9.3. Современные модели макроэкономического регулирования Обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов
Исследование показало, что ни кейнсианство, ни механизмы командно-административного управления экономикой не обеспечивают безграничного роста эффективности. И в том, и в другом вариантах эффективность имеет место лишь в ограниченных пределах.
К 70-м гг. XX в. механизмы государственного регулирования в значительной мере исчерпали себя как в западных странах, так и в российской экономике.
Вместе с тем западная экономика оказалась более мобильной. Наличие не только государственных, но и частных структур позволило ей достаточно живо реагировать на изменения общественной жизни, искать и находить новые формы и механизмы хозяйствования. В то же время малоподвижная российская экономика тоже реформировалась, но менее значительно, в рамках практически неизменной, единой общественной собственности, которая ставила пределы реформированию, не допускала иных, кроме плановой, форм государственного регулирования.
Как отмечалось, кейнсианская революция дала западной экономике второе дыхание. В 50-60-е гг. XX в. были достигнуты небывалые темпы экономического роста, имел место высокий уровень занятости, значительный подъем благосостояния населения.
Однако нового дыхания хватило лишь до середины 70-х гг. В 1973 г. прирост промышленного производства приостановился. В 1974-1975 гг. в западной экономике развернулся острый экономический кризис. Стало очевидно, что вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвратить спады производства. Безраздельное господство кейцсианства в экономической теории закончилось.
Исследовательская мысль переключилась на поиск новых направлений, ориентирующих на свободу предпринимательства и деловой активности, а следовательно, вновь на развитие рыночных отношений. Внимание теоретиков и практиков сосредоточилось на модели неоконсервативного толка, проповедники которой выступили за невмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов.
Неоконсерваторы выявили два уязвимых места в концепции Д. Кейнса.
Первое. Посылку о допустимости умеренной инфляции как результат займов, печатания денег для стимулирования эффективного спроса, увеличения заработной платы, обеспечения полной занятости.
Второе. Ориентацию на введение высоких налогов для увеличения государственных доходов, снижающих материальную заинтересованность работников в увеличении заработной платы и предпринимателей в повышении прибыли, чем подрывались сами основы, стимулирующие предпринимательство.
Их практическая реализация привела к отрицательным результатам — возникновению новой "английской болезни", получившей название стагфляции (сочетание безработицы и инфляции).
Неоконсерваторы предложили рецепты излечения от "английской болезни". Их теоретические позиции нашли отражение во взглядах трех школ неоконсервативного толка, имеющих антикейнсианскую направленность:
монетаризма;
теории экономики предложения;
теории рациональных ожиданий.
Школа монетаризма выдвинула концепцию, ориентированную на количественную теорию денег.
Основой постулат - экономическая свобода рыночных агентов, вместе с тем важно контролировать находящуюся в обращении денежную массу, не допуская ее инфляционного роста.
Представитель и проповедник количественной теории денег лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен вновь сделал ставку на механизм рыночных цен, являющийся, по его мнению, "нервной" системой рыночной экономики, позволяющий оценивать деятельность рыночных субъектов и соответствующим образом ее корректировать. Как результат — вновь обоснование взаимосвязи между динамикой денежной массы и изменением дохода.
Вместе с тем для борьбы с существующей инфляцией необходимым считали государственное вмешательство, направленное на
жесткое ограничение предложения денег и выдачу кредитов;
сокращение печатания денег;
урезание социальных программ.
Слишком активная денежная.политика, по их мнению, противоречит эффективному развитию экономики.
Представители теории экономики предложения также выступили за возрождение свободы частного предпринимательства и механизма рыночного регулирования, позволяющих, по их мнению, создать благоприятные условия для накопления капитала, развития предпринимательства.
Главными преградами на этом пути считали высокие налоги и инфляцию, поскольку высокие налоги ограничивают капиталовложения, а инфляция удорожает кредиты. Поэтому главными направлениями трансформации государственного регулирования считали:
предоставление налоговых льгот предпринимателям;
осуществление антиинфляционных мероприятий. Предполагалось, что новый уровень налогов одновременно
поднимет заинтересованность и работников, и бизнесменов в достижении больших конечных результатов деятельности и приведет к абсолютному росту размеров производства, что, обратно усилит налоговую базу государственного бюджета.
Представители теории рациональных ожиданий с целью обеспечения свободы предпринимательства выступили за устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономической деятельности. В частности, приветствовали либерализацию антитрестовского законодательства, ликвидацию регламентации по ценам, заработной плате и т. д., сковывающих инициативу и самостоятельность.
Сторонники теории рациональных ожиданий утверждали, что хозяйствующие субъекты в состоянии сами прогнозировать ход хозяйственных процессов и принимать оптимальные решения. Но для этого нужно правильно оценить экономическое положение в стране. Однако это трудно сделать, поскольку правительства, пытаясь регулировать текущую хозяйственную деятельность, часто принимают непредсказуемые решения.
Поэтому нужны стабильные правила, которые бы делали предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей. Для исключения нестабильности считали разумным принятие закона, по которому решения правительства в области денежной политики и налогов вступали бы в силу только через два года после их принятия. По их мнению, это позволило бы предотвратить принятие конъюнктурных, неожиданных решений диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы. Вместо решения сиюминутных проблем правительства должны сосредоточить внимание на долгосрочной экономической политике.
Общим для всех школ неоконсерваторов является ориентация на возрождение рыночного саморегулирования и стимулирование частного предпринимательства. Эта модель - прямая противоположность кейнсианству.
В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств вновь был положен принцип "эффективного предложения", поощряющий частное предпринимательство.
Для его стимулирования в ряде стран - США, Англии - были существенно снижены налоги на прибыль и трудовые доходы, уменьшилось государственное вмешательство в хозяйственную деятельность, начались процессы частичной приватизации государственной собственности в частные руки. Во многих странах было заметно свернуто планирование национальной экономики, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры дали определенные результаты: сократились дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, возросли темпы хозяйственного развития.
Однако и модель, предложенная неоконсерваторами, оказалась ограниченной, не спасла экономику Запада от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 гг. вновь разразился экономический кризис. При этом уровень мирового производства, как ив 1973 г., снизился до нулевой отметки.
Жизнь вновь актуализировала важный вопрос: какой хозяйственный механизм лучше — государственный, или рыночный?
Синтез государственного и рыночного механизмов
Сопоставление моделей макроэкономического регулирования показало неполноценность и недостаточность как исключительно рыночного, так и государственного регуляторов макроэкономики. Вместе с тем каждый из них имеет специфические черты, отсутствующие у другого, представляющие позитив данного механизма, которые важно предусмотреть в практике регулирования.
1. Свободный рынок воздействует на производство апостериори, т. е. после того, как товары созданы и исправить ничего нельзя. В противовес — государственный механизм действует априори — до начала производства товаров и услуг, что позволяет учесть и заранее сориентировать его на конечные результаты.
Отношение к "побочным (или внешним) эффектам" производственной деятельности при различных хозяйственных механизмах не одинаково. Частные субъекты, ориентируясь на собственные интересы, как правило, не могут исключить ущерб, наносимый "побочными эффектами" третьим лицам. Только государство способно в полном объеме справиться с регулированием внешних эффектов.
Разное отношение к структурным переменам в экономике. Частные субъекты рынка в большинстве не берутся за крупные изменения отраслевой структуры экономики, в том числе соответствующие достижениям НТР, не дающие быстрой отдачи, получения выгоды. Государство располагает средствами, необходимыми для крупных изменений отраслевых структур, проведения технической политики в сравнительно короткие сроки.
4. Разное отношение к некоммерческим видам деятельности Частные субъекты рынка, как правило, не вкладывают деньги в некоммерческие структуры, не обеспечивающие получение прибыли. Вместе с тем государство создает и поддерживает за счет бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики - бесплатное образование, медицинское обслуживание и т. д., обеспечивает всем доступ к указанным благам.
Разная зависимость "обратного воздействия": государственный регулятор слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, слабо на него реагирует. Напротив, рынок быстро откликается на изменения спроса и предложения, уравновешивает их.
Рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Вместе с тем государство в меру необходимости может взять на себя затраты на содержание убыточных, но необходимых обществу производств (например, производство общественных благ и др.).
Исходя из отмеченного, исследователи пришли к выводу, что разумнее всего не менять один регулятор на другой, а совместить их, при этом возможно сочетание достоинств двух анализируемых механизмов.
Интегрированная система получила название "смешанной экономики". Она сочетает черты рыночного и государственного механизмов.
Основоположником нового подхода явился Пол Самуэлъсон, на основе синтеза двух механизмов предложивший третий тип макрорегулятора, ориентированного на:
сочетание устойчивости государственного управления экономикой с гибкостью рыночного саморегулирования, необходимого для быстрого и оперативного реагирования на потребительский спрос;
сочетание высших макроэкономических целей:
эффективности хозяйствования;
социальной справедливости;
стабильности экономического роста.
Новый макрорегулятор преодолевает односторонность кейнсианской концепции эффективного спроса и неоконсервативной концепции эффективного предложения.
В настоящее время большинство стран сочетают два механизма :— рыночный и государственный, каждый из которых выполняет особую роль в экономике.,
Рыночное саморегулирование развито больше всего и наиболее предпочтительно при производстве товаров индивидуального присвоения, создаваемых единоличными собственниками.
Более крупные структуры стремятся избегать рискованных рыночных операций. Как правило, они заключают с производителями долговременные контракты, в соответствии с которыми продукция производится.
В государственном секторе устанавливаются в основном нерыночные отношения, регулируемые непосредственно государством. Прежде всего, это отношения, связанные с производством наукоемкой продукции, производством общественных благ и т. д.
Ко второй половине 80-х гг. результатом общественного прогресса явилось практическое исключение в большинстве западных стран "крайних" хозяйственных механизмов — стихийного саморегулирующегося рынка или централизованно управляемых систем. В большинстве случаев страны достаточно успешно сочетают элементы и рыночного, и государственного механизмов.
Характеризуя эффективность такого сочетания, многие исследователи цитируют П. Самуэльсона и В. Нордхауса, которые пришли к важному обобщению: "Для всех промышленно развитых стран характерна смешанная экономика, в которой рынок определяет выпуск и устанавливает цены в большинстве отдельных его секторов, а государство управляет экономикой в целом с помощью программ налогообложения, расходов и кредитно-денежного регулирования. Обе стороны — рынок и государство — важны для бесперебойного функционирования экономики. Существование экономики без одной из этих сторон — то же самое, что попытки хлопать в ладоши одной рукой"1.
Несмотря на общие подходы, возможны различия:
по сферам действия рынка и государства;
по выполняемым функциям;
по формам и методам государственного управления хозяйством.
Модели макроэкономического регулирования
В зависимости от роли государства в экономическом процессе исследователи выделяют два типа экономик.
с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании;
с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании.
При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования. Экономика ориентирована на либеральные механизмы. Ее суть наиболее полно отражена в концепции "рей-ганомика" (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).
В такой структуре государство выполняет минимально необходимые функции:
обеспечения рынка деньгами;
регулирования внешних эффектов;
производства общественных товаров;
управления нерыночным сектором хозяйства.
В варианте с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в странах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
При этом государство дополнительно акцентирует внимание на проблемах:
регулирования социальных отношений;
создания условий для эффективного хозяйствования;
стабилизации экономического развития.
Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики - шведской, германской, японской и др. Их особенность - в ориентации на социальные механизмы, наиболее полное решение социальных проблем.
Современные исследователи делают упор на особенности, специфику социально-экономического развития стран.
Каждая страна должна определить собственный путь развития, в наибольшей мере отвечающий ее интересам, ориентировать на него свое развитие. Например, "тэтчеризм" отражает специфику Англии. Россия должна
1 Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1999.
ориентироваться на механизмы, в наибольшей мере отражающие ее специфику и соответствующие ее интересам. Ориентация на стандарты, возможность применения готовых моделей к реформируемым экономическим системам сегодня представляется нецелесообразной.
В условиях преобразований перед Россией встали задачи:
выбора направлений макроэкономического регулирования, здесь в наибольшей мере должны найти отражение специфика и особенности России, ориентация ее на созидательные преобразования, повышение жизненного уровня народа;
создания российской модели экономики, соответствующей российским национальным традициям, российскому менталитету. Для реализации этого необходимо формирование государственных и иных институтов, усиливающих управляемость национальной экономикой — законодательства, органов экономического регулирования, специализированных исследовательских структур;
3) социальной ориентации экономики, что соответствует ст. 7 Конституции РФ (1993), согласно которой государство обязано обеспечить достойную жизнь и развитие человека.
В современной российской экономике монополизм государственного управления разрушен. Сформированные управленческие структуры регулируют деятельность на различных уровнях: федеральном и региональных. При этом деятельность субъектов Федерации отражает региональную специфику в сочетании с определенными вертикалью государственной исполнительной власти установками.
В экономическом процессе сочетаются государственный и рыночный механизмы. Мера сочетания "отрабатывается" исследовательскими структурами, практикой, механизмами проб и ошибок.
В настоящее время проводится административная реформа, направленная на то, чтобы механизм управления сделать наиболее эффективным.
Сформирована трехуровневая система управления, включающая:
Министерства, ориентированные, в основном, на нормотворческую функцию.
Федеральная служба — на надзор и контроль.
Федеральные агентства — на оказание услуг населению.
- Океанова з.К. Экономическая теория
- Содержание
- Раздел I. Введение в курс. Общие основы Экономической теории
- Раздел II. Микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Раздел III. Макроэкономика. Система взаимосвязей и механизмы регулирования в макроэкономике
- Раздел IV. Развитие глобальной экономики
- Введение в проблему
- 1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей
- Закон возвышения потребностей
- 1.3. Предмет и метод экономической теории Формирование научного подхода
- Система экономических отношений. Предмет экономической теории
- Функции экономической теории
- Методология экономической теории
- 1.4. Основные направления экономической мысли
- Меркантилизм
- Классическая политическая экономия
- Неоклассическое направление
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- 2.1. Собственность: понятие, проблемы эффективного использования Понятие собственности
- Объекты собственности
- Субъекты права собственности
- Содержание права собственности
- 2.2. Классификация собственности
- Формы собственности
- 2.3. От монополизма к многообразию форм собственности Эволюция собственности на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел II микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Глава 3. Возникновение и сущность рыночной экономики
- 3.1. Путь к рыночной экономике
- 3.1.1. Диалектика натурального и товарного производства
- Сущность и функции денег
- 3.2. Рыночная система: сущность, характерные черты
- Роль рынка в экономике
- Рыночная сделка
- Зоны рыночного пространства
- Система рынков
- Правовое регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке
- 4.2. Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения
- Взаимосвязь предложения и цены
- Взаимосвязь спроса и цены
- Ценовая эластичность спроса
- Ценовая эластичность предложения
- Теория потребительского поведения
- 4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
- Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Монополия. Рынки олигополии и монополистической конкуренции
- 5.1. Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы
- Рыночная власть
- Легальная монополия
- 5.2. Механизм господства и предел экономической эффективности монополий Механизм монопольных цен
- 5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции
- Контрольные вопросы
- Р а з д е л III
- 6.1. Предпринимательство: сущность, современные формы Сущность, цепи предпринимательства
- Функции
- Личность предпринимателя
- Коммерческий расчет и его принципы
- 6.2. Факторы и издержки производства, их современная структура Факторы производства
- Издержки производства
- Труд как фактор производства
- Капитал как фактор производства
- Организационный фактор
- Экологический фактор
- 6.3. Простое и расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- 6.3.1. Простое воспроизводство индивидуального капитала
- Простое воспроизводство
- Кругооборот капитала, его стадии, функциональные формы
- Основной и оборотный капиталы
- Амортизация основного капитала
- 6.3.2. Расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.1. Факторы производства и "факторные" доходы: введение в проблему
- 7.2. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.2.1. Рынок труда и заработная плата Рынок труда — содержание понятия
- Формы заработной платы
- Тарифная система
- 7.2.2. Рынок капитала и прибыль
- Прибыль в традиционной экономике
- Норма прибыли
- Процент, норма процента
- Временное предпочтение
- 7.2.3. Рынок земли и рента
- Рентные отношения
- Абсолютная рента
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел III
- 8.1. Сущность, основные черты макроэкономики
- 8.2. Система показателей макроэкономики
- Дефлятор внп
- Международные сопоставления ввп
- 8.3. Национальные счета
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическое регулирование национальной экономики
- 9.1. Частичное и общее равновесие рыночной системы Введение в проблему
- 1. Изменения в потребительских расходах:
- 2. Изменения в инвестиционных расходах:
- 5. Поведенческие факторы:
- Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования
- 9.2. Государственное регулирование национальной экономики
- 9.2.1. Направления и механизмы государственного регулирования
- Методы регулирования
- 9.2.2. Кейнсианская модель Обусловленность формирования
- Ориентация на "эффективный спрос"
- Парадокс бережливости
- 9.2.3. Модель командно-административного управления экономикой
- 9.3. Современные модели макроэкономического регулирования Обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика. Структурные кризисы
- 10.1. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика
- I. Производство средств производства
- Военно-промышленный комплекс
- 10.2. Структурные кризисы
- Диспропорции современного развития
- Глава 11. Нестабильность макроэкономического развития
- 11.1. Циклы экономической конъюнктуры: причины, характерные черты
- Фазы цикла
- Депрессия
- Оживление
- Концепция "длинных волн"
- 11.2. Антикризисное регулирование Западный опыт
- Антикризисная политика в России
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Экономический рост
- 12.1. Понятие и факторы экономического роста Понятие экономического роста
- Показатели
- Факторы экономического роста
- 12.2. Типы экономического роста Экстенсивный экономический рост
- Ограниченность и пределы
- 12.3. Модели экономического роста, современные проблемы и тенденции
- 12.4. Инвестиционный процесс в современной России
- Финансовые, реальные инвестиции
- Иностранные инвестиции
- Сегодняшние проблемы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Занятость и безработица
- 13.1. Сущность и показатели безработицы Причины, сущность, безработицы. Критерии занятости
- 13.2. Основные формы безработицы
- Скрытая безработица
- Застойная безработица
- Закон Оукена
- 13.3. Политика занятости Политика занятости на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Кредитно-денежная система и политика кредитно-денежного регулирования
- 14.1. Денежное обращение и проблема равновесия на денежном рынке
- 14.2. Современные
- Валютное регулирование
- Уровень инфляции
- Инфляция и занятость
- Кривая Филлипса
- Антиинфляционное регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Финансовая система и финансовое регулирование
- 15.1. Финансовая система и фискальная политика
- Финансовая политика
- Кривая Лаффера
- 15.2. Государственный бюджет и его сбалансированность
- Доходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- Проблема государственного долга
- Стабилизационный фонд
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Рынок ценных бумаг, экономическая роль, механизмы
- 16.1. Рынок ценных бумаг, обусловленность формирования, роль в экономике
- 16.2. Сущность и виды ценных бумаг
- Акции, курс акций
- Облигации
- Векселя
- Приватизационные чеки
- 16.3. Механизмы рынка ценных бумаг
- Фондовые индексы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Социальная политика
- 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
- Кривая Лоренца
- Коэффициент Джини
- 17.2. Социальная справедливость и система социальных амортизаторов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел IV развитие глобальной экономики
- Глава 18. Обусловленность формирования, тенденции,
- От «замкнутости» к «открытости» экономик
- К "глобализации" экономики
- 18.2. Интернациональные экономические отношения
- Экспорт, импорт, платежный баланс
- Протекционизм
- Фритредерство
- Международная миграция капитала
- Предпринимательский капитал
- Миграция ссудного капитала
- Новые формы заимствования
- 18.3. Противоречия и проблемы мировой экономики
- Продовольственная проблема
- Глобальная экологическая проблема
- Проблема экономической отсталости
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел V проблемы переходной экономики
- Глава 19. Основные направления экономической реформы в России
- 19.1. Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России Предпосылки реформирования
- Программа рыночных преобразований
- 19.2. Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы Дискутируемые варианты
- Приватизация
- Реформа цен
- Социальные проблемы
- Либерализация внешней торговли
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Литература