logo
ЭконТеория Экзамен

Полезность: общая и предельная. Закон убы­вающей предельной полезности.

В основе потребления товаров и услуг лежит их способность удовлетворять потребности человека. Следовательно, товар должен быть полезен для потребителя. Под полезностью следует понимать способность экономического блага удовлетворять че­ловеческие потребности. Полезность — категория субъективная и объясняет, почему потребитель предпочитает одно благо дру­гому. Тем самым проявляется экономическое назначение полез­ности. Она служит критерием отбора, показывает, насколько необходимо то или иное благо потребителю в данных условиях.

Каждый продукт должен обладать полезностью. Полезность — это способность товара или услуги удовлетворять те или иные по­требности. Но еще продукт обладает предельной полезностью. Пре­дельная полезность — это добавочная полезность, извлекаемая по­требителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Но самое главное — предельная полезность каждой последующей еди­ницы продукции будет падать. Закон убывающей предельной по­лезности гласит: начиная с определенного момента дополнитель­ные единицы каждого продукта будут приносить потребителю по­стоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Согласно закону производители должны понижать цену, чтобы побуждать по­требителей к увеличению покупок такого продукта.

Поведение потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес. Чтобы его понять, необходимо проанализи­ровать факторы, влияющие на поведение потребителя.

Факторы, влияющие на поведение потребителя:

1. Мах товаров и услуг при min расходов. Такой «шаг» потребите­ля рассматривается как разумное поведение.

Типичный потребитель стремится получить за свои деньги •«все, что мож­но», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокуп­ную полезность.

2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчет­ливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, пред­лагаемых на рынке.

Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, кото­рые они могут надумать купить.

3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров.

За несколькими возможными исключениями — Рокфеллеры, Майкл Джек­сон и король Саудовской Аравии — все потребители испытывают на себе сдер­живающее влияние бюджета.

4. Цены. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Потребителю приходится подбирать та­кую комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.