logo search
ЭконТеория Экзамен

Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос и величина спроса.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, бездействующим на спрос и предложе­ние.

Спрос — это форма выражения потребности, пред­ставленной на рынке и обеспеченной денежными сред­ствами. Он выступает в виде платежеспособной по­требности, т. е. потребности покупателя, располагаю­щего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое желают купить от­дельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, год) при определенных услови­ях. Желание покупателей приобрести данный товар означает, что они располагают необходимой для совер­шения покупки суммой денег, т. е. их желания реальны.

Очевидно, что желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов, изменение которых влияет на объем их спроса. Зави­симость последнего от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Она может быть представлена следующим образом:

где Qd - объем спроса на данный товар в еди­ницу времени;

Р, Ра, рb - цены данного и других товаров;

I — денежный доход;

W накопленное имущество;

Т - вкусы и предпочтения;

F - мнение покупателя о своих перспективах;

S — сезонность по­требности, удовлетворяемой данным товаром.

Предположим, что все названные факторы, оказы­вающие влияние на объем спроса, остаются неизменны­ми, за исключением одного — цены рассматриваемого товара. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора — цены, и каж­дому ее значению будет соответствовать определенное значение спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

Qd = f (Р)

Важное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих факторов снижение цены способствует его увеличению, и наоборот, увеличение цены ведет к уменьшению спроса.

Таким образом, существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Ее можно представить графически в виде кривой DD (рис. 1.1). Цена Р1 соответствует объему спроса Q1, цена Р2 —объему спроса Q2, т.е. чем больше цена, тем меньше объем спроса. Кривая спроса DD идет вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная.

Рис. 1.1. Функция спроса

При построении кривой спроса мы допускали, что прочие условия равны, т.е. неценовые факторы, вли­яющие на величину спроса, оставались статичными. Из­менение хотя бы одного из них влечет за собой сме­щение кривой спроса, которое называется изменением спроса.

Рассмотрим основные неценовые факторы и их влияние на спрос.

1. Потребительские вкусы и предпочтения потре­бителей. Благоприятная для данного продукта транс­формация потребительских вкусов и предпочтений, вызванная рекламой или изменением моды, будет оз­начать, что спрос возрастет по каждой цене и кривая спроса сдвинется вправо (рис. 1.2, кривая D1D1). Неблагоприятные изменения в предпочтениях потреби­телей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево (кривая D2D2).

2. Население. Чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг, и наоборот.

3. Денежные доходы потребителей. Воздействие на спрос денежного дохода несколько более сложное. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос па которые изменяется в прямой связи с изменением де­нежного дохода, называются нормальными (шоколад, кофе и др.). В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать, на­пример, меньше хлеба, картофеля и больше мясных продуктов. Увеличение дохода может привести к сни­жению спроса на маргарин, так как покупатели будут покупать сливочное масло. Товары, спрос па которые изменяется в противоположном направлении при изме­нении доходов, называют товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или понижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем главного продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное и растительное масло — взаимозаменяемые товары. Если растет цена на сливочное масло, спрос на него снижается, что ведет к увеличе­нию спроса на растительное масло, и наоборот, сниже­ние цены на сливочное масло увеличивает спрос на него, вызывая снижение спроса на растительное масло. Спрос на взаимодополняющие товары предъявляется одновременно. Между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Кроме того, есть независимые, самостоятельные товары (например, кар­тофель и автомобиль: изменение цены одного из них мало влияет на спрос на другой).

5. Потребительские ожидания относительно бу­дущих цен и доходов способны изменить спрос. Ожи­дание потребителями роста цен может повысить спрос на товары, а ожидание их снижения, наоборот, — по­низить. Предполагая увеличение своих доходов в бу­дущем, покупатели начинают тратить больше денег, а, ожидая снижение доходов, экономят на расходах в настоящий момент,

6. Сезонность потребности, удовлетворяемой дан­ным товаром. Этот фактор проявляется в том, что увеличение спроса на конкретную продукцию зависит от времени года или потребность в ней равномерна в течение года.

Таким образом, повышение спроса на продукт X по любой возможной цене может быть вызвано следую­щими причинами:

1) благоприятным изменением потребительских вкусов;

2) повышением доходов, если продукт X является нормальным.

В результате фирма может увеличить спрос па продукцию с Q1 до Q2 при сохранении прежней цены Р1, а также цену на товар с Р1 до Р2 при сохранении спроса на уровне Q2.

Следует различать изменение спроса и изменение объема спроса: объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, а спрос -когда изменяются факторы, которые раньше принима­лись за постоянные. Графически изменение объема спроса выражается в движении по кривой спроса (рис. 2.1). С изменением цены с Р1 до Р2, когда все неценовые факторы постоянны, потребитель «движется» по кри­вой спроса, увеличивая количество покупаемого товара с Q1 до Q2.