Структура, виды, сегментация рынка.
Структура рыночной системы- это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.
Признаками любой структуры, в том числе, структуры рыночной системы, являются:
• тесная связь между ее элементами;
• определенная устойчивость внутренних связей;
• целостность, совокупность данных элементов.
Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему и выделять систему рынков по различным признакам.
По территориальному признаку можно выделить следующие системы рынков:
• местный (локальный) рынок;
• региональный рынок;
• национальный рынок;
• мировой рынок.
По специфике функционирования рыночного механизма и полноте его регулирующих функций, выделяют:
• неразвитый рынок, который характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами — товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов;
• свободный (совершенный) рынок, предполагающий неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними, возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность, абсолютную мобильность факторов производства, неограниченную свободу передвижения капитала, наличие у каждого участника полной информации о рынке, производство однородных товаров, невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами, невозможность влиять на цены, В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов. Поэтому свободный рынок — это абстракция, поскольку условиям такого рынка не отвечает никакая государственность;
• регулируемый рынок, в котором наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации;
• деформированный рынок — существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают; отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики; попытка усиления региональных рынков и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.
По степени ограничения конкуренции выделяют:
• рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;
• рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыночную власть, основанную на дифференциации товара или услуги;
• олигополистический рынок, в котором фирмы имеют значительную власть, по конкуренции сохраняется и порою бывает весьма разрушительной;
• рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю отрасль и выступает единственным продавцом;
• рынок монопсонии со множеством продавцов и лишь одним покупателем;
• смешанный рынок.
Монополия и монопсония в чистом виде — редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии и монопсонии.
Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою, специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капитала — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, на рынки по отдельным специальностям.
Сегментация –это выделение в пределах рынка четко обозначенных групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению, для обслуживания которых могут потребоваться определенные товары или маркетинговые комплексы.
Суть процесса сегментации заключается в том, что всех потребителей делят на группы, которые предъявляют особые отличные от других требования к данному товару. Т.е. сегмент - это группа потребителей с однородными потребностями и одинаково реагирующие на маркетинговое воздействие. Конечная цель сегментирования - выбрать наиболее выгодный или выгодные для фирмы сегменты, выбрать те сегменты, которые принесут фирме максимальную прибыль
Сегментация может быть нескольких видов в зависимости от характера ее проведения и от типа потребителя товаров или услуг.
В первом случае выделяют:
- макросегментацию, в рамках которой рынки делятся по регионам, странам, степени их индустриализации и т.д.;
- микросегментацию, которая предполагает формирование групп потребителей (сегментов) одной страны, региона по более детальным критериям (признакам);
- сегментацию вглубь, в этом случае процесс сегментации начинают с широкой группы потребителей, а затем поэтапно углубляют ее в зависимости от классификации конечных потребителей товара или услуги;
- сегментацию вширь, которая начинается с узкой группы (сегмента) потребителей, а затем расширяется в зависимости от сферы назначения и использования товара;
- предварительную сегментацию — начальный этап маркетинговых исследований, ориентирующий на изучение максимально возможного числа рыночных сегментов;
= окончательную сегментацию— завершающая стадия анализа рынка, проведение которой регламентируется возможностями самой фирмы и условиями рыночной среды. Она связана с поиском оптимальных сегментов рынка в целях позиционирования на них товаров, отвечающих спросу потребителей и возможностям фирмы.
В зависимости от типа потребителя товара или услуг различают сегментацию потребителей товаров потребительского спроса и потребителей товаров производственно-технического назначения ПТН.
- 1.1. Экономическая теория
- 1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
- Предмет науки «Экономическая теория» и ее функции.
- Методология и методы экономической теории.
- Экономические категории и экономические законы.
- Этапы развития экономической теории.
- Предметы микроэкономики и макроэкономики.
- Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы и модели экономической системы.
- Главные направления современной экономической мысли.
- Экономические ресурсы и их ограниченность.
- Эффективность использования экономических ресурсов и основные показатели.
- Эффективность по Парето (оптимум Парето)
- Измерение эффективности производства и потребления благ
- 2. Основы теории товарного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Понятие «товар», «благо», «услуга». Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.
- Деньги: сущность, функция.
- Элементы денежной системы.
- Денежный мультипликатор.
- Закон денежного обращения.
- Современные денежные средства.
- Теория цены товара.
- Виды цен и тарифы.
- 3. Рынок как экономическая система. Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка. Конъюнктура рынка.
- Структура, виды, сегментация рынка.
- Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.
- Ценовая дискриминация
- Спотовый и срочный рынки.
- 4. Рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рыночный механизм и его элементы.
- Конкуренция в рыночной системе; понятие, функции и виды.
- Несовершенная конкуренция Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика.
- Совершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция
- Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.
- Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
- Эластичность спроса и предложения. Равновесная цена.
- Рыночная цена
- 5. Собственность и формы предпринимательской деятельности. Собственность как экономическая и правовая категория. Владение. Распоряжение. Пользование. Формы собственности.
- Виды собственности и формы хозяйствования.
- Юридические и физические лица. Резиденты. Нерезиденты.
- Разгосударствление. Приватизация.
- Предприниматель. Предпринимательство: сущность, виды и формы.
- 6. Предприятие в рыночной экономике. Предприятие (фирма) как экономическая категория.
- Виды предприятий по формам собственности, по размерам, по способам организации.
- Разделение труда, кооперация, специализация. Концентрация, централизация и диверсификация производства.
- Специализация и кооперирование производства
- Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
- Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность фирм.
- 7. Теория потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительский выбор; потребность, цена, доход. Потребность и потребление.
- Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- Эффект замещения и эффект дохода. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.
- Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
- Основной капитал. Амортизация. Себестоимость.
- Себестоимость
- Производственная функция закон убывающей отдачи. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
- Изменение масштаба производства
- Закон убывания предельной отдачи
- Деятельность фирмы в долгосрочном периоде Эффект масштаба
- Трансакционные издержки.
- . Отрицательные и положительные внешние эффекты
- Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.
- 9. Рынки факторов производства и формирования факториальных доходов. Отличия рынка факторов производства от рынков товаров и услуг. Равновесие рынка ресурсов.
- Производный спрос на факторы производства
- Равновесие рынка ресурсов
- Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения.
- Заработная плата: виды и системы. Минимальная, нормальная и реальная заработная плата.
- Рынок капиталов. Процент: номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование.
- Рынок земли. Рента и рентные отношения. Цена земли. Прибыль.
- Цена земли
- Размер ренты
- Величина ссудного процента
- 10. Национальная экономика: цели и результаты развития. Общественное производство и воспроизводство.
- Национальная экономика как единое целое. Макроэкономические цели.
- Основные макроэкономические показатели. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Основные показатели системы национальных счетов, национальное богатство.
- 11. Макроэкономическое равновесие и экономический рост. Экономическое равновесие и эффективный рост.
- Классическая теория макроэкономического равновесия
- Макроэкономическое равновесие в долгосрочном и краткосрочном периоде
- Модель совокупного спроса и предложения.
- Уровень национального дохода.
- Теория определения уровня дохода
- Инвестиции Процент и инвестиции.
- 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция. Экономические циклы и его типы. Продолжительность экономического цикла. Фазы промышленного цикла.
- Причины цикличности
- Типы циклов
- 2. Фазы промышленного цикла
- Структурные кризисы.
- Государственное антициклическое регулирование
- Два подхода к антициклическому регулированию
- Причины и типы безработицы.
- Типология инфляции.
- Типология инфляции
- Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- Инфляция и процентные ставки.
- 14. Финансы, кредит и денежное обращение. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.
- Государственный бюджет.
- Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга
- Налоги. Функции налогов и их классификация. Кривая Лаффера.
- Сущность, основные формы и функции кредита.
- Формы кредита
- Банковская система и ее структура.
- Банковская система: создание депозитов (банковских денег)
- Функции и основные операции банков
- Финансовый рынок.
- Денежный рынок.
- Рынок ценных бумаг и виды ценных бумаг.
- Фондовый рынок и его участники
- 15. Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства. Мировая экономика. Мировой рынок.
- Типология (классификация) стран мира.
- Группа развитых стран
- Группа развивающихся стран
- Группа стран с переходной экономикой
- Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в. И начале XXI века.
- Глобальные проблемы мировой экономики.
- Локальная демографическая проблема
- Проблема бедности развивающихся стран
- Планетарная экологическая проблема
- Место России в мировой экономической системе.