logo
ЭконТеория Экзамен

14. Финансы, кредит и денежное обращение. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.

Необходимым элементом рыночной экономики являются де­нежные отношения, складывающиеся между экономическими субъектами. В системе данных отношений особое место занима­ет подсистема финансовых отношений. Финансы — это эконо­мические отношения по поводу образования, распределения и использования целевых денежных фондов.

Субъектами финансовых отношений являются предприятия, домашние хозяйства и государство. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.

Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются:

Сущность финансов проявляется в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, контрольную и распределительную функции.

Мобилизационная функция состоит в аккумулировании в рук; государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике.

Контрольная функция реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция проявляется в контроле государ­ства за производством, распределением и обменом производи­мого в экономике продукта. Государство контролирует, в част­ности, насколько своевременно финансовые средства поступают в распоряжение экономических субъектов, а также эффективность их использования.

Распределительная функция обеспечивает перераспределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации. Наиболее пол­но данная функция реализуется в странах, где принята кейнсианская концепция рыночного регулирования.

Очень важным и эффективным рычагом воздействия государства на национальное хозяйство являются финансы, которыми оно обладает. Финансы - совокупность всех де­нежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприя­тия и государство.

Рассмотрим структуру финансовой системы и взаимосвязи между ее основными частями.

На предприятиях и в домашних хозяйствах образуются первич­ные финансы. Здесь собственники факторов производства приме­няют труд и его вещественные условия для получения изначаль­ных доходов. Эта финансовая деятельность включает: образование денежных средств и их расходование. На уровне низовых звеньев национального хозяйства доходы и расходы уравновешиваются следующим образом. На фирмах состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве по­лученные доходы (от использования факторов производства) со­поставляются с расходами (затратами на текущие потребление и сбережения).

Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первич­ных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обя­зательные платежи, которые государство взимает с учетом вели­чины начальных доходов предприятий и населения.

Особое место в системе финансовых отношений занимают государственные финансы. Государство формирует денежные фонды путем изъятия части доходов предприятий не только государственного, но и частного сектора. При этом государство не предоставляет предприятиям товарного эквивалента, т.е. данные отношения носят безвозмездный характер и представляют относительно самостоятельную подсистему в системе финансовых отношений рыночной экономики.

Взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функций государства, образует финансовую систему. В нее входят следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды.

Ядро данной системы образует государственный бюджет, который является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представ­ляет собой годовой план государственных доходов и расходов. Главная функция государственного бюджета — реализация фи­нансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с Помощью налогов средства служат материальной основой вы­полнения государством его функций в экономике страны.

По мере увеличения масштабов местного хозяйства, расши­рения и усложнения функций местных властей усиливается роль местных финансов. В федеративных государствах на их долю при­водится до половины всех ресурсов общегосударственной финансовой системы.

Специализированные правительственные фонды включают целевые фонды, а также фонды государственных и полугосударственных финансово-кредитных учреждений. Использование дан­ных фондов повышает гибкость финансовой системы в целом.

Структура государственного бюд­жета. Доходная часть государственного бюджета формируется пре­имущественно за счет подоходного налога. Расходная часть пред­полагает финансирование социальных расходов, поддержание обо­роноспособности страны, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям государственного секто­ра, а также финансирование развития инфраструктуры.

Характер проводимой в данной стране политики существен­но влияет на структуру расходной части бюджета. Социальные и хозяйственные расходы превалируют в тех странах, где государ­ственная политика имеет выраженную кейнсианскую ориента­цию. В случаях, когда государственная политика основывается на монетаризме, удельный вес указанных расходов в бюджете су­щественно ниже. В целом расходование средств государственного бюджета призвано поддерживать стабильное, пропорциональное развитие национальной экономики.

Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и накоплением, инструментом воздействия на предложение факторов производ­ства и объемы выпуска различных секторов экономики. Достигается это посредством изменения государственных расходов налогов в рамках реализации фискальной политики правительства, направленной на достижение основных макроэкономических целей.

Для расширения научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновле­ние производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказа­ми. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структу­ры и повышение квалификации рабочей силы.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государства того потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответству­ют закупки товаров и услуг па военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружений.

Регулированию экономики способствуют расходы на соци­альные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструк­туру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей хозяйства. Структура и объемы государственных финансов, их роль в вос­производстве и распределении национального продукта в стра­нах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на послед­нюю оказывает фискальная политика.