logo search
ЭконТеория Экзамен

Структура, виды, сегментация рынка.

Структура рыночной системы- это совокупность взаимо­связанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыноч­ной системы как единого целого.

Признаками любой структуры, в том числе, структуры ры­ночной системы, являются:

• тесная связь между ее элементами;

• определенная устойчивость внутренних связей;

• целостность, совокупность данных элементов.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и слож­ной структурой, для характеристики которой используют разно­образные критерии, позволяющие расчленять рыночную систе­му и выделять систему рынков по различным признакам.

По территориальному признаку можно выделить следующие системы рынков:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

По специфике функционирования рыночного механизма и полно­те его регулирующих функций, выделяют:

• неразвитый рынок, который характеризуется тем, что ры­ночные отношения в нем носят случайный характер; об­мен товарами и услугами — товарный (бартерный); функ­ции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов;

• свободный (совершенный) рынок, предполагающий неог­раниченное число участников рыночных отношений, сво­бодную конкуренцию между ними, возможность осущест­влять любую хозяйственную деятельность, абсолютную мо­бильность факторов производства, неограниченную свободу передвижения капитала, наличие у каждого участника пол­ной информации о рынке, производство однородных товаров, невозможность влиять на решения конкурентов не­экономическими методами, невозможность влиять на цены, В условиях свободного рынка рыночный механизм высту­пает единственным регулятором экономических и соци­альных процессов. Поэтому свободный рынок — это абст­ракция, поскольку условиям такого рынка не отвечает никакая государственность;

• регулируемый рынок, в котором наряду с рыночным ме­ханизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации обще­ства. Государство стремится смягчить удары рынка по ин­тересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные от­ношения приводит к их деформации;

• деформированный рынок — существует в условиях команд­но-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают; отсутствие много­образных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факто­ров производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики; попытка усиления региональных рынков и др. Регулирова­ние экономики в условиях деформированного рынка осу­ществляется государством путем централизованного, ди­рективного планирования.

По степени ограничения конкуренции выделяют:

• рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;

• рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыночную власть, основанную на диффе­ренциации товара или услуги;

• олигополистический рынок, в котором фирмы имеют зна­чительную власть, по конкуренции сохраняется и порою бы­вает весьма разрушительной;

• рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю от­расль и выступает единственным продавцом;

• рынок монопсонии со множеством продавцов и лишь од­ним покупателем;

• смешанный рынок.

Монополия и монопсония в чистом виде — редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии и монопсонии.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональ­ная структура обязательно предполагает наличие трех его основ­ных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою, специфиче­скую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на мно­жество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капитала — на ры­нок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, на рынки по отдельным специальностям.

Сегментация –это выделение в пределах рынка четко обозначенных групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению, для обслуживания которых могут потребоваться определенные товары или маркетинговые комплексы.

Суть процесса сегментации заключается в том, что всех потребителей делят на группы, которые предъявляют особые отличные от других требования к данному товару. Т.е. сегмент - это группа потребителей с однородными потребностями и одинаково реагирующие на маркетинговое воздействие. Конечная цель сегментирования - выбрать наиболее выгодный или выгодные для фирмы сегменты, выбрать те сегменты, которые принесут фирме максимальную прибыль

Сегментация может быть нескольких видов в зависимости от характера ее проведения и от типа потребителя товаров или услуг.

В первом случае выделяют:

- макросегментацию, в рамках которой рынки делятся по регионам, странам, степени их индустриализации и т.д.;

- микросегментацию, которая предполагает формирование групп потре­бителей (сегментов) одной страны, региона по более детальным критериям (при­знакам);

- сегментацию вглубь, в этом случае процесс сегментации начинают с широкой группы потребителей, а затем поэтапно углубляют ее в зависимости от классификации конечных потребителей товара или услуги;

- сегментацию вширь, которая начинается с узкой группы (сегмента) потребителей, а затем расширяется в зависимости от сферы назначения и исполь­зования товара;

- предварительную сегментацию — начальный этап маркетинго­вых исследований, ориентирующий на изучение максимально возможного числа рыночных сегментов;

= окончательную сегментацию— завершающая стадия анализа рын­ка, проведение которой регламентируется возможностями самой фирмы и усло­виями рыночной среды. Она связана с поиском оптимальных сегментов рынка в целях позиционирования на них товаров, отвечающих спросу потребителей и возможностям фирмы.

В зависимости от типа потребителя товара или услуг различают сегмента­цию потребителей товаров потребительского спроса и потребителей товаров производственно-технического назначения ПТН.