logo
ЭконТеория Экзамен

Тео­рия цены товара.

Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на рынках, имеет свою цену.

Как отмечалось ранее, основу цен образует ценность товаров. Из сферы про­изводства продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действо­вать рыночные факторы. Они вызывают отклонения цены вверх или вниз. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров, а значит, на поведе­ние покупателей и продавцов. 92

На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их уста­новления, называемые механизмом ценообразования.

В экономической практике сформировались два основных подхода к станов­лению цен: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыноч­ном способе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложе­ние товара. При затратном подходе в основу установления цены кладутся про­изводственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.

В рыночном ценообразовании цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Во-первых, здесь выражается непосредственная связь цены товара с ценнос­тью, которой он обладает как объект потребления.

Во-вторых, цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

• оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в ус­ловиях так называемой оптовой торговли;

• розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме;

• тарифы (расценки) — цены, по которым производится оплата услуг, например за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в па­рикмахерской, за ремонт квартиры.

По степени свободы цены делятся на:

• жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразо­вания. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону;

• регулируемые цены. Их величина регулируется госорганами, но это воздей­ствие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также про­водиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это оз­начает, что отношение прибыли к издержкам не должно превосходить за­данного уровня, скажем, 50 %;

• рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнкту­ры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны склады­ваться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследова­тельских целях наряду с текущими используются сопоставимые цены. Их исполь­зование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции. Если, к примеру, в один период семья тратила на питание триста тысяч рублей, а затем стала тратить шестьсот тысяч при прежнем уровне потребления, значит, произошел двукратный рост цен на продовольствие.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд цен на товары и услуги фиксируется в виде прейскурантов, т. е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осуществления планово-у правленческих работ используются прогноз­ные и плановые цены. В условиях централизованной экономики планировать цены трудно. Неслучайно в советский период цены в России были плановыми только на бумаге. Регулировались они исключительно государственными органами це­нообразования.

В экономике рыночного типа также широко используются прогнозные цены — на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и про­граммы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикатив­ными планами.

Договорные цены — цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом меж­ду продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсо­лютная величина цены, а диапазон цен, верхний или нижний уровень либо их со­отношение с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфля­ции, возникновения особых обстоятельств, принятия новых законов.

Часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Вы­деляются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же това­ры, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.