logo
ЭконТеория Экзамен

Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Предложение товаров на рынке является результа­том производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи. Объ­емом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить про­давец пли группа продавцов на рынке в единицу вре­мени при определенных условиях. К числу этих усло­вий относятся цены данного и других товаров, харак­тер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.

Функция предложения — зависимость объема пред­ложения от определяющих его факторов. В общем виде она имеет вид:

где Qs — объем предложения данного товара в единицу времени;

К — характер применяемой техноло­гии;

V - налоги и дотации;

N — природно-климати­ческие условия.

Если все неценовые факторы принять за неизмен­ные, то от функции предложения, представленной выше, можно перейти к функции предложения данного товара от его цены;

Иными словами, функция предложения указывает то количество продукта, которое производители будут предлагать по разным возможным ценам.

Между предложением и ценой существует положи­тельная, или прямая, связь, называемая законом пред­ложения: с повышением цен возрастает величина пред­ложения, с их снижением она сокращается. Зависи­мость предложения от цены можно представить графически (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Функция предложения

В нормальном виде кривая предложения направлена вверх и вправо, т. е. более высокой цене соответству­ет больший объем предложения. Это связано с тем, что выручка, которую получает продавец, растет с повышением цены товара, а так как издержки произ­водства остались неизменными, возрастает прибыль то­варопроизводителей. Все это побуждает их расширять производство данного товара.

При увеличении предложения кривая SS (рис. 2.4) сместится вправо, а при уменьшении - влево.

Рис. 1.4. Изменение в предложении

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени, обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) яв­ляются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

а б в

Рис. 1.5. Изменение цен и объема предложения кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (пони­жение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 1.5 а) В условиях корот­кого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом (рис. 1.5 б). В условиях длительного периода увеличение спроса при­водит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. 1.5 в).

Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на пред­ложение.

1. Цены ресурсов. Существует тесная связь между издержками производства и предложением. За дополни­тельные единицы продукции фирма должна установить более высокие цены, поскольку их производство тре­бует больших издержек. Снижение ресурсных цен уменьшит издержки производства и увеличит предло­жение, и наоборот, увеличение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение.

2. Технология производства. Совершенствование технологии означает, что новые знания позволят более эффективно произвести единицу продукции, т. е. с меньшими затратами ресурсов. В этом случае снизятся производственные издержки, и увеличится предложение. На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает тех­нический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступнос­тью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначитель­ное изменение цен означает существенное увеличение предложе­ния товара. Когда же увеличение производства требует больших зат­рат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

3. Налоги и дотации. Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов. Оно взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разраба­тывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, с целью оказания того или иного влияния на производство товаров, а также выплачивает дотации, занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. При этом предприятия рас­сматривают большинство налогов как издержки произ­водства, поэтому повышение ставки налогов увеличи­вает издержки производства и сокращает предложение. Дотации считаются налогом наоборот. Когда государ­ство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его пред­ложение.

4. Цены на другие товары. Товары могут быть взаимодополняющими или взаимозаменяемыми как в производстве, так и в потреблении. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологи­ческого процесса, а в потреблении — функциональным назначением товаров.

5. Ожидание изменения цены продукта может повлиять на желание производителя поставлять про­дукт на рынок в настоящее время или ограничить предложение в зависимости от снижения или увеличе­ния цены продукта в будущем.

6. Число продавцов. При данном объеме производ­ства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение; чем меньше в от­расли количество фирм, тем меньше предложение.

Разница между изменением предложения и объема предложения такая же, как между изменением спроса и объема спроса. Графически изменение объема пред­ложения выражается в движении по кривой предложе­ния (рис. 2.3).

На рынке в равновесие приходят, с одной стороны, желание продавцов продать товар, с другой — желание покупателей при­обрести его, т. е. взаимодействие предложения и спро­са, так как реальная купля-продажа товара возможна только при этих условиях.