logo search
ЭконТеория Экзамен

Этапы развития экономической теории.

Начало экономической науки следует искать в учениях мыслителей стран Древнего Востока. Первые осмысления хо­зяйственных процессов представлены в древнеиндийских "За­конах Ману" (IV-III вв. до н. э.), в трудах древнекитайских ученых Конфуция (551-479 гг. до н. э.) и Сюнъ Цзы (III в. до н. э.). В них отмечается существование общественного разде­ления труда, проводится разделение умственного и физи­ческого труда, отношений господства и подчинения, выска­зывается мысль о равенстве всех людей и о равном праве частной собственности на землю.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Идеи древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э,), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) получили развитие и по­служили основой современной экономической мысли. Платон впервые продумал и описал устройство идеального комму­нистического общества, а Аристотель впервые высказал прин­цип справедливого (эквивалентного) обмена. Их спор о наи­лучшем общественном устройстве человечество продолжает до сих пор.

Наследство мыслителей Древнего Рима: Варрона (116-27 гг. до н. э.), Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. до н. э.}, Сенеки {4-65 гг. н. э.) явилось следующей ступенью развития экономической мысли. В трудах этих мыслителей уже осуждается рабство. Сенека выступал про­тив ростовщичества, хотя сам занимался этим ремеслом и был очень богат. Ему принадлежат слова: "Беден не тот, кто мало имеет, а кто многого хочет". Его идеи оказали влияние на христианство.

ХРИСТИАНСТВО принесло с собой переворот во взгля­дах на хозяйственную деятельность. Оно провозгласило хо­зяйственный труд почетной деятельностью, необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Бог дает некоторым людям богат­ство, учили христианские богословы, чтобы эти люди могли одаривать нищих. В христианском учении затронуты пробле­мы справедливой цены, социальной оценки продуктов, не­прикосновенности человеческой жизни и собственности, обя­зательный день отдыха после шести дней труда.

Экономическая теория как наука стала постепенно скла­дываться в XVI-XVII вв. То было время зарождения ману­фактур, углубления общественного разделения труда, осво­ения морских путей в Индию и Америку, расширения внут­ренних рынков и становления всемирного торгового рынка, интенсификации денежного обращения. Центральной фигу­рой в экономической жизни становится купец, по-итальянски — мерканте. Первая совокупность представлений частных мне­ний множества различных лиц о проблемах богатства обще­ства, о том, как отдельная страна, торгуя с другими страна­ми, может разбогатеть, впоследствии получила название мер­кантилизма.

МЕРКАНТИЛИЗМ — это по существу экономическая идеология эпохи первоначального накопления капитала. Пред­ставители меркантилизма — не профессиональные мыслите­ли, а практики: купцы, промышленники, финансисты, слу­жащие торговых компаний. Они в своих трактатах настаива­ли на активном вмешательстве государства в хозяйственную Жизнь в интересах купечества. Источник происхождения бо­гатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Его представители: У, Стаффорд (1554-1612), Г. Скаруффи (1571-1641) и др. в основу хозяй­ствования предлагали положить систему активного торгового баланса, т. е. продавать больше, а покупать меньше, в связи с чем предлагалось разрешить и вывоз денег за границу. Т. Мен (1571-1641), А. Монкретьен (1575-1621) поддерживали идею развития промышленности, активного протекционизма, экс­пансии торгового капитала, ограничения деятельности инос­транных купцов.

Яркими представителями меркантилизма в России был А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), Экономист, государ­ственный и военный деятель, дипломат. Родился в дворянс­кой семье, получил хорошее образование. Выступал за еди­ное централизованное государство купцов и помещиков. Тор­говлю рассматривал как орудие развитие экономики России. В составленном им "Новоторговом уставе" были определены основные направления внешней торговли. Он стоял за разви­тие частной инициативы и свободного предпринимательства, призывал использовать опыт других стран, исходя из инте­ресов России.

Учение Уильяма Петти (1623-1689), родился и жил в Великобритании) — первый профессиональный экономист. Он выпустил ряд книг: "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Сло­во мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1646), "Кое-что о деньгах" (1682). Заслуга Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Извес­тно его изречение: "Труд есть отец и активное начало богат­ства, а земля — его мать". Он ставит проблему определения общественного богатства страны; делит полный (валовой) про­дукт на три части: возмещение затрат, заработную плату (жизненные средства) и чистый доход (ренту); закладывает основы теории относительной ценности, создал понятие на­ционального дохода, придумал метод его исчисления; иссле­довал вопрос о количестве денег в обращении страны.

ФИЗИОКРАТЫ — (фр. physiocrates; от греч. physis — природа и kratos — сила, власть, господство) выражали интересы крупных землевладельцев. Среди представителей это­го направления возвышается фигура Франсуа Кенэ (1694-1774). Землевладелец по происхождению, врач по образова­нию (был придворным врачом Людовика XV), сформировал кружок вольномыслящих дворян, которые называли себя экономистами. Они доказывали, что источником богатства общества является земля. Именно земля, по их мнению, ее плодородная сила приносит чистый избыток дохода. В 1758 г. в возрасте 64 лет Кенэ выпустил свой главный труд по по­литэкономии "Экономические таблицы", где впервые ана­лизирует процесс общественного воспроизводства. Основные идеи Таблицы Кенэ и в XX в. используются для расчетов того, сколько и каких продуктов производить, сколько и каких ресурсов {труда, сырья, машин) направлять в раз­личные отрасли хозяйства (расчеты межотраслевого ба­ланса). От Таблицы идут прямые линии к современным тео­риям: общего равновесия, исчисления национального дохо­да, межотраслевого баланса и к модели "затраты-выпуск" В. В. Леонтьева.

Идеи физиократов получили свое развитие в трудах русских лшслителей. Так Иван Тихонович Посошков (1652-1726) в своей работе "Книга о скудности и богатстве" (1724) отстаивал идею о том, что источником богатства является труд как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Признавал пользу найма рабочей силы и конкуренции при хранении крепостничества. Василий Никитич Татищев 686-1750) в "Истории Российской" обосновывал и защищал петровские преобразования, поддерживал развитие купечества, торговли, промышленности в России, политику протекционизма. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) развивал идеи о пользе ремесел. Торговлю он считал важ­нейшим фактором роста богатства страны, радел о защите национальной промышленности от иностранной конкуренции путем таможенных тарифов, выступал за активное вмеша­тельство государства в экономическую жизнь страны, подъем благосостояния народа и сохранение крепостничества.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТЭКОНОМИИ (конец XVII в. -- 30-е гг. XIX в.). Главными представителями этой школы являются А.Смит (1723-1790), Д. Риккардо (1772-1823) (Великобритания).

Работы А. Смита — многовековой итог экономической мысли. Они являются ее наивысшим достижением и завер­шающим творением. Смит дал ответ на все вопросы, которы­ми задавалась экономическая мысль с древности и по XVIII в. А. Смит отстаивал принцип естественной свободы против меркантилистов вместе с физиократами и принцип произво­дительности промышленного и торгового капитала против физиократов вместе с меркантилистами. Его работу "Иссле­дование о природе и причинах богатства народов" (1776) ис­следователи считают началом новой эпохи в развитии эконо­мической мысли, тем рубежом, от которого отталкивались экономисты-мыслители следующих поколений, а разработан­ный стройный понятийный аппарат стал для них мощным инструментарием.

Смит сотворил единый комплекс взаимоувязанных тео­рий: капитала, производительного труда, дохода, цены, бо­гатства, налогов, ценности, экономии труда, собственности, конкуренции, динамики экономики, интересов, обществен­ного воспроизводства, функций государства. Решая эти про­блемы одну за другой, Адам Смит постепенно выстраивает единое здание экономической науки, которая существовала до этого в виде разрозненных направлений. Его идеи и от­крытия стали началом теоретических построений классичес­кой школы экономической науки.

Классическая экономическая школа имела своих вид­ных представителей и в России. Ее сторонниками и авто­рами можно считать видных экономистов XIX в. — Николая Семеновича Мордвинова (1754 — 1845) и Михаила Михай­ловича Сперанского (1772 — 1839). Они жили и занимались общественной деятельностью во времена царствования импе­ратора Александра I и Николая I. Стараниями этих мысли­телей заложены основы будущих преобразований в России.

Историки отмечают тесную связь Мордвинова и Сперан­ского в делах государственных, при этом "Сперанский иног­да является как организатор и исполнитель, а Мордвинов как начинатель и неутомимый преследователь раз созданной цели" Труды этих мыслителей — реформаторские по своей сути — уже первые исследователи называли провозвестни­ками благих реформ будущих периодов России.

Мордвинов и Сперанский, по свидетельству современни­ков, имели много общего в своих помыслах и устремлениях в деле служения России.

Мордвинов и Сперанский — два имени, научное насле­дие которых свидетельствует о том, что подлинная эконо­мическая наука не была привнесена в Россию извне. Они са­мостоятельно теоретически обосновывали назревшие задачи русской экономики, критически оценивали пригодность или непригодность теоретических концепций Запада, в том числе и Смита, а по некоторым теоретическим разработкам и прак­тическим мероприятиям шли гораздо дальше (в применении машин, в производительности земледельческого труда, в международном разделении труда и т. д.). Они являются пред­ставителями и выразителями тех начал, которые, даже не осуществленные до конца, оказывали благотворное влияние на последующую общественную жизнь в России и за ее пре­делами.

Мордвинов считал, что Россия имеет все предпосылки и условия для того, чтобы стать промышленной страной и най­ти правильное соотношение между промышленностью, сель­ским хозяйством и торговлей, развитие промышленности и ремесел даст новые орудия труда для сельского хозяйства, а развитие городов создаст и расширит рынок для сельскохо­зяйственной продукции, повысит цену на нее и на землю. Вместе с тем он понимал, что разделение труда не сможет активно развиваться без путей сообщения, и особенно без железных дорог, и ратовал за их строительство.

Считая общественное разделение труда важнейшим ус­ловием и основой человеческого прогресса внутри отдельной страны, Мордвинов активно выступал за протекционизм, поскольку отсталая в экономическом отношении Россия, по мысли Мордвинова, при свободной торговле попадет в еще большую экономическую зависимость от развитых стран.

Большой интерес представляют суждения Н. С. Мордви­нова о собственности. Это одна из важных проблем в эконо­мических рассуждениях мыслителя и практика. Он высказы­вал и всячески защищал мысль о неприкосновенности част­ной собственности. В частной собственности он видел опору государства и всегда ратовал за то, что строения должны принадлежать их хозяевам, а земли розданы частным лицам на правах частной собственности. В монополии он усматривал зло, препятствие для развития.

М. М. Сперанский не оставил крупных научных моногра­фий, но проекты и программы государственного переустрой­ства, "Полное собрание законов", "Финансовый план", со­ставленные им манифесты, заметки, записки, письма, отра­жают круг его интересов, научных пристрастий, широту его знаний, движение русской экономической мысли.

М. М. Сперанский как человек просвещенный, интеллек­туал и философ замышлял общую реформу общественно-по­литического строя России в качестве довольно длительного процесса. "Хотеть в год, в два без крутостей, без разрушения не только разобрать по частям прежнее огромное здание, но и воздвигнуть новое, конечно, невозможно. Состояние го­сударства устрояется веками, и устрояется почти само со­бою: тот великий человек, кто положил ему твердое основа­ние...".

Идеи западноевропейских философов, принципы, легшие в основание систем правления в Западной Европе, хотя и восхищали его, не затмили в нем здравого смысла. Он не допускал и малейшей мысли о том, чтобы подчинять этим идеям и принципам российскую действительность, насильно втискивать русское общество в рамки представлений, воз­никших из знакомства с западноевропейскими политически­ми системами.

Сперанский почитал и считал необходимым учитывать особенности Российского государства в выборе путей его раз­вития и процветания. Он видел необходимость в новом обще­ственно-политическом устройстве, но и видел отсутствие той силы, которая была способна это сделать, поэтому единствен­но реалистический выбор российского реформатора был один; орудием преобразования в ту эпоху могла быть только власть законного государя, Иначе новой революционной власти при­шлось бы начинать все не с нуля, а с минуса, поскольку крепостная зависимость вновь возникла бы, но только в иных формах, что было тогда вполне предсказуемо. Сперанский сделал этот выбор не в угоду своему положению царского чиновника, а в угоду российской действительности,

Началом его реформ стали идеи, высказанные в запис­ках "Об усовершенствовании общего народного воспитания", "О чинах", "Предварительные правила для специального Лицея", которые легли в основу указа Александра I о новых правилах производства в чины по гражданской службе 6 августа 1809 г. Этим указом положено начало формирова­ния русской бюрократии: чины и звания, согласно новым пред­писаниям, могли получить только люди, окончившие курсы обучения в одном из российских университетов или выдер­жавшие экзамен по специальной программе. В основе всех изменений Сперанским была положена мысль о теснейшей взаимозависимости различных сфер жизни общества. Ставя вопрос о создании в России независимого экономического и политического бытия, он увязывал это с отменой крепостно­го права.

К1 января 1810 г. Сперанский представил Александру I "Введение к Уложению государственных законов", "Краткое начертание государственного образования", и "Общее обра­зование всех преобразований и распределение их по време­нам", "Проект гражданского уложения" и "Новый план фи­нансов". Претворение в жизнь этих проектов, по мысли Спе­ранского, должны были означать вступление России в новую систему.

МАРКСИЗМ, или теория научного социализма (комму­низма), — философское, экономическое и политическое уче­ние, основоположниками которого стали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (182Q-1895). Их идеи в той или иной степени были дополнены и переработаны В. И. Лениным* Г. В. Пле­хановым, М. И. Туган-Барановским.

К. Маркс — немецкий мыслитель родился в семье адво­ката. Главный труд его "Капитал" (1867)- одно из выдаю­щихся произведений экономической науки.

Главные открытия в "Капитале":

• сформулировано учение об общественно-экономичес­ких формациях, составляющих их элементах, причинах сме­ны формаций;

• раскрыты законы развития капитализма, его внутрен­ний источник самодвижения, противоречия, исторически пре­ходящий характер капитализма как формации;

• разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учение о двойственном харак­тере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, учение о прибавочной стоимости;

• раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наем­ного труда; дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

Во второй половине XIX столетия в экономической на­уке произошла маржиналистская революция или революция предельной полезности, которая изменила лицо науки, ха­рактер научно-экономического мышления. МАРЖИНАЛИЗМ (от англ, margman, "предельный") представляет экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняет все экономические процессы и явления исходя из предельных, крайних (max или mm) величин, характеризу­ющих не сущность явлений, а их изменение в связи с изме­нением других явлений, В работах А. О. Курно (Франция), И. Г. Тюнена и Г. Г. Госсена (Германия) исследуются такие категории, как предельная полезность, предельная произво­дительность, предельные издержки. Они используются в работах Л, Валъраса, К. Менгера, У. Джевонсона, нашли свое дальнейшее применение в современных теориях спроса, цены, фирмы, рыночного равновесия.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовано возникнове­нием КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в работе "Общая теория занятости, процента и денег" на основе макроэкономического метода исследования выдвинул идею о необходимости государственного вмешатель­ства в экономику в целях исправления ее от недостатков. В качестве основы экономических процессов у Кейнса выступа­ет психологическая характеристика природы человека. При­чиной экономических кризисов он считал изменения в настро­ениях капиталистов — переход от оптимизма к пессимизму. Решающее значение он придавал "склонности к потребле­нию" и "склонности к сбережению". Он выдвинул тезис о ре­шающей роли инвестиций в определении общего объема за­нятости, национального дохода и потребления.

Одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке является МОНЕТАРИЗМ, возникший в процессе критики кеинсианства и рассматривающий явления хозяйственной жизни с точки зрения денежного обращения. Наиболее ярким ее представителем является Милтон Фрид-ман (род. 1912), который реформировал количественную тео­рию денег, показал, что деньги имеют значение для динами­ки цен и "именно их количество, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредита". Монетаристы рассматривают капитал как совокуп­ность денежных активов, а денежно-кредитную политику счи­тают наиболее эффективным инструментом регулирования экономики. Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, они считают, что в ее основе лежит исключитель­но соотношение между предложением денег и спросом на них, но обходят молчанием влияние денежного фактора на дина­мику и результаты производства.

В 70-е — 80-е гг. сложилась и получила распростране­ние "ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Сторонники этой теории считают, что колебания темпов экономического роста, струк­турные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция спровоцированы прежде всего ростом государствен­ных расходов. В них они видят причину бюджетного дефици­та, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Систематическое вмешательство государ­ства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занято­сти, социального обеспечения оказывают разрушающее воз­действие на экономику. Роль государства ограничивается осу­ществлением политики, способствующей свободной хозяй­ственной деятельности, поддержкой необходимого уровня денежной массы, проведением кредитных мероприятий, ог­раничением социальных расходов. Основную задачу они ви­дят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении ин­фляции. Они отвергают использование налогов в качестве средства антициклического воздействия на экономику, ори­ентируются на стимулирование широкой частной инициати­вы, частного предпринимательства за счет снижения налогов и предоставления льгот, выступают за экономию на государ­ственных расходах.

Очередной революционный переворот в макроэкономичес­кой теории связывают с появлением ШКОЛЫ РАЦИОНАЛЬ­НЫХ ОЖИДАНИЙ, которую называют продуктом новейшей эволюции неоклассицизма. Она сформировалась в США и пред­ставляет собой теорию равновесия в соответствии с принци­пами оптимального поведения хозяйственных агентов и объяс­няет причины и степень колебаний основных экономических показателем, включая выпуск, масштабы занятости, цену. заработную плату. Сторонники этой школы исходят из того, что ожидания экономических агентов, максимизирующих свое положение, рациональны, поскольку строятся на всей дос­тупной информации. Они считают, что рыночная экономика — самонастраивающаяся, равновесная. Колебания производства или занятости наиболее характерны для уровня фирмы или отрасли. В рамках национальной экономики преобладает тенденция к их выравниванию, но при этом не отрицается и цикличность колебаний, выступающая как результат ошибок экономических субъектов, явившихся следствием неполной или искаженной информации. Сторонники этой школы отвер­гают государственное регулирование экономики, а меры го­сударственной политики считают неэффективными и беспер­спективными. Более того, государственное вмешательство в экономику они рассматривают в качестве основы цикла, глав­ной причиной отклонений от естественного уровня производ­ства и безработицы. Более того, они рассматривают кейнси-анскую систему антициклического регулирования причиной развязывания в 70-е гг. галопирующей инфляции и стагфля­ции.

СОВРЕМЕННОЕ КЕНСИАНСТВО в его ортодоксальном и монетаристском вариантах и в виде кейнсианизма по-преж­нему ориентируется на использование таких категорий, как эффективный спрос, макроэкономический анализ рынка, ра­циональные предпочтения денег и др. При этом кейнсианс-кие постулаты не противопоставляются неоклассической кон­цепции. Напротив, принципы неоклассицизма рассматрива­ются как универсальные. Особое внимание уделяется исполь­зованию рынка, конкуренции в распределении ресурсов в со­ответствии с агрегативными предпочтениями индивидуумов, инвестициям и инвестиционному спросу. Разрабатывается те­ория "финансовой нестабильности", рассматриваемая в ка­честве основы для определения антикризисных мероприятий, регулирования бюджетного дефицита. Современные кейнси-анцы ищут средства эффективного воздействия на рыночный механизм, регулирования конкуренции, выясняют влияние рынка на динамику инвестиций, движение безработицы, ин­вестиционный процесс. Кейнсианская теория оказывает влия­ние на систему хозяйствования, проявляется в инструмента­рии хозяйственного механизма. Не исключено, что новые варианты посткейнсианства в дальнейшем могут приобрести еще большее влияние в разработке теоретических основ хо­зяйствования.

В начале XX столетия в США возник ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (система взглядов на общество и экономику, в ос­нове которой лежит категория института, составляющая ко­стяк социально-экономических построений), виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли Митчелл (1874-1948). Веблен связывал основу экономики с действием психологического фактора. Коммонс основной упор делал на правовые категории, юридические учреждения, определяю­щие, по его мнению, развитие экономики. Митчел ставил задачи создания методов ослабления экономических кризи­сов, обосновал теорию регулируемого капитализма. Отвергая идею о производственных отношениях как основы социаль­но-экономической структуры, институционалисты сформули­ровали свой подход к изучению общественных явлений, эко­номического прогресса. Они игнорируют примат производства, не признают определяющей роли отношений собственности на средства производства. Подвергают суровой критике кон­цепцию неоклассиков и отвергают их методологическую кон­цепцию — маржинализм, резко критикуют монетаристов, сторонников теории предложения. Споры между Дж. Гэлб-рейтом (представителем либерального направления институ-ционализма) и М. Фридменом существенным образом влияют на экономическую доктрину США. Гэлбрейт полагает, что кейнсианская политика агрегативного спроса лучше, чем рынок, способна решать задачи эффективного использова­ния ресурсов, если она сопровождается мерами по контролю над ценами и ресурсами и в провалах экономической полити­ки администрации США в 80-е гг. виноваты монетаристы и сторонники экономики предложения. В числе важнейших ка­тегорий, разрабатываемых институционалистами, следует на­звать: корпорацию — как основу организационной структуры индустриальной системы современного общества; взаимодей­ствие монополии и конкуренции; олигополию; управление ди­намикой доходов, цен; различные стороны хозяйственного механизма; трансформационные процессы. Источник перемен они видят в развитии науки, техники, в создании новых тех­нологий. В их работах технологическую трактовку приобрета­ют проблемы экономического роста, экономических кризи­сов, безработицы, заработной платы, структурные сдвиги. НТП, по их мнению, непосредственно определяет экономи­ческое и социальное развитие общества, является решаю­щим фактором его обновления.

В начале XX столетия в России сложились альтерна­тивные теории Александра Васильевича Чаянова (1888-1937) и Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938). Чаянов в работах "Организация крестьянского хозяйства" (1925) и "Краткий курс кооперации" (1925) разработал кон­цепцию трудопотребительского баланса, который включал увязку трудовых ресурсов и объемов работ, разделение по­требляемой и продаваемой на рынке продукции, баланс де­нежных поступлений и расходов. При этом он исходил из того, что крестьянин стремится не к максимуму чистой при­были, а к росту общего дохода, равновесию производствен­ных и природных факторов, равномерному распределению труда и дохода в течение всего года. Чаянов выдвинул план разрешения социальных противоречий в деревне через коо­перативную коллективизацию различных типов хозяйств и кооперативный кредит. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора он видел в массовом рас­пространении кооперации, ее антикапиталистическом и антибюрократическом содержании. Крупное достижение Ча­янова — теория дифференциальных оптимумов сельскохо­зяйственных предприятий.

Кондратьев вплотную подошел к концепции смешанных форм воздействия на экономику -со стороны государства, торгово-предпринимательских структур, местных органов власти, отдельных крестьянских хозяйств. Он выдвигал тре­бования рыночной проверки методов государственной поли­тики и рассматривал рынок в качестве связующего звена между национализированными кооперативными и частными секторами, а также как важный источник хозяйственной ин­формации. Большое значение придавал народно-хозяйствен­ному плану, способному обеспечить более быстрое развитие производительных сил и сбалансированность роста производ­ства. Считал необходимым использование сочетания плано­вых и рыночных элементов хозяйствования.