logo
ЭконТеория Экзамен

Типология инфляции

В качестве основных типов инфляции экономисты выделя­ют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).

Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со сторо­ны спроса. Она имеет место в том случае, когда денежные до­ходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных зака­зов), так и от лица предпринимателя (повышение спроса на товары), а также в результате роста покупательной способности населения.

Инфляция предложения. Масса денег, не обеспеченная товарами, в результате происходит рост цен. Такая инфляция считается классической. Она характерна для многих стран мира. Инфляция предложения означает рост цен, спровоциро­ванный увеличением издержек производства. Рост издержек может происходить вследствие спада производства, роста цен на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения заработной платы, изменения курса валюты, ставок налогов и влияния других факторов.

На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении де­фицита госбюджета, снижении платежеспособности пред­приятий. Уровень инфляции является одним из важнейших экономических по­казателей, который влияет на процентные ставки, обменные кур­сы, стоимость и качество жизни. Поддержание уровня инфляции на приемлемом уровне определяет общее доверие к политической и экономической системе той или иной страны.

Различают следующие виды и формы проявления инфляции:

по степени проявления:

по способам возникновения:

Административная инфляция порождается волей государст­венных органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый силь­ный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных, рынках, монополизм производителей и поставщиков продоволь­ственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Административная инфляция проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных по­шлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях, например, на нефтепродукты и другие энергоносители, «административная ин­фляция» стимулирует «инфляцию издержек».

В мировой практике под «инфляцией издержек» подразумева­ется такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. «Ин­фляция издержек» обусловлена ростом всех компонентов произ­водственных затрат: материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.

Инфляция издержек не является специфической закономер­ностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе. Вспышки «инфля­ции издержек» происходят при ряде структурных сдвигов, сни­жающих чувствительность экономики к конечному потребитель­скому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», посколь­ку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и соответственно провоцирует рост цен на боль­шинство продовольственных и промышленных товаров. Соответ­ственно, рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

Инфляция спроса порождается выпуском в обра­щение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Умеренная инфляция — это инфляция, при которой темпы прироста цен не превышают 10 % в год. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров.

При галопирующей инфляции темпы прироста цен приобретают стремительный характер и колеблются от 10 до 200 % в год, что создает серьезное напряжение для экономики. В этих условиях контракты "привязываются" к росту цен или к иностранной валюте, например к доллару США, деньги уско­ренно материализуются.

При гипер- и суперинфляции цены растут астроно­мическими темпами. В раскручивании спирали инфляции важ­но отметить роль инфляционных ожиданий. В условиях гипер- и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену то­варно-денежному обращению приходит бартер. Расхождение динамики цен и заработной платы становится катастрофичес­ким и начинает влиять на уровень благосостояния даже наибо­лее обеспеченных слоев населения.

Гиперинфляция является редким явлением для стран с рыночной экономикой, чего нельзя сказать о галопирующей инфляции, которая время от времени разражается даже в промышленно развитых странах (Англии, Германии, Италии и др.). Главная тенденция развитых стран, таких, как США, Япония, — умеренная инфляция. Государственное вмешательство, направленное на регулирование денежного обращения и использование системы налогообложения, позволяет удерживать инфляцию в экономически допустимых рамках.

Все перечисленные выше виды инфляции представляют со­бой тип открытой инфляции. Скрытая (подавленная) инфляция протекает при хроническом дефиците това­ров и услуг в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе.

В зависимости от соотношения роста цен по различным товар­ным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста выделяют следующие виды инфляции:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных това­ров неизменны относительно друг друга, а при несбаланси­рованной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Прихо­дится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соот­ветствующих фирм лучше не приобретать.

Несбалансированность инфляции — большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на буду­щее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы— лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через не­делю, и через год, Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность ва­риантов инвестирования. Промышленность развиваться в та­ких условиях не может, индустриальное возрождение Рос­сии нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-по­среднические операции, удобренные стихийными, несбалан­сированными скачками относительных цен, как в отрасле­вом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения такого критерия, как предсказуемость инфляции, выделяют: а)ожидаемую; б) неожидаемую инфляцию.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогно­зироваться заранее, с достаточной степенью надежности (фак­тически она планируется правительством страны при разра­ботке госбюджета). Неожидаемая инфляция возникает стихийно, ее про­гноз невозможен. Она характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и нало­гообложении, а также может спровоцировать и подстегнуть инфляционные ожидания.