logo
ЭконТеория Экзамен

Предпри­ниматель. Предпринимательство: сущность, виды и формы.

Предпринимательство –это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в совре­менном обществе. Предпринимательство выполняет особую функцию обеспече­ния развития и совершенствование экономики, ее постоянное об­новление, создание инновационной среды, ломающей традицион­ные структуры и открывающей дорогу к новому.

Сущность предпринимательства состоит в том, что это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в совре­менном обществе. Предпринимательская деятельность рассматри­вается и как ведущий фактор производства.

Предпринимателями яв­ляются только деловые люди, поведение которых на рынке отли­чается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых воз­можностей для хозяйственной активности, освоение новых рын­ков, переход к производству новых товаров и услуг — это и есть предпринимательская деятельность. Наиболее важными целями предпринимателя являются: про­изводство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение прес­тижа, развитие бизнеса. Первая группа функций предпринимательства— управленческая, составляющие которой можно объединить в четыре блока: непосредственно управление производством; управление финансами; управление кадрами; управление сбытом. Вторая группа предпринимательства интегрирует функции: ресурсную; творческую; социальную, сориентированные на: 1)рационализацию производства, использование сберегающих технологий; 2) решение социальных проблем — непосредственно используется на наиболее крупных предприятиях в форме; проводимой здесь социальной политики, кроме того, предполагает ориентацию производства на наилучшее удовлет­ворение потребительского спроса, рост благосостояния.

Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты. редпринимателем может быть физическое или юридическое лицо, а также объединившиеся в общество (товарищество) не­сколько физических или юридических лиц, которые по праву соб­ственности (или по доверенности) владеют, распоряжаются и пользуются имуществом предприятия (хозяйственной единицы), управляют и организуют его хозяйственно-финансовую деятель­ность. Субъектами предпринимательства могут выступать иност­ранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обя­занностей, предусмотренных действующим законодательством. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в орга­нах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, в функции которых входит решение вопросов, связанных с осуще­ствлением предпринимательской деятельности, или контроль за такой деятельностью.

Среди наиболее важных целей предпринимателя — про­изводство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение прес­тижа, развитие бизнеса.

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере эко­номики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, считаются: производство, коммерцию, финансы, интеллектуальный комплекс.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия.

Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные; коллективные; корпоративные.

Эти формы классифицируются на ма­лые, средние и крупномасштабные, а также на индивидуальные и коллективные.

Мировая практика свидетельствует о нали­чии следующих коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы, кооперативы.

В России малое частное предпринимательство в производствен­ной сфере начало развиваться лишь в конце XX в., однако уже приобретен и позитивный и негативный опыт. Наиболее типич­ными формами малого бизнеса стали система франчайзинга и венчурного предпринимательства.

В сегодняшнем мире, когда рынки поделены между крупней­шими корпорациями создание еще более крупных, более эффективных корпоративных структур, способных конкурировать с крупнейшими ТНК является единственным выходом для России. Без развития крупного бизнеса, в том числе, российских бизнес-групп, Росссия не сможет занять заметные позиции на мировом рынке.

Фирмы могут выступать в форме различных объединений и орга­низовываться по различным принципам:

- горизонтального комбинирования, когда фирма объединяет предприятия, находящиеся на одной стадии производственного процесса (например, сеть магазинов в сфере розничной торгов­ли — компания ИКЕА);

- вертикального комбинирования, когда фирма объединяет пред­приятия, находящиеся на различных стадиях производственного процесса (например, сталелитейные компании объединяют пред­приятия по добыче и переработке железной руды и выплавке ста­ли и по форме организации производства представляют собой комбинаты);

- диверсификации производства, когда фирма объединяет пред­приятия многих отраслей экономики и в результате формируются конгломераты. Примером могут служить многие современные фи­нансово-промышленные группы, включающие как промышлен­ные и торговые, так и финансовые компании: банки, страховые фирмы, паевые инвестиционные и пенсионные фонды, а также предприятия транспорта, связи и других видов услуг (от гости­ничных комплексов до образовательных услуг).

В настоящее время имеет место объединение под единым управлением однородных по производству и техно­логии предприятий, т.е. создание горизонтально и вертикально интегрированных ИКС, за счет объединения дивизионов под об­щим руководством управляющей компании. В этом случае речь идет уже о создании ИКС отраслевого характера, охватывающей про­блемы производства, в данном случае алюминия, в комплексе: от руды (сырья) до производства и сбыта готового продукта.