logo
ЭконТеория Экзамен

Себестоимость

Совокупность всех текущих затрат предприятия на произ­водство и реализацию продукцию, выраженных в денежной форме, образует себестоимость этой продукции. Себестоимость продукции является важнейшим показате­лем, в котором отражаются все успехи и недостатки произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она отражает рациональность использования материальных, тру­довых и финансовых ресурсов предприятия, основных и обо­ротных фондов, уровень организации производства и труда8.

Себестоимость продукции является важнейшим синтетическим, качественным показателем, так как на нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ресурсов, рациональность организа­ции производства, труда, управления. Именно себестоимость продукции, харак­теризуя затраты предприятия на производство, является наилучшим мерилом того, насколько рационально используются организацией основные фонды, матери­альные и трудовые ресурсы.

От уровня себестоимости продукции зависит прибыль. Чем меньше себестои­мость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия, доступнее производимая продукция для покупателей или оказываемые услуги для заказчиков, ощутимее экономический эффект от продажи продукции (оказа­ния услуг, выполнения работ).

Себестоимость продукции служит базой для исчисления продажных (отпуск­ных) цен и формирования финансовых результатов, поэтому систематическое снижение себестоимости продукции — необходимое условие повышения эконо­мической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финан­совые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизвод­ства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Снижение себестоимости продукции является посто­янно действующим фактором роста эффективности производства.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресур­сов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость (издержки) продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перево­оружение и расширение действующего предприятия;

• определение оптимальных размеров предприятия;

• экономическое обоснование и принятие любых управлен­ческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, про­изводственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные рас­ходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производст­во и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие рас­ходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себесто­имость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкрет­ными условиями, в которых действует то или другое пред­приятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средне­взвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значе­ние себестоимости продукции для предприятия резко возраста­ют. С экономических и социальных позиций значение сниже­ния себестоимости (издержек) продукции для предприятия заключается в следующем:

• в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении пред­приятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

• в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

• в улучшении финансового состояния предприятия и сни­жении степени риска банкротства;

• в возможности снижения продажной цены на свою про­дукцию, что позволяет в значительной мере повысить кон­курентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

• в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Проблема снижения себестоимости (издержек) продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.