logo search
ЭконТеория Экзамен

Госу­дарственный бюджет.

Государственный бюджет — смета (роспись) государствен­ных доходов и расходов по источникам поступления и ос­новным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Бюджетный профицит (излишек) — превышение дохо­дов над расходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) — превышение рас­ходов над доходами.

В экономике развитых стран бюджетный профицит встре­чается значительно реже, чем бюджетный дефицит.

В зависимости от государственного устройства бюджет бывает разных видов: федеральный, республиканский, ме­стных органов власти (города, округа, края и т. д.). Целью государственных финансов является балансирование эконо­мики, а не бюджета. В связи с этим федеральный бюджет -следует рассматривать как инструмент достижения и под­держания макроэкономической стабильности. Поэтому пра­вительство не должно сомневаться, идя на введение лю­бых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Одно вызывает беспокойство: что в развитых странах еже­годные бюджетные дефициты имеют место в условиях от­носительно мирной экономики, которая функционирует близ­ко к уровню полной занятости.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процен­та, что:

а) вызывает вытеснение частного инвестирования, в свою очередь как бы сталкивая экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане;

б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны инос­транцев, так как более высокий уровень процента по прави­тельственным и частным ценным бумагам делает финансо­вые инвестиции более привлекательными для иностранцев; приток иностранных средств может способствовать финанси­рованию и дефицита, и частных капиталовложений. Но та­кой приток средств вызывает прирост внешнего долга. А вып­лата процентов и погашение долгов иностранцам вызывают сокращение будущего национального производства;

в) приводит к росту спроса на ценные бумаги, и, соответ­ственно, вызывает рост международной стоимости националь­ной валюты, что обусловливает сокращение экспорта и рост импорта, а значит сдерживает развитие внутренней экономики.

Стимулирующее воздействие дефицита может быть сгла­жено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицатель­ного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом

Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Государственный долг — общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

Государственный внутренний долг — задолженность фе­дерального правительства гражданам и организациям своей страны.

Государственный внешний долг — задолженность феде­рального правительства страны гражданам и организациям других стран.

Количественно государственный долг — сумма всех поло­жительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической позиции долг является тяжелым бременем для каждой страны.

Проблемы, связанные с государственным долгом, заклю­чаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:

а) увеличивают неравенство в доходах;

б) требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;

в) вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;

г) увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.

Тем не менее в последние годы во всех странах внешний долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются.