logo
ЭконТеория Экзамен

Налоги. Функции налогов и их классификация. Кривая Лаффера.

Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет соот­ветствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый экономическими субъектами в законодательном порядке.

Различают два основных вида налогов:

• прямые — налоги на доходы и имущество. Эта категория включает подоходный налог, который составляет наиболь­ший удельный вес в доходах государственного бюджета, а также налог на прибыль предприятий и налоги на собст­венность;

• косвенные — налоги на товары и услуги, например, налог с продаж. В большинстве развитых стран он заменен нало­гом на добавленную стоимость. Сюда относятся также ак­цизы, налог на наследство и т.д.

Налоговое бремя — это величина налоговых поступлений. Юно зависит от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база представляет собой величину, с которой взимается налог. Налоговая ставка — размер взимаемого налога.

Налоги выполняют следующие функции:

• фискальную, сущность которой состоит в финансировании государственных расходов, необходимых для выполнения государством его функций в рыночной экономике;

• социальную, предполагающую поддержание социального рав­новесия посредством уменьшения разрыва между дохода­ми различных социальных групп населения. Для реализа­ции данной функции используются прогрессивное налого­обложение, освобождение от уплаты налогов наименее соци­ально защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, а также повышенное налогообложение предметов роскоши;

• регулирующую, смысл которой состоит в том, что государ­ство осуществляет антициклическое регулирование, прово­дит отраслевые и региональные структурные перестройки, воздействует на развитие НИОКР и т.д. Зависимость процентной ставки от размера дохода и имущества должна сопрягаться с проблемой экономической справедливости. Вопрос о том, какая налоговая система в наибольшей степени отвечает принципам справедливости и равенства экономических субъектов, является дискуссионным. В определенной степени реализация данных принципов обеспечивается посредством увязки величины налога с размером имущества и дохода экономических субъектов. Известны три основных прин­ципа налогообложения:

• пропорциональное налогообложение, при котором величи­на налогов пропорциональна размерам имущества и дохода;

• регрессивное налогообложение, когда размер налогов растет медленнее по сравнению с увеличением имущества и дохо­дов;

• прогрессивное налогообложение, когда налоги возрастают быстрее, чем имущество и доход.

Наиболее распространена прогрессивная система налогообложения.

В случае, если правительство стремится увеличить поступления от подоходного налога, оно может воздействовать только на •лотовую ставку, но не на конечные поступления непосредственно.

Ставка налога влияет на выбор между трудом и отдыхом, по­этому доход является функцией от нее, а база налогообложения меняется одновременно со ставкой налога. Если предположить, что ставка налога равна нулю, то общие налоговые поступления также равны нулю. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход должен быть выплачен в качестве налога, поэтому исчезли бы стимулы к труду, доход стал бы равен нулю, а, сле­довательно, прекратились бы налоговые поступления.

Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения по отношению к предложению труда, поэто­му доход может как расти, так и падать с ростом налоговой ставки. Налоговые поступления могут снижаться при росте на­логовой ставки не только из-за реального снижения предложения труда, но также потому, что усиливается стимул уклонения от уплаты налогов, а также стимул выбирать виды деятельности с более низкими налоговыми ставками.

Начиная с нулевого уровня, рост налоговой ставки ведет к увеличению налоговых поступлений. Это продолжается до некоторой точки, после которой последующее увеличение налоговой ставки ведет к снижению доходов бюджета. Указанная зависи­мость представлена на рис. 17.1.

Рис. 17.1. Кривая Лаффера

t — средний уровень налоговых ставок в процентах; G — среднегодовой (долгосрочный) показатель государственных доходов

Налоговая ставка ta, обес­печивающая максимальное поступление налогов в бюджет в долгом периоде, является оптимальной. Если налоговая ставка будет выше ta, то поступления в бюджет будут меньше максимально возможных, поскольку усилятся антистимулы к труду и уплата налогов. Если налоговая ставка будет ниже ta, то бюджет опять-таки недополучит налоги, а значит, государство не сможет в полной мере реализовать свои функции в условиях рыночной экономики.

Снижение налоговой ставки до оптимального уровня может послужить причиной временного снижения государственных доходов, но в длительной перспективе вызовет рост сбережений. Это улучшит условия инвестирования, что будет способствовать росту производства и повышению занятости.

Увеличение доходов приведет к расширению налоговой базы, а, следовательно, и к улучшению состояния доходной части бюджета. Данная кривая получила название кривой Лаффера, по имени американского экономиста Артура Лаффера, который в начале 80-х годов XX в. выявил зависимость между уровнем налоговой ставки и налоговыми поступлениями в бюджет в долгом периоде. Кривая Лаффера приобрела популярность при поддержке эко­номистов, имевших большое влияние в администрации Рейгана. Они отстаивали позицию необходимости снижения действую­щих в США налоговых ставок, поскольку, с их точки зрения, данные ставки были выше оптимального уровня. Уменьшение налоговых ставок должно было привести к увеличению общих налоговых поступлений.

Эффект Лаффера проявляется в условиях развитых рыноч­ных отношений. Сбережения должны свободно перетекать в инве­стиции, уровень инфляции должен быть низким и стабильным. На кратко- и среднесрочных временных интервалах эффект Лаф­фера не подтверждается. Он реализуется только в долгом периоде.

Оптимизация налоговых ставок, сопровождающаяся снижением доли налогового компонента в издержках производства, привле­кает иностранных инвесторов, обеспечивает усиление конкурен­тоспособности товаров на мировых рынках.

Кроме того, в последние годы в развитых странах все чаще ис­пользуются налоговые льготы в целях стимулирования частной инвестиционной активности в промышленности.