И наоборот, более низкий уровень цен понижает ставку процента и тем самым увеличивает инвестиционный спрос.
Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить под влиянием всех факторов, которые так или иначе способны повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:
• ожидания предпринимателей - прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдвигают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные — влево;
• уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и наоборот;
• издержки на основной капитал, его ремонт и обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли, а кривая спроса на инвестиции сместится влево;
• научно-технический прогресс, а именно создание новых прогрессивной техники и технологий, новых видов товаров и услуг. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, так как могут увеличить ожидаемую норму прибыли либо за счет большей производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности пионерных товаров.
Основываясь на рассмотренной выше зависимости инвестиций от ставки процента, классики экономической теории пришли к мысли, что ставка ссудного процента может выполнять функцию своеобразного связующего звена между сбережениями и инвестициями. Но кейнсианская теория поставила под сомнение положение классической теории о том, что ставка процента способна привести в соответствие сбережения семей и отдельных потребителей с инвестиционными планами предпринимателей. Аргументы кейнсианцев строятся на том, что субъекты сбережений и инвестиций — разные группы населения, и мотивация субъектов сбережений и инвестиций тоже различна.
Кроме ставки процента, как утверждают кейнсианцы, существует много факторов, способных повлиять на решения о сбережениях частных лиц. Это, например, намерения сделать крупные покупки, сбережения в целях удовлетворения будущих потребностей (уход на пенсию, расходы на обучение), мера предосторожности на случай непредвиденных обстоятельств и т.п. Многие сбережения связаны с укоренившейся традицией или привычкой. Все вышеперечисленные мотивы, по мнению кейнсианцев, существенно ослабляют зависимость предложения инвестиций от ставки процента. Поэтому кейнсианская кривая предложения инвестиций гораздо менее эластична, чем в классической модели. На практике предложение инвестиций зависит в основном от размера суммарных доходов в обществе и предпринимательской активности
Колебания инвестиций являются одним из основных факторов, влияющих на изменение произведенного чистого национального продукта. Чистый национальный продукт (ЧИП) считается равновесным, когда объем производства обеспечивает обществу такие доходы, которые позволяют купить весь произведенный продукт; Если ожидаемая норма возрастает или уменьшается ставка банковского процента, то увеличиваются расходы на инвестиции, соответственно возрастает и произведенный ЧНП, и наоборот.
Указанная зависимость была обоснована Дж.М. Кейнсом Ч стала основным инструментом в кейнсианской экономической политике. Правительство может регулировать объемы производимого ЧНП, увеличивая или уменьшая ставку процента и воздействуя, таким образом, на размеры инвестиций.
338
Было также замечено, что изменение размеров инвестиций (идет к изменению объемов производства и росту доходов в неодинаковых пропорциях. Если инвестиции возрастают, предположим, на 5 млрд руб., то совокупный доход может увеличиться в течение года на 15—20 млрд руб. Этот результат получил название эффекта мультипликатора. Мультипликатор инвестиций — это соотношение отклонения от равновесного ЧНП и изменения в расходах на инвестиции, т.е.:
Необходимо иметь в виду, что изменения в потреблении, государственных закупках и экспорте также подвержены эффекту мультипликатора.
Мультипликатор может действовать в двух направлениях: небольшое увеличение инвестиций дает существенный прирост ЧНП и, наоборот, небольшое снижение инвестируемых средств ведет к значительному сокращению произведенного продукта. Явление мультипликатора существует благодаря двум особенностям экономического развития. Во-первых, для любой экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где деньги, потраченные одними субъектами, получают в виде доходов другие субъекты хозяйствования. Во-вторых, любое изменение доходов влечет изменения в потреблении и сбережении в том же направлении.
При этом пропорции между потреблением и сбережением сохраняются
Мультипликатор всегда обратно пропорционален предельной склонности к сбережению:
или
Чем меньше предельная склонность к сбережению, тем больше значение мультипликатора. Если будет сберегаться 1/4 часть дополнительного дохода, то мультипликатор будет равен 4, а если — 1/9 часть, то он будет равен 9. Такая зависимость ЧИП и доходов общества от уровня сбережений вызывает необходимость разработки определенных мер со стороны государства для! стабилизации экономического развития.
Мультипликатор, отражающий только использование сбережений на инвестиции, называется простым. Но полученный доход используется не только на потребление и сбережение, из него уплачиваются налоги, закупаются товары за границей. Мультипликатор с учетом всех изъятий — сбережений, налогов и импорта — называется сложным.
Если общество пытается увеличить сбережения в денежное форме, а не тратит доход, то результатом может быть производство того же или даже меньшего продукта. Поэтому такое качество, как бережливость, к которому всегда относились с уважением, оказывается, может превратиться социальное зло. Если индивид откладывает часть полученного дохода, чтобы более равномерно распределить свое потребление во времени, то, с точки зрения общества, он поступает нерационально. Что касается общества то ему выгоднее весь доход тратить, поскольку каждый неистраченный рубль уменьшает чей-то доход и сдерживает развитие производства. Поэтому при росте ЧНП норма сбережения не должна меняться, так как рост нормы сбережения ведет к снижению ЧНП.
Существует еще одна проблема инвестиций и сбережений. Как правило, стимулы к росту сбережений усиливаются у индивидов, когда экономика вступает в стадию спада производства, т.е. в то время, когда это совершенно нежелательно для общества, ибо увеличение сбережений усиливает темпы сокращения объемов производства. Поэтому у государства появилась необходимость постоянно регулировать темпы сбережений и инвестиций, регулируя тем самым темпы экономического роста и объемы производства.
С действием мультипликатора непосредственно связан принцип акселерации. Его сущность заключается в том, что возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие такие товары, расширяются, и это вызывает увеличение спроса на товары производственного назначения, т.е. на средства производства. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на товары производственного назначения. Это связано с некоторыми особенностями воспроизводства основного капитала. Последний требует единовременных крупных затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного времени. Поэтому в случае необходимости расширения существующих или строительства новых предприятий затраты на создание нового основного капитала превосходят стоимость выпускаемой продукции. Другими словами, принцип акселерации касается изменения спроса на готовую продукцию.
Под акселерацией понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.
Для определения масштабов акселерации экономисты ввели меру акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос. Такой мерой служит коэффициент акселерации, или просто акселератор. Акселератор — числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, показывающий, во сколько раз увеличивается спрос на производственные инвестиции вследствие роста потребительского спроса в предыдущем периоде.
Таким образом, изменения в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых, или стимулированных инвестиций, исчисляется как произведение прироста дохода на коэффициент акселерации.
Простейшая формула акселератора такова:
Следовательно, эффект от прироста дохода, выраженный в приросте инвестиций, находится в прямой зависимости от коэффициента акселерации, и поэтому увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций.
Акселеративное воздействие роста спроса на потребительские товары происходит лишь в случае изменения его темпов роста, а не абсолютного изменения такого спроса. В то же время новые инвестиции находятся в функциональной зависимости от темпов роста спроса на потребительские товары.
Принцип акселерации обладает двусторонним действием. Вначале небольшой прирост продаж дает громадный прирост инвестиционных расходов, и для того чтобы не упали инвестиции, необходимо поддерживать растущее потребление. Если темпы роста потребления будут увеличиваться, то инвестиционные расходы станут возрастать в соответствии с величиной акселератора и принцип акселерации приобретет повышательный характер. При убывающих темпах роста спроса на потребительские товары, естественно, последует падение спроса на инвестиции.
- 1.1. Экономическая теория
- 1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
- Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции.
- Методология и методы экономической теории.
- Экономические категории и экономические законы.
- Этапы развития экономической теории.
- Предметы микроэкономики и макроэкономики.
- Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы и модели экономической системы.
- Главные направления современной экономической мысли.
- Экономические ресурсы и их ограниченность.
- Эффективность использования экономических ресурсов и основные показатели.
- Эффективность по Парето (оптимум Парето)
- Измерение эффективности производства и потребления благ
- 2. Основы теории товарного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Понятие «товар», «благо», «услуга». Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.
- Деньги: сущность, функция.
- Элементы денежной системы.
- Денежный мультипликатор.
- Закон денежного обращения.
- Современные денежные средства.
- Теория цены товара.
- Виды цен и тарифы.
- 3. Рынок как экономическая система. Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка. Конъюнктура рынка.
- Структура, виды, сегментация рынка.
- Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.
- Ценовая дискриминация
- Спотовый и срочный рынки.
- 4. Рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рыночный механизм и его элементы.
- Конкуренция в рыночной системе; понятие, функции и виды.
- Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.
- Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция
- Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.
- Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
- Эластичность спроса и предложения. Равновесная цена.
- Рыночная цена
- 5. Собственность и формы предпринимательской деятельности. Собственность как экономическая и правовая категория. Владение. Распоряжение. Пользование. Формы собственности.
- Виды собственности и формы хозяйствования.
- Юридические и физические лица. Резиденты. Нерезиденты.
- Разгосударствление. Приватизация.
- Предприниматель. Предпринимательство: сущность, виды и формы.
- 6. Предприятие в рыночной экономике. Предприятие (фирма) как экономическая категория.
- Виды предприятий по формам собственности, по размерам, по способам организации.
- Разделение труда, кооперация, специализация. Концентрация, централизация и диверсификация производства.
- Специализация и кооперирование производства
- Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
- Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность фирм.
- 7. Теория потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительский выбор; потребность, цена, доход. Потребность и потребление.
- Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- Эффект замещения и эффект дохода. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.
- Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
- Основной капитал. Амортизация. Себестоимость.
- Себестоимость
- Производственная функция закон убывающей отдачи. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
- Изменение масштаба производства
- Закон убывания предельной отдачи
- Деятельность фирмы в долгосрочном периоде Эффект масштаба
- Трансакционные издержки.
- . Отрицательные и положительные внешние эффекты
- Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.
- 9. Рынки факторов производства и формирования факториальных доходов. Отличия рынка факторов производства от рынков товаров и услуг. Равновесие рынка ресурсов.
- Производный спрос на факторы производства
- Равновесие рынка ресурсов
- Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения.
- Заработная плата: виды и системы. Минимальная, нормальная и реальная заработная плата.
- Рынок капиталов. Процент: номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование.
- Рынок земли. Рента и рентные отношения. Цена земли. Прибыль.
- Цена земли
- Размер ренты
- Величина ссудного процента
- 10. Национальная экономика: цели и результаты развития. Общественное производство и воспроизводство.
- Национальная экономика как единое целое. Макроэкономические цели.
- Основные макроэкономические показатели. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Основные показатели системы национальных счетов, национальное богатство.
- 11. Макроэкономическое равновесие и экономический рост. Экономическое равновесие и эффективный рост.
- Классическая теория макроэкономического равновесия
- Макроэкономическое равновесие в долгосрочном и краткосрочном периоде
- Модель совокупного спроса и предложения.
- Уровень национального дохода.
- Теория определения уровня дохода
- Инвестиции Процент и инвестиции.
- 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция. Экономические циклы и его типы. Продолжительность экономического цикла. Фазы промышленного цикла.
- Причины цикличности
- Типы циклов
- 2. Фазы промышленного цикла
- Структурные кризисы.
- Государственное антициклическое регулирование
- Два подхода к антициклическому регулированию
- Причины и типы безработицы.
- Типология инфляции.
- Типология инфляции
- Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- Инфляция и процентные ставки.
- 14. Финансы, кредит и денежное обращение. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.
- Государственный бюджет.
- Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга
- Налоги. Функции налогов и их классификация. Кривая Лаффера.
- Сущность, основные формы и функции кредита.
- Формы кредита
- Банковская система и ее структура.
- Банковская система: создание депозитов (банковских денег)
- Функции и основные операции банков
- Финансовый рынок.
- Денежный рынок.
- Рынок ценных бумаг и виды ценных бумаг.
- Фондовый рынок и его участники
- 15. Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства. Мировая экономика. Мировой рынок.
- Типология (классификация) стран мира.
- Группа развитых стран
- Группа развивающихся стран
- Группа стран с переходной экономикой
- Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в. И начале XXI века.
- Глобальные проблемы мировой экономики.
- Локальная демографическая проблема
- Проблема бедности развивающихся стран
- Планетарная экологическая проблема
- Место России в мировой экономической системе.